Украина против России. ч.I.
777hawk — 26.01.2020 Уже сколько сказано про то, что "Украина - это таран, который Запад использует против России". А после этого появляются новости про отставку Суркова и то, что вот де Козак будет проводить иной, более миролюбивый курс к Украине в очередной попытке сделать из нее "дружественное государство". Ну, и как тут быть? Что же тогда, в конце концов, Украина - "таран против России" или "перспективно дружественное государство"?Проблема в том, что никакого интеллектуального труда в осмысление поставленного выше вопроса приложено не было. "Говорящие головы", которых мы видим в телевизоре и роликах Ютуба, почти поголовно - шарлатаны, обеспокоенные лишь зарабатыванием себе на бутерброд с икрой. Такое вот "тяжкое наследие СССР", в котором гуманитарной проблематикой занималось как раз эта самая публика, заинтересованная лишь во все том же бутерброде. Можно было бы говорить долго о причинах нынешнего бедственного положения в сфере общественной мысли (достаточно взглянуть на чудовищно невежественных "левых мыслителей", собирающих сотни тысяч лайков в Ютубе, чтобы ужаснуться), но сейчас не о том речь. А потому займемся заявленной выше проблемой.
Давайте поставим простой вопрос: что такое Украина? Но оговоримся, что следует различать Малороссию, как историческую часть (периферию) Руси и современную Украину, которая возникла из части Руси, а также и других земель в XX в. Итак, что такое Украина? Да, это государство и в пределах его территории мы можем условно считать ее страной. Но какая история у этой страны? Какая история у этого государства? Мы обращаемся к истории и упираемся в 1917 год. За этим все. Обрыв. Пустота.
Понятно, что политические украинцы и их сторонники в России возопят, мол, в действительности существует преемственность государственности Украины с Гетманщиной - квази-государством, созданным Богданом Хмельницким и его сподвижниками. Это квази-государство возникает в 1648 году, опираясь на военную поддержку Крымского ханства, а затем опирается также и на политическую и экономическую - России. Гетманщина находилась в состоянии постоянной войны с Речью Посполитой, формальной частью которой она была. В то же время военная поддержка Крымского ханства приводила к тому, что крымцы, известные охотники за рабами, при каждом появлении на территории Гетманщины уводили в рабство тысячи малороссов. Саму Гетманщину периодически потрясали восстания по тем или иным поводам. Одним словом, "государственный порядок" гетманщины определялся словом "анархия". В результате с гетманщины народ массово побежал. В основном в Россию. Богдан Хмельницкий пришел к выводу, что его власть быстро слабеет. Вести войну с Речью Посполитой без Крымского ханства он был не в состоянии, но население вполне обоснованно крымцев люто ненавидело, так что сам союз с крымским ханом быстро лишал Хмельницкого популярности в народе. Образовался политический тупик, из которого Хмельницкий видел выход только в переходе под руку русского царя.
В 1653 г. состоялась очередная война с Речью Посполитой. Ход войны был внешне благоприятен для Хмельницкого. Польская армия во главе с королем Яном-Казимиром была несколько месяцев блокирована под Жванцем войскмо Хмельницкого и крымского хана. Крымский хан пошел на заключение отдельного мира с поляками, получив большую контрибуцию и право более месяца забирать с Волыни народ в неволю. Но и Хмельницкий, вынужденный также замириться с королем, получил отмену Белоцерковского мира 1652 г. и возвращение к статьям более выгодного Зборовского мира 1649 г.
Нужно ясно понимать, что правобережную казачью старшину, происходившую из русской шляхты и старинных казачьих родов (вопреки господствующему до сих пор дурацкому мифу, малороссийское казачество сложилось как социальная группа в южных землях Великого княжества Литовского только в середине XVI в.), то есть исторически, культурно, социально укорененной в Речи Посполитой (Волынь и Киевщина были включены в состав Польской короны при образовании Речи Посполитой в 1569 г.) такое положение дел вполне устраивало.
Несколько иначе дела обстояли для левобережной старшины. Колонизация Левобережья (южнее речи Десны с Черниговым, принадлежавших России до конца Смуты Русскому государству) началась после Ливонской войны, т.е. в 1580-х гг.
