Почему до 70-х годов в СССР не продавали внедорожники?

«Мы поговорили о машинах и пришли к выводу, что если уж покупать что-нибудь, так это ГАЗ-69, вездеход, но их, к сожалению, не продают." А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Почему не продавали внедорожники? В те времена такой вопрос, в общем-то, даже не возникал: ситуация считалась понятной. А почему не продают, скажем, автокраны или бульдозеры? Или вертолеты? Таких вопросов никто и не задавал.
Если даже обычную легковушку купить было очень тяжело, да и не по карману многим, то мысли о внедорожниках казались совсем уж фантастическими. Количество выпускаемых машин было всегда явно недостаточным, но при этом все видели: заводы работают на полную катушку и, стало быть, делают все, что могут. А когда-нибудь, наверняка, доберутся и до всяческих вездеходов.

Впрочем, внедорожники наша промышленность выпускала почти всегда. Первый советский легковой внедорожник – ГАЗ-61 – имел комфортабельный по тем временам кузов от ГАЗ-11-73 – модернизированной «эмки». Передний мост был подключаемым, понижающей передачи трансмиссия не имела. Серийное производство начали в 1941-м, но о продаже таких машин частникам споры даже не возникали. Правда, после войны отдельные экземпляры попали-таки в частные руки, но в сильно потрепанном состоянии.
Затем выпускались такие машины как ГАЗ-64, ГАЗ-67, затем – ГАЗ-67Б. А с 1952 по 1972 год, горьковский, но, в основном, ульяновский автозаводы изготовили почти 600 тысяч знаменитых восьмиместных ГАЗ-69 и пятиместных ГАЗ-69А. Автомобили с 52-сильными моторами имели подключаемый передний привод и понижающую передачу в трансмиссии. Кстати говоря, приобрести ГАЗ-69 можно было в системе магазинов «Березка», доступных гражданам, работавшим за границей и получавшим зарплату в валюте. Известным обладателем 69-го был писатель Михаил Шолохов.
Первым комфортабельным автомобилем повышенной проходимости, который формально поступал в свободную продажу, стал ГАЗ-М72 с усиленным кузовом «Победы», узлами и агрегатами ГАЗ-69. С 1955 по 1958 год собрали менее пяти тысяч таких машин. Этого было мало, но такие автомобили уже начали встречаться на улицах. Другим внедорожником той эпохи для частников оказался Москвич-410 (позднее – 410Н, а также универсал – Москвич- 411). Автомобиль сочетал комфортабельный легковой кузов с неплохой трансмиссией с понижающей передачей. Но выпуск, опять-таки, был невелик: в 1957-1961 гг. изготовили менее 10 тысяч машин всех модификаций.

Из аскетичных, скажем так, внедорожников, назовем ЛуАЗ-969 конца 60-х. Машинка была дефицитом: годовое производство не превышало 10 тысяч. Были даже плавающие транспортеры переднего края, но их, естественно, производили исключительно для армии. Опять-таки, некоторые машины впоследствии списывали из армии, после чего они разными путями попадали в частные руки.
Самый массовый советский внедорожник второй половины прошлого века – это УАЗ-469. Приобрести такую машину было почти невозможно – либо по каким-то обращениям, разрешениям и согласованиям, либо совсем старую, убитую.
Прорыв произошел по инициативе А.Н. Косыгина: выпуск знаменитой «Нивы» ВАЗ-2121 начался в 1976 году. Уютная, комфортная, постоянный полный привод – и, главное, продается по сей день! Тогда это было попадание в «десятку», сегодня же – поводом для безудержной критики.
Оглядываясь назад, можно сказать, что именно «Нива» стала внедорожником, который наконец-то стало возможным приобрести безо всяких ходатайств и ухищрений, причем не в убитом, а в новеньком состоянии. До того формального запрета на торговлю внедорожниками не существовало. Просто эта продукция изначально предназначалась только для государственных потребностей, куда и поступала в полном объеме. Частный автомобиль долгое время вообще считался чем-то мелкобуржуазным, а потому никаких проблем с отсутствием продаваемых в личное пользование внедорожников никто и не видел. Сельские жители обходились мотоциклами, а чаще лошадками. А для асфальтовых дорог внедорожники и не требовались…
Что еще почитать:
Советская экзотика: кто в СССР выпускал пикапы и почему их нельзя было купить
УАЗ, «Нива» или ЛуАЗ: какой советский внедорожник был лучше и почему?
Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины
|
</> |