Ужасный "Русский Сцевола"
olhanninen — 28.04.2011 В Русском музее Санкт-Петербурга находится одна из самых загадочных статуй, работы В.И. Демут-Малиновского, потому что страшно и непонятнозачем ужасный Русский Сцевола отрубает себе руку топором?
Где в членовредительстве подвиг? Почему русский крестьянин рубит руку себе, а не врагам? И как вообще дальше сможет жить крестьянин без руки?Статуя Русский Сцевола В.И. Демут-Малиновского 1813 года
Находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
В детстве при виде этой статуи меня обуял дикий ужас, и я долго не могла ее забыть: даже рукавичку надевала на все пальцы и дома носила, чтобы представить, как это - жить без руки. По-моему, членовредительство - ужасно, самое страшное, что может сделать над собой человек.
А на вопросы, которые я задала в начале поста мне толком никто не ответил, а только ругали за отсутствие патриотизма. А какой тут патриотизм, если свою руку рубить?
И сегодня в сети удалось найти немного и противоречивое.
Считается, что сюжет для создания в 1813 году статуи В.И. Демут-Малиновский взял из реальной жизни периода Отечественной войны 1812 года.
Основных версий две.
Версия № 1.
В Википедии говорится, что крестьянин убежал из французского плена (где его заклеймили буквой "N", которая видна на руке статуи - первая в слове Наполеон) и, чтобы не носить французское клеймо рабства, отрубил себе руку.
Зачем рубить себе руку, если уже убежал из плена? Ведь клеймо можно было вывести.
Может, из каких-то суеверных соображений типа "дьявольская метка"?
Прототипом названия послужил римский юноша Гай Муций Сцевола, который, по легенде, в в 509 до н.э. свою руку сжег тогда, когда задуманное им покушение на этрусского царя не удалось и его поймали.
Впечатленный, царь его отпустил.
Поэтому его и прозвали Сцевола - "левша".
В России был "Левша", который блоху подковал, так это - другой.
Версия № 2.
Русский крестьянин на глазах изумленных французов отрубил себе топором руку, на которой только что враги поставили клеймо.
Как же у пленного крестьянина не отобрали топор?
Вот мнение героини пушкинского "Рославлева":
...никогда Европа не осмелится уже бороться с народом, который рубит сам себе руки и жжет свою столицу".
Но, позвольте, почему это? И, как показывают последующие войны, она ошибалась.
В журнале "Сын Отечества" в 1812 году была напечатана заметка о русском Сцеволе - крестьянине, который отрубил себе руку в знак презрения к захватчику Наполеону. Этот сюжет был популярен в графике 1812-1814 годов. Впервые он нашел воплощение в раскрашенной гравюре И. Теребенева. Гравюра получила широкую известность в России и была скопирована в Германии и в Англии.
Существует и стихотворение А.Х.Востокова "К россиянам":
Я русской верности
И веры не нарушу,
Ты тело мне клейми,
Не запятнаешь душу!
А руку и с клеймом,
Изволь, - себе возьми!
Но почему бы не отрубить руки врагам, если в его руках оказался топор? Почему даже не погибнуть в неравной битве? Почему себе?
Ерунда какая-то.
И потом ведь это событие случается во время крепостного права! Русский крестьянин и так, мягко говоря, не свободен. Для него это состояние - привычное, но чужое клеймо он почитает символом несвободы и чтобы избавиться, совсем не символически отрубает себе носителя символа.
Возможно, и так. Но ведь какое противоречие!
Странная какая пропаганда: ведь самому же крепостнику крестьянин-инвалид не нужен! Но нет, все образованное общество поддерживает пропаганду и по мере таланта участвует в агитации.
"В этом памятнике, - писал один из исследователей, - есть все, что развивалось в таланте Демут-Малиновского, - простота и серьезность мысли, чувство и понимание".
Господи, понимание чего? О чем может думать, этот зомби-макзохист, рубящий себе руку?
И именно за "Русского Сцеволу" В.И. Демут-Малиновский в том же году получил звания профессора.
Но можно ли его поставить в один ряд с теми, за кого автор получил ордена:
Иоанн Креститель — Мальтийский крест;
Владимир I Святославич — Орден святого Владимира;
Александр Невский — Орден святого Александра Невского;
Андрей Первозванный — Орден святого Андрея Первозванного.
Мнение образованных слоев русского общества начала XIX века нам известно: то, что принадлежащий им крестьянин готов на членовредительство, чтобы не стать чужой собственность, они считают патриотизмом, но - интересно, если сами крестьяне смогли бы увидеть эту статую, что бы они подумали? Или просто не узнали бы в одетом в античном стиле соотечественника?
А к 100-летию Русского музея, который был открыт 19 марта 1898 года, Банк России в 1998 году выпустил монету именно на этот знаменитый сюжет. Другого не нашел. И это очень, очень интересное совпадение.
Хочется верить, что "Русский Сцевола" - все же нерусский.
А вы как думаете?
|
</> |