­
­

Учить, или само пройдет?:)

топ 100 блогов malyshi06.11.2017Дети Уф, к понедельнику не вышло, но кто сказал, что к прошлому?:) Во время прогулок натыкать столько в телефон это вам не хухры-мухры:) Но я смогла:)

Итак, про рисование и дошкольников:)


Про раннее развитие сказано немало, и почти все неоднозначное и даже спорное. А уж раннее обучение вообще тема холиварная. Но я не ради этого, ни в коем случае, и даже не поспорить, не хочу и не буду, хочется капслоком выделить, не для споров! Просто озвучить собственную позицию, не на пустом месте взявшуюся. Вдруг кому пригодится?:)

С одной стороны на истину не претендую, а с другой истин всегда больше, чем одна, поэтому это вот моя - тоже истина. Основанная на профессиональных знаниях, хорошем образовании и приличном личном опыте, подтвержденном множеством примеров учеников. Не абсолютная, разумеется. Но вполне себе состоятельная. 

Сначала небольшая прелюдия. В период до 6-7 лет ребенок получает до 80% всех базовых знаний о мире, именно в этом возрасте закладываются самые основы мировосприятия, поведения и тп. Это время золотое, фундаментальное, и будем мы что-то делать с ребенком или нет, фундамент все равно заложится. Ведь и неделание тоже учитывается. Ребенок в любом случае учится. А еще полученные в этом возрасте знания не воспринимаются именно как приобретенная информация, а становятся частью, ну скажем так, картины мира.

Поэтому чем больше мы дадим ребенку в этом возрасте, тем легче может стать его дальнейшая жизнь. Приучим учиться - и учеба, поиск и приобретение новых знаний, станут процессом естественным и обычным. И так во всем.

Что касается рисования, именно эти занятия очень хорошо, как никакие другие, дают опять же базовое представление о мире, и формируют основные моторные навыки. Конечно всяк кулик свое болото хвалит, и я как все кулики, но в самом деле, основание у моих слов есть. К одной и той же цели всегда можно дойти несколькими путями, но мрй путь мне кажется одним из оптимальных: недлинный, эффективный, интересный и увлекательный.

То есть я считаю, что ранние занятия рисованием и именно обучающие - нужны. Речь не про пресловутое творчество, а про совершенно конкретный набор знаний и навыков, которые в принципе по жизни никому не помешают.

Я не раз прицельно обсуждала это, раннее обучение, с моими бывшими учениками, получающими или получившими уже высшее профессиональное образование. С теми, кто пришел ко мне в 3-4 года и прошел весь путь от дворовой студии до диплома ВУЗА. Так вот, все они говорят, что в 10-14 лет и позже, в ДХШ, училище, ВУЗе их активно хвалили за одаренность. Ах какая интуиция, чувство цвета, композиции, формы и тп. И да оно все так и есть. Только вот сами дети отлично помнят откуда взялась эта "интуиция" и "одаренность". И я тоже отлично помню всех их в раннем детстве, истинная, первичная одаренность там имела место хорошо если у одного из десяти. А к 12 годам у каждого второго эта одаренность имелась.  Но уже приобретеная. Но кто узнает?

Что интересно, кто-то из ребят говорил мне о восприятии знаний, что все, полученное позже, после 10-12 лет, уходит конечно в бессознательное, но все равно остается по ощущению приобретенным, а вот эти ранние знания ощущаются частью себя, при том, что человек отлично помнит, как его этому учили. Вот и вся интуиция:) Просто хорошо заложенная база. И даже так, вовремя заложенная. 

Касаемо творчества, я не понимаю, о каком таком творчестве идет речь в контексте дошкольников и даже младших школьников. Я не понимаю, почему при обучении например музыке все молча и не гугукая про творчество, учат одни и те же ноты и послушно ставят руку, при обучении языку дружно учат одни и те же совершенно одинаковые буковки и правила, а в контексте изо упорно хотят "творчества "?

Творческая составлявшая, то есть созидательная деятельность, направленная на создание чего-то принципиально нового, это неотъемлемая часть, точнее потребность, любого психически здорового человека, да и нездорового тоже нередко, вот Кусама Яёй тому живой пример:) или тот же Ван Гог. То есть это естественная составляющая каждого из нас, и развивать творческие способности, это то же самое,  что учить рыбу плавать. 

