Почему до 70-х годов в СССР не продавали внедорожники?

топ 100 блогов 5koleso10.06.2023
«Мы поговорили о машинах и пришли к выводу, что если уж покупать что-нибудь, так это ГАЗ-69, вездеход, но их, к сожалению, не продают." А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Почему не продавали внедорожники? В те времена такой вопрос, в общем-то, даже не возникал: ситуация считалась понятной. А почему не продают, скажем, автокраны или бульдозеры? Или вертолеты? Таких вопросов никто и не задавал.

Если даже обычную легковушку купить было очень тяжело, да и не по карману многим, то мысли о внедорожниках казались совсем уж фантастическими. Количество выпускаемых машин было всегда явно недостаточным, но при этом все видели: заводы работают на полную катушку и, стало быть, делают все, что могут. А когда-нибудь, наверняка, доберутся и до всяческих вездеходов.

Почему до 70-х годов в СССР не продавали внедорожники?

Впрочем, внедорожники наша промышленность выпускала почти всегда. Первый советский легковой внедорожник – ГАЗ-61 – имел комфортабельный по тем временам кузов от ГАЗ-11-73 – модернизированной «эмки». Передний мост был подключаемым, понижающей передачи трансмиссия не имела. Серийное производство начали в 1941-м, но о продаже таких машин частникам споры даже не возникали. Правда, после войны отдельные экземпляры попали-таки в частные руки, но в сильно потрепанном состоянии.

Затем выпускались такие машины как ГАЗ-64, ГАЗ-67, затем – ГАЗ-67Б. А с 1952 по 1972 год, горьковский, но, в основном, ульяновский автозаводы изготовили почти 600 тысяч знаменитых восьмиместных ГАЗ-69 и пятиместных ГАЗ-69А. Автомобили с 52-сильными моторами имели подключаемый передний привод и понижающую передачу в трансмиссии. Кстати говоря, приобрести ГАЗ-69 можно было в системе магазинов «Березка», доступных гражданам, работавшим за границей и получавшим зарплату в валюте. Известным обладателем 69-го был писатель Михаил Шолохов.

Первым комфортабельным автомобилем повышенной проходимости, который формально поступал в свободную продажу, стал ГАЗ-М72 с усиленным кузовом «Победы», узлами и агрегатами ГАЗ-69. С 1955 по 1958 год собрали менее пяти тысяч таких машин. Этого было мало, но такие автомобили уже начали встречаться на улицах. Другим внедорожником той эпохи для частников оказался Москвич-410 (позднее – 410Н, а также универсал – Москвич- 411). Автомобиль сочетал комфортабельный легковой кузов с неплохой трансмиссией с понижающей передачей. Но выпуск, опять-таки, был невелик: в 1957-1961 гг. изготовили менее 10 тысяч машин всех модификаций.

Почему до 70-х годов в СССР не продавали внедорожники?

Из аскетичных, скажем так, внедорожников, назовем ЛуАЗ-969 конца 60-х. Машинка была дефицитом: годовое производство не превышало 10 тысяч. Были даже плавающие транспортеры переднего края, но их, естественно, производили исключительно для армии. Опять-таки, некоторые машины впоследствии списывали из армии, после чего они разными путями попадали в частные руки.

Самый массовый советский внедорожник второй половины прошлого века – это УАЗ-469. Приобрести такую машину было почти невозможно – либо по каким-то обращениям, разрешениям и согласованиям, либо совсем старую, убитую.

Прорыв произошел по инициативе А.Н. Косыгина: выпуск знаменитой «Нивы» ВАЗ-2121 начался в 1976 году. Уютная, комфортная, постоянный полный привод – и, главное, продается по сей день! Тогда это было попадание в «десятку», сегодня же – поводом для безудержной критики.

Оглядываясь назад, можно сказать, что именно «Нива» стала внедорожником, который наконец-то стало возможным приобрести безо всяких ходатайств и ухищрений, причем не в убитом, а в новеньком состоянии. До того формального запрета на торговлю внедорожниками не существовало. Просто эта продукция изначально предназначалась только для государственных потребностей, куда и поступала в полном объеме. Частный автомобиль долгое время вообще считался чем-то мелкобуржуазным, а потому никаких проблем с отсутствием продаваемых в личное пользование внедорожников никто и не видел. Сельские жители обходились мотоциклами, а чаще лошадками. А для асфальтовых дорог внедорожники и не требовались…

Что еще почитать:

Советская экзотика: кто в СССР выпускал пикапы и почему их нельзя было купить

УАЗ, «Нива» или ЛуАЗ: какой советский внедорожник был лучше и почему?

Советский «колхозинг»: зачем автовладельцы в СССР переделывали свои машины

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера я написала про комплекс упражнений с таким же названием. Но, вообще, обычно словосочетанием «The Man Maker» обозначается одно совершенно замечательное ...
С пятничкой всех! Сегодня моему бложику два годика брякнуло. Всякое было за эти два года, и радости встреч и горечь расставаний, и веселье до бабочек колик в животе и дурацкие разборки. Но зато, всё это время я имела уникальную возможность общения с вами, мои любимые френды, по моему скр ...
В этом году я сделал для себя невероятное открытие. Оказывается в Никитском саду довольно большая коллекция роз Остина(Austin Roses). Пожалуй это единственная группа, которая имеет исключительно характерные для неё признаки старинных романтических роз. Чашевидная, розеточная или помпоновид ...
Недавно на Главной ЖЖ увидел шедевральное: пост под названием "Мариуполь Шредингера"  . В котором говорилось, что на Украине до сих пор существует организация под названием "городской совет Мариуполя", который принимает бюджет, выделяет деньги, кредитует и вообще, делает все, ...
Читая Симону де Бовуар о том, как трудно девочкам-подросткам смиряться со своей женской участью объекта, я чуть не заплакала на строках: ""Помните возмущение 12-летней Клодетт, когда она узнала, что ей никогда не стать моряком? Девушка нелегко дается признание ограничений, накладываемых ...