"УДИВИТЕЛЬНАЯ АЛБАНИЯ"
i_shmael — 23.09.2015 В ожидании заметок lucas_v_leyden - некоторые недопереваренные и кое-как иллюстрированные впечатления от Албании.Кто из вас, дорогие читатели, был в Албании? Кто знает кого-то, кто был? Мы с Лукой выяснили, что не знаем. Что вы знаете об Албании (и почему?). Я - немного и случайно. [Ну, примерно так: горная страна, населена бывшими социалистическими мусульманами, столица - Тирана, есть ещё города Шкодер-Скутари и Дуррес - бывший Диррахий/Эпидамн, известный ещё по Фукидиду и повествованиям о римских гражданских войнах. Албанцы - потомки якобы иллирийцев, во всяком случае их язык не близкородственен никаким другим. Из монетособиральчества помню, что денежная единица - лек=100 киндаркам, а самоназвание страны - Shqiperi. Был такой Георгий Кастриот, он же Скандербег, который воевал с турками, а потом вывел своих христианских албанцев и поселил на юге Италии, где и до сих пор существуют албанские поселки, и я в них бывал. Есть один писатель - Исмаил Кадаре, ранние вещи которого читать невозможно, а из поздних я читал парочку рассказов: ну, можно. В Швейцарии полно албанцев - но косовских, и репутация у них не самая лучшая, почему они и составляли большУю часть населения местных тюрем. Всё.]
Так вот, почему, дорогие читатели, никто не был в Албании? А потому что - зачем там и бывать обычному туристу, а не специалисту-альбанологу? Страна бедная, малоприветливая, культурой не прославленная, достопримечательностей даже в местных туристических публикациях - кот наплакал, еда - так себе, в сравнении с окружающими греко-балканами, морское побережье слабо обинфраструктуренное, дороги... о, дороги - это целая поэма, которую, надеюсь, напишет Лука как водитель-воитель. С экономической точки зрения... полезных ископаемых кот наплакал (мы видели город-хром, и он казался полуразбомбленным), а прочая промышленность тоже как-то не весьма знаменита (к сожалению, не остановились по пути туда и не сняли заброшенный завод с высокими трубами).
Может, геополитически Албания кому-то важна, но этого тоже на месте незаметно. Короче, мне показалось, что страна эта совершенно никому не нужна, заброшена и отброшена, предоставлена самой себе.
Возможно, это не так и плохо. Во всяком случае, здесь сохранился - на первый взгляд, конечно, что можно увидеть за 2 дня? - некий старый уклад, примерно 50-летней давности, который исчез даже в глухих деревнях внутренней Испании или Южной Италии.
Взять сельскую местность. Когда так называемое шоссе (две полосы, по обочинам под палящим солнцам - 32 градуса - идут люди и едут велосипедисты, машины свободно съезжают и заезжают практически в любом месте, из-под колеса огромного грузовика в лобовое стекло прямо напротив моего правого глаза влетел камень сантиметров 6-7 в диаметре и оставил 5-конечную звёздочку-отметину) внезапно кончается, то навигатор - в зависимости от тех данных, которые в нём случайно имеются - ведёт вас через горы по асфальтированной - или нет - дороге безо всяких указателей.
Впрочем, какие-то указатели иногда встречаются, чтобы вступить в конфликт с навигатором и всячески усложнить дело. Зато заправки на каждом шагу - причем большей частью, не объединённые в сети. На картинке, впрочем, одно из явных исключений.
Так же на каждом шагу - указатели на lavazh (от французского lavage) - т.е. мойку машин. По ту сторону гор асфальт становится ещё условней, покрывается не только выбоинами, но причудливыми складками и траншеями. Объезжаем со всевозможной аккуратностью, но "всего не объедешь". Каждую минуту, вот на этом - на следующем - повороте петляющей автотропы, рискуешь лобовым столкновением с вынырнувшим из-за поворота на полной скорости лихачом, считающим твою полосу своей. Во встречных деревнях по дороге идут люди, не торопясь трусят сестрицы-собаченьки, лежат коровы. Дети выскакивают, кажется, прямо под колеса (хотя это они просто играют на обочине), чуть не доводя до сердечного приступа чувствительного водителя. В полях стоят странные - высокие и "худые" стога сена (похожие на график нормального распределения с малой дисперсией) и собранная в скирды кукуруза (показывал в посте про поход на Кораб).
На всём слой пыли. Когда дорога проходит по более складчатой местности, трёхмерность очень утешает взгляд: поля, террасированные горы, сложенные из булыжников сараи и хлева, дымка, леса...
Иногда встречаются повозки, запряжённые лошадьми или ослами - но не так часто на асфальтированных дорогах. Все деревни - живые, как и фермы, полно людей рабочего возраста и детей всех размеров. Где кукуруза, у дороги устроен навес с жаровней, и мальчишки выскакивают перед всякой машиной, маша зажатыми в кулаке непременными тремя початками... Я придумал эпиграф к этому абзацу: "Уже с полей убрали мамалыгу...", потом подумал, что правильнее было бы "Уже с полей украли мамалыгу...", а потом счёл и то, и то проявлением недостойного предубеждения.
