Удивительные советские вездеходы, не ставшие серийными
5koleso — 21.06.2023Едва СССР оправился от потрясений и разрухи, связанных с фашистской оккупацией, как на повестку дня встали перспективные разработки вездеходной техники. Одним из направлений стало создание легких автомобилей с пневмогусеничными движителями. Наглядный пример — внедорожник С-3, построенный на платформе полноприводного «Москвич-415».
На календаре был 1962 год, когда в НАМИ создали первый прототип С-3. Передняя часть компактного вездехода осталась стандартной, а вот заднюю переработали. Москвичевские колеса вместе с мостом убрали, а на их место имплантировали однополостные движители. Дополнением к ним служили две балансирные тележки, по три двойных катка с ведущими звездочками, две резиновые пневматические ленты. При необходимости открытый кузов можно было защитить от дождя, солнца и ветра складным брезентовым тентом.
Конструкция выглядела непривычно, даже громоздко, однако вездеходные качества прототипа стали лучше, чем у внедорожника. Он уверенно двигался по песчанику, болотистой местности, раскисшей грязи, хотя и уступал технике на стальных гусеницах. Представители Министерства обороны СССР внимательно следили за ходом и результатами испытаний, но заказывать разработку для постановки на снабжение не торопились.
Руководство НАМИ не теряло надежды на то, что их разработка приглянется военным, и продолжили совершенствовать исходный вариант. В 1965‑м появился модернизированный С-3М, но уже на базе двухдверного командирского «газика» ГАЗ-69. На нем так же сохранили передний мост, правда, обули его в более широкую внедорожную резину. Сзади применили усиленные резинокордные пневматические гусеницы с опорными катками меньшего диаметра и передними ведущими барабанами. Выглядела новинка многообещающе, но на испытаниях возникли нюансы.
На проселочной дороге, вне проезжей части с твердым покрытием машина зарекомендовала себя наилучшим образом. Однако проблемы появились там, где о них и не подозревали. На шоссе вездеход нельзя было пришпоривать без оглядки на спидометр. При скорости до 40 км/ч (что приемлемо для движения в составе колонны) все было штатно, но стоило ехать быстрее, как начинался тихий ужас. Высокая плавность хода и бесшумность улетучивались, как эфир из открытой банки. «Проходимца» начинало водить из стороны в сторону, а перегревшиеся резиновые ленты слетали со штатных мест. Такой расклад людей в погонах не устраивал.
В 1965 году был изготовлен образец сочлененного вездехода НАМИ-0106 на пневмогусеницах с двигателем от 21‑й «Волги, КП и раздаткой от УАЗ-452.
Специалисты НАМИ сдаваться не собирались, и провели работу нал ошибками. В частности, для лучшего зацепа скатками вместо цельных резиновых лент применили наборные бесшарнирные пневмогусеницы с надувными пневматическими траками. Спереди по-прежнему стояли колеса с широкопрофильными шинами. Прототип на базе ГАЗ-69М вышел в свет в 1968 году и получил маркировку С-3МУ. Он также выдержал цикл испытаний, но всех вопросов с повестки дня не снял. На этот раз критичными стали ненадежность конструкции и быстрый износ, а военных не устраивало ни то, ни другое. Что же до народного хозяйства, то сверху решили, что председатели колхозов обойдутся простыми «козликами». А до геологов, археологов и представителей прочих профессий в плане транспортного обеспечения чиновникам никакого дела не было.
Когорту пневмогусеничных вездеходов НАМИ наряду с моделью С-3 составили С-4 на базе УАЗ-451Д и сочлененный 0106, оба 1965 г. в. Первый получил гусеницы шириной 360 мм, высотой 90 мм внутренним диаметром 1500 мм. Их натягивали на движитель, расположенный на чулках заднего моста бортового ульяновского «головастика». Крайние катки имели зубья зацепления, средние шли гладкими. На стальные катки надевали съемные резиновые ободы, и эту конструкцию впоследствии усовершенствовали за счет крепления направляющих стальных гребней. Эксперименты продолжались и дальше. Но, тем не менее, в серию ни один пневмогусеничный вездеход НАМИ так и не пошел.
Что еще почитать:
Советские «реактивные» автомобили: зачем в СССР строили машины с двигателем от вертолета
Машины на дровах: почему они были безумно популярны, но потом исчезли
История паромобилей: НАМИ-012 или как в СССР построили «грузовик апокалипсиса»
|
</> |