Особенно активно она шла после того, как на исходе Смуты казаки Сагайдачного захватили Чернигов и ряд других городов Северщины, которые по Деулинскому перемирию 1618 г. перешли к Речи Посполитой. Этой колонизации спобствовала начавшаяся в Европе Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), требовавшая много хлеба. В результате малороссийское казачество, численно сильно выросшее, в том числе и за счет вовлечения тысяч подданных Речи Посполитой в русскую Смуту начала XVII в., смогло сформироваться в больших количествах, состоя в "реестре" (т.е. на службе государству), служа в частных "армиях" магнатов Речи Посполитой, заинтересованных в военной силе для противодействия как крымцам в их постоянных набегах, так и русским в постоянных конфликтах на рубежах колонизуемых земель, наконец, осваиваясь на новых землях на свой страх и риск. Власти Речи Посполитой и магнаты в своих латифундиях первоначально предоставляли новопоселенцам большие льготы, что привлекало большие массы крестьян, не являвшихся казаками (последние вообще составляли меньшинство среди населения). Восстание 1648 г. смогло оказаться победоносным именно потому, что, во-первых, массово восстало население Левобережья, как раз выросшее в значительную социальную силу к указанному времени, а, во-вторых, резко обострилось угнетение как крестьянского так и казачьего населения (казаки особо страдали от конфликтов за земельные владения со шляхтой, что коснулось и самого Хмельницкого, правда, на Правобережье) в условиях, когда сроки льгот на колонизуемых землях закончились и там установились традиционные для Польши порядки. Таким образом, казачество Левобережья рассматривало свое положение на вновь колонизованных землях, как свою заслугу, а не как милость короля, и не считало себя чем-то с короной связанным. Когда же началось восстание, произошло и достаточно массовое показачение шляхты, части крестьян и мещан.
Таким образом, малороссийское казачество сразу же оказалось, в силу исторических и социальных причин, расколото на правобережное и левобережное. Этот раскол не был очевиден, но резко проявлялся в момент политических кризисов. Такой кризис случился как раз в конце 1653 - начале 1654 гг. Богдан Хмельницкий первоначально пытался договориться с правобережной казачьей старшиной по возвращении из-под Жванца. Следует помнить, что он сам происходил из числа этой старшины и принадлежал к старому казачеству. Однако его идея подчинения русскому царю, тем более после восстановления условий Зборовского мира, понимания у соратников не нашла. Именно это привело Хмельницкому к необходимости пойти на политическую уловку.
Вы никогда не задумывались, а почему это рада произошла не в Киеве, что было бы вполне логично, а в одном из небольших полковых городов Переяславе на Левобережье? Хмельницкий прибыл в Переяслав, куда приехали послы из Москвы после Земского собора 1653 г. с согласием принять гетманщину в состав Русского царства. Опираясь на левобережное казачество и горожан, Богдан Хмельницкий и провел Переяславскую раду, принявшую историческое решение о присяге русскому царю. Присягнула и часть правобережной старшины, но не вся. Знаменитый и очень авторитетный винницкий полковник Иван Богун, к примеру, так и не присягнул. Не известно даже, присягал ли он вообще русскому царю до 1660 г., когда вместе с новым гетманом Юрием Хмельницким перешел на сторону польского короля.
Как видим, дело было вовсе не так благостно, как нам рисовали в советских учебниках: значительная часть казачества (в первую очередь - правобережного) с русскими братьями воссоединяться вовсе не собиралась. Но предрасположенность к этому значительной части левобережного казачества, а особенно горожан и сельского населения, уставших от постоянных ужасов войны и анархии, с одной стороны, и банальный политический эгоизм Богдана Хмельницкого, с другой стороны, сделали возможной Переяславскую раду.
Не зная этих предпосылок, совершенно невозможно понять, почему вдруг в 1658 г. новый гетман, сменивший скончавшегося Богдана Хмельницкого, Иван Выговский изменил России. Почему казачество поначалу поддерживало его, потом вдруг свергло, избрав Юрий Хмельницкого гетманом, а потом это же казачество по главе с этим самым Юрием Хмельницком перешло на сторону польского короля! И почему в результате Правобережная Малороссия так и осталась за Польшей, а Левобережье осталось за Россией.
Следует отметить, что на Украине со школы про нежелание правобережной старшины идти "под Москву", про политические интриги Юогдана Хмельницкого детям рассказывают. В результате украинским школьникам и студентам со школы вдалбливают, что это не малороссы стремились соединиться с Россией, а хитрый Хмельницкий интриговал вместе с коварными москалями. Про реки русской крови, пролитые из-за решения принять гетманщину пол руку Москвы, украинцы, конечно, вспоминать не желают.
Окончание следует.
|
</> |