Угроза элиты, или Только наш бледнолицый брат может дважды наступить на одни грабли

топ 100 блогов puffinus21.10.2014 В журнале у Угроза элиты, или Только наш бледнолицый брат может дважды наступить на одни грабли anlazz я встретил весьма любопытные рассуждения о том, как вести общество к прогрессу и неиерархичности.

Отсюда становится понятным, что идеология – не универсальный вариант, но, ИМХО, другого метода заставить иерархию работать на общее благо, нет. Поэтому следует понимать, что если нам нужна подобная (работающая на общее благо) иерархическая система, то от идеологии деться мы никуда не можем. А иерархия нам нужна потому, что для перехода к неирархической общественной системе, нам потребуется полная ее социальная перестройка. Причем, как минимум, с сохранением ее сложности и эффективности – что связано с сохранением сложности и эффективности общественного производства. «Упасть» вниз, в анархию, конечно можно, но данный вариант не допустим: поскольку производственная сложность тут очень низка. Следовательно, единственным путем остается указанное выше использование иерархической системы для своей отмены.

Если говорить конкретно о России, то проблема ещё более усложняется. Будем уж смотреть правде в глаза: здесь большинство населения пока что не настроено не только на социализм и уничтожение иерархии, но даже на банальную буржуазную демократию и соблюдение прав человека. Оно,большинство это, обожает Путина за захват Крыма, и готово даже ради этого терпеть понижение своего уровня жизни.

Следовательно, нужна диктатура просвещённого меньшинства, которое со временем подтянет остальных до своего уровня. Так?

Вот здесь и лежат те грабли, на которые в своё время наступили большевики. Ну почему никто не хочет учиться на чужих ошибках?

Рассмотрим это просвещённое меньшинство, хоть тех же большевиков. Оно взяло власть и учредило что-то вроде платоновской диктатуры философов, которые знают, как надо. При этом люди они бескорыстные, и желают обществу только добра, прогресса и процветания. Но что дальше?

Дальше эти революционеры с горящими глазами очень скоро обнаруживают: для управления огромной страной нужен огромный же государственный аппарат. А их самих - мало, уж всяко недостаточно, чтобы занять все должности. Приходится привлекать к управлению представителей того самого дремучего большинства. Очень скоро их становится слишком много - и власть переходит в их руки. А те самые бескорыстные революционеры, выплёвывая выбитые зубы, признаются в работе на все иностранные разведки, какие только есть.

Мой уважаемый оппонент в качестве противоядия идеологию. Правда, сам же признаёт: Да, конечно, и тут частные интересы оказываются определяющими, но только в жестко идеологических рамках. Государственный деятель, желающий занять место «повыше», тут так же занимается этим для своего блага, но вот пути, которые он выбирает для этого, заранее предполагают «общее благо» неизменной целью.

Однако "общее благо" - всего лишь идея. Когда и где идея имела перевес над материальным интересом?

Посмотрим же, в чём этот интерес заключается. Государство - это система. А система состоит из людей, кровно заинтересованных в её сохранении и упрочении. Интерес чиновника - в том, чтобы и дальше оставаться чиновником, удерживать свою власть. Он в принципе не способен вести деятельность, направленную на отмирание государства. Если и попытается, то его на этом месте тут же сменит кто-то другой, более оборотистый. Такова сущность государства.

Следовательно, если говорить о советском подходе "укрепление государства ради его отмирания", тот тут не просто исполнение было дурно. Порочен сам принцип.

Так учтём же советский опыт. И поймём, что идея диктатуры передового меньшинства (если угодно, "ордена меченосцев") ничем другим обернуться на практике не может.

Положение дел изменится лишь в одном случае: если то дремучее большинство перестанет быть дремучим. Каждый должен понять в чём его общественный интерес, в чьих целях действует власть и как её нужно контролировать.

Сейчас, увы, до этого ещё очень далеко. А потому общество нужно просвещать. Время для Лафайетов, Бриссо и Маратов ещё не настало. Сейчас пока нужны Вольтеры, Дидро и Руссо.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
16.10.2014 Аве, Сизый!
Архив записей в блогах:
"Проблема Украины в том, что она ведёт себя немножко как постколониальная Африка и списывает все свои проблемы на плохого колонизатора. На Россию вообще и на Путина в частности. Спросите Мугабе, кто виноват в нынешних проблемах Зимбабве? Полвека прошло, но в этом виноваты белые колонизатор ...
Напомню лингвистам и нелингвистам словарь канадского языка, благо он маленький, и кому напомню, кому сообщу: чтобы понять носителя языка, а с ним процессы, происходившие в "канадке" и с "канадкой", надо не только знать язык, но и уметь немножко думать на нем. ДЖУС - 1) кураж, ...
У нас тут распогодилось немного, всё так же холодно, но без дождей, а в моментах ещё и солнышко выглядывает, что особенно радует. Нагуляла сегодня 12 км за день, молодец. Днём звонил дядька, я аж перепугалась, всегда пугаюсь, когда он звонит, даже не так - жду плохих новостей . Вот и ...
Макаревич в своём репертуаре. «Я не предатель, я патриот!» И всё-то в назидание да в наущение. Одним словом — Пророк. Ощутил себя рупором истины в якобы «неправильном» мире. А голосит, голосит… Лавров Левитана ищет. Короче, полный Андрий, всё как по Гоголю. Даже начинаешь думать, нет ли ...
    Честно говоря, уже порядком надоело читать и слушать не только от обывателей, но и от чиновников и журналистов эту вечную путаницу с «двойным гражданством» по законам Украины и России. Путаница эта возникла во многом благодаря тому, что российские и украинские зак ...