Что же до городов... в Тиране мы не были, но заехали в Дуррес посмотреть на самую большую на Балканах арену - пожалуй, это самый знаменитый исторический памятник на территории Албании. Город начался без объявления войны, мы долго ехали вдоль моря, заслонённого от нас заборами и портовыми сооружениями, пока не достигли условного центра. По пути глянули на вторую по важности достопримечательность города - "Венецианскую башню" - в ней сейчас ресторан. Припарковав машину на палящем солнце (отказавшись следовать уговорам навигатора и сворачивать резко вверх по дороге, представлявшей собой одну большую выбоину), мы заплатили милой тётушке 500 леков вместо положенных 600 (билетами она не озаботилась, и мы благословили ее милую приватизацию) и застыли в изумлении перед действительно огромным амфитеатром со срезанными ступенями в окружении обычной городской жизни.
Строил его император Траян, проходили здесь самые разные люди от Анжуйской династии до венецианцев и турок, а теперь... тут прямо над ареной, кажется, взревел голос муэдзина из динамиков ближайшего минарета, но Лука так посмотрел в ту сторону, что голос захлебнулся и "сошёл на конус".
Заглянули в чрево арены, посмотрели на сохранившиеся мозаики встроенной часовни...
...рискуя солнечным ударом поискали ресторан, поели чего-то смутно итальянского в весьма приятной атмосфере, тут же обнаружив, что не только в аэропорту не работает тамошний вайфай и data roaming, но и вообще получить почту на телефон, похоже, невозможно... закупили питья и условной колбасы (нет, не колбасная страна, вероятно, из-за ислама) в Carrefour'е... и покинули этот прекрасный город в жаре и духоте.
А вот другая картинка. По едва асфальтированной дороге проехали "город-сад" - город-хром с пустыми районами и огромной раскопанной горой прямо над самим городом.
Все селения, через которые проезжаем, - по две улицы. И вот, у самой македонской границы, вдали от всяческой цивилизации, казалось бы, у подножия самых высоких гор - вдруг оказываешься на краю котловины и внизу видишь настоящий город. Хочется сказать большой - но нет, просто город. Peshkopi называется, столица провинции.
Много домов, люди, магазины, многоэтажные здания. Поворачиваем на первую же улицу - и видим на балконе многоэтажки сложенные дрова.
Дальше - дрова везде вдоль улицы, поленницы между домами. А перед одним домом - жаль, какой кадр пропал! - матёрая дама топором колет чурбаки на дрова немаленьким топором. Сразу стали придумываться частушки на тему "Я не знаю, как у вас, а у нас в Пешкопии...". Указатели на гостиницу Piazza начали попадаться еще километров за 10 до Пешкопи. Они же верно вывели нас к ней. Целый комплекс, явно недавно построенный. На нижнем этаже - ресторан, гостиница - на 3 верхних. Чисто, за двойными рамами тихо, и мы - единственные постояльцы. Нас вежливо пригласили в ресторан, где мы съели в первый день чего-то не очень как-то не быстро, а во второй - после горы - чего-то получше, но ещё в два раза медленнее, поскольку поварих было две, вместо одной.
Гостиница стоит на главной улице, в этой части - пешеходной. Обратной стороной она смотрит на музей. Вдоль главной же улицы стоят памятники всем героям Албании, светит длиннейшим фасадом с жёлтой вывеской банк "Райффайзен", и в полной темноте - за отсутствием фонарей - до примерно 9 часов вечера прогуливается всё приличное население города.
Свет, впрочем, есть - от расположенных вдоль улицы магазинов, кафе-баров (где нет еды! поэтому пришлось есть в нашей же гостинице), штаб-квартиры Демократической партии (проамериканской, судя по флагу), и многочисленных букмекерских контор и прочих игровых сооружений.
В кафе-барах утром и вечером сидят мужчины, молодые и старые.
Они же фланируют по улицам. Никто никуда не торопится - кроме утром детей в школу.
Надо сказать, что мужчины соответствуют сложившимся у меня стереотипам: брутального вида, все как один с квадратными головами, каковая форма ещё усугублена турецкой стрижкой с выбриванием висков, неторопливыми манерами и бандитской походкой. Где бы мы ни были, нас провожали долгими взглядами, которые мы определили как "нехорошие". Впрочем, все были с нами предельно любезны и готовы помочь - так что стереотипы, стереотипы... А вот женщины - самые разные и, скорее, в среднем красивые. Много блондинок. Что до детей - так просто чистые ангелы. Как из них потом получаются вот эти мужчины... Вышли пройтись вечером - после 9 даже эта главная улица мертва. Идти вниз или вверх по незнакомым кварталам вдоль дорог без тротуаров не хотелось. Утром перед отъездом посмотрели на открытые магазины, бесконечные парикмахерские, сфотографировали гужевой транспорт напротив стоянки маршруток в Тирану и поленную улицу.
Очень странное ощущение - остров своеобразного житья с элементами давнего уклада и в относительной изоляции от остального мира. Не то чтобы здесь не было телевидения или влияния турецкой рекламы и итальянских товаров. Говорят, по проникновению мобильной связи Албания круче всех. Но просто кажется, что ни внешний мир не замечает Албании, ни Албания не живёт в соответствии с требованиями внешнего мира. Во всяком случае, в Пешкопи.
Я не знаю, как у вас,
а у нас в Пешкопии
открываем третий глаз
без всякой филосопии.
У амфитеатра в Дурресе.
Внутри.
На главной улице Пешкопи.
Горы над городом.
Policia molto arrabbiata.
Гужевой транспорт.
Магазин.
Улица дровяных многоэтажек.
Взгляд на Пешкопи с края котловины.
Указатель там же.
Горы, террасы, поля.
Город-хром.
Речная долина в горах.
|
</> |