Украденный триумф
stalist — 20.03.2017 Вторая Мировая война показала, что эпоха окопных, затяжных войн канула в лету. Теперь же главенствуют молниеносные операции, когда за скоростным нападением следует не менее скоростные контратаки. Примером можно привести первые удары немецких войск по Польше и Франции. Гусеничные танки прекрасно справлялись с поставленными перед ними задачами, но оставалась незаполненная ниша - проходимый легковой автомобиль, не отстающий на бездорожье от передовых частей танковых соединений.Bantam
Разработками таких автомобилей начали заниматься еще в период между двумя войнами, причем в нескольких странах одновременно. Как бы то ни было, но именно период начала Второй Мировой совпал с массовым выпуском и поставками самого, пожалуй, популярного за войну внедорожника, поучаствовавшего в боях на всех театрах. Этим "вездесущим" легковым автомобилем стал американский Willys MB. Свою любовь у военных он заслужил проходимостью и легкостью, что зачастую выручало военные соединения. Его ближайший конкурент - Bantam BRC-40, - производился так же в США. Кстати, именно машина компании American Bantam, получившая заводской индекс BRC 40, стала первым американским автомобилем повышенной проходимости, который попал в СССР в конце 1941 года – на полгода раньше, чем массовым потоком через порты Мурманска и Архангельска начали поступать знаменитые "Виллисы".
Bantam
Именно на этих машинах ездила охрана маршала Жукова. Объяснением этому, как вариант, был тот факт, что Bantam BRC 40 отличался более широкой колеей и низким центром тяжести, чем его заклятый конкурент Willys, а значит был полностью избавлен от его главного недостатка – склонности к опрокидыванию. Интересный факт, что термин "джип" появился еще в 1923 году при попытке создания внедорожника капитаном Карлом Терри и его другом инженером Уильям Бисли и изначально обозначал фразу "General Purpose" - автомобиль общего назначения. Доведя массу внедорожника до 500 кило, разработчики столкнулись с проблемой - подбор подходящих покрышек, на что придумали применить покрышки от самолета, в результате чего проходимость машины существенно выросла. Но проект завершен не был - видать было не время и не место для создания... пока что.
Время пришло в 1940 году, когда военные заинтересовались разработками компания Bantam. Были определены конкретные параметры будущего покорителя бездорожья - полный привод, три посадочных места, размещение пулемета калибра 7,62-мм и запаса боеприпасов, скорость при движении по шоссе 50 миль/ч, по бездорожью 3 мили/ч. После формирования ТТХ объявили конкурс, к которому привлекли 135 автопроизводителей - уведомления о конкурсе получили все компании, но ответили на него только две американские фирмы "Bantam" и "Willys".
Несмотря на одобрение проекта компании Bantam чтобы подстраховаться, к участию в тендере все-таки допустили компании Willys и Ford, причем последнюю военные притянули к участию буквально за уши. Так как модели двух этих компании все еще не были готовы, военные просто передали им полную техническую документацию на автомобиль Bantam BRC. Willys с помощью уже готовых разработок представила свой прототип под названием Quad, мотор развивал мощность 60 л.с. (на 15 л.с. больше, чем у Bantam) и оказался эффективнее в условиях бездорожья. Так произошло "ограбление по-американски" - BRC 40 отошел на второй план.
Willys MA
Как итог - Willys получил всемирную популярность и госзаказ, а Bantam - что до них, то все печально. По их технологиям делали джипы, а они делали прицепов для внедорожников - заказ со стороны военных, который был настоящей издевкой. Денег с этого заказа компании хватило только на то, чтобы с грехом пополам продержаться до завершения войны, после чего компания Bantam навсегда исчезла с американского рынка, так и не погревшись в лучах заслуженной славы – создателя первого военного джипа в истории.
|
</> |