Но во-первых, чтобы успешно заниматься творчеством, тотесть реализовать способность, необходимо, кроме зрелости личности, обладать еще и мощным набором инструментов для воплощения (знаний и навыков), а во-вторых быть готовым к этому, то есть находиться в нужной стадии развития. Мы не присаживаем в подушки двухмесячного малыша, но почему тогда хотим творчества от пятилетки? Когда ведущая деятельность у него познавательная! Или я бы даже сказала, накопительная - накопить как можно больше информации про все. С разными вариациями, у младших дошкольников через игру, у старших, 6-7 лет и началки, через непосредственно учебу. Но познание! Накопление информации. Они как губки, впитывают. Впитывают-впитывают-впитывают. И только. А отдавать пока не могут, в силу возрастных особенностей. Чтобы отдавать, то есть по собственной воле преобразовывать полученную информацию во что-то принципиально новое, необходимо и информации поднакопить и физически быть готовым к такому действию, то есть мочь осознанно поставить задачу, выстроить алгоритм для ее осуществления и выполнить его. Это позже, сильно позже, лет после 10-12. Как минимум. Когда банально мозг дозреет. Алгебра в школе неспроста в 6 классе начинается. Раньше бессмысленно, нужная думалка еще не отросла.

И тут не надо путать с творчеством самостоятельное рисование дошкольников. Помним, игра основа для них. И рисование всего лишь еще один способ игры и саморефлексии. С элементом творчества, да, конечно - но не более.

А вот чтобы, когда ребенок дорастет до творчества, он-таки начал творить, неплохо подготовить ему базу из знаний и навыков.

Кстати, почему дети перестают рисовать? Ведь в дошкольном возрасте рисуют очень многие. Перестают тогда, когда возможности более не соответствуют потребностям, то есть поставленные задачи невозможно решить имеющимися средствами. Потребности ведь растут вместе с ребенком, а возможности, если нет подпитки извне, стоят на месте. И все, довольно быстро достигается критическая разница.

А вот если ребенка учить, то это не случится, ведь возможности тоже будут расти вместе с ним.

В общем, я за учить, а не чакры открывать. ИЗО - ремесло, научить которому можно любого желающего. Ключевое, именно желающего. Тут кстати тонкий момент, у младшего дошкольника например собственное желание часто совпадает с маминым. Поэтому идя на занятия, важно первоначально мотивировать ребенка, и потом поддерживать огонь. Ну, банально, не надо спрашивать после первого занятия, понравилось ли ему, тактически верно спросить что ему понравилось:) И рассказ будет чуть полнее и позитивный настрой сохранится.

Чему можно научить дошкольника, начиная с 3 лет на рисовании? Навыкам: основам письма, то есть подготовить руку и сознание, разумеется вырезать, лепить, клеить, закрашивать и штриховать, заливать краской большой фон и рисовать кончиком кисти. И еще кучу разных мелких полезностей. Все это - умение прежде всего владеть телом. Управлять им, совершать действия, сложные серии действий под контролем сознания. А еще очень важно нагружать оба полушария мозга, то есть давать равную нагрузку на обе руки, лепка, вырезание, обрывная аппликация тут как раз помогут. Потому что в школе вся нагрузка уже будет на одну ведущую руку, и на одно полушарие соответственно.

А еще знания: основы композиции, цветоведения, линейной и воздушной перспективы, анатомии и т.п. История искусств опциональна, это уже инициатива педагога, я например не любитель:)

Глубина знаний по темам кстати может быть вполне ничего себе. У меня например дети 6-7 лет, пришедшие учиться в 3-4, с пониманием рисуют линейную перспективу, прямой перекресток, крыши с нависаниями, окна по Фалесу. С пониманием! Не просто слепым повторением за педагогом, впрочем там без понимания и не повторить. Теорема Фалеса кстати в 9 классе изучается? Или в 8? Не суть, первоклашка прекрасно ею пользуется на практике. Зачем? А это мозг рабочий, и все, просто хорошие рабочие мозги. А потом будут "одаренность" и "интуиция"

Про одинаковые рисунки не могу не сказать. Есть существенная разница в рисовании по образцу: "все рисуем красный цветочек в синем горшочке", и рисовании на общую тему. 

Например, мы изучаем основы воздушной перспективы и рисуем пейзаж. Ага, без вариантов, все рисуем пейзаж. Как у учителя. Почти:) И без вариантов все осенний и все с дождливой тучей, потому что кроме линейной перспективы у учителя еще в планах показать заливку пасмурного неба и как рисовать тучи. И структуру деревьев заодно повторяем, и ближе-дальше подкрепляем. А вот сколько будет деревьев, каких, где, какие и сколько туч и т.п., какой подбор цветов, композиции, все это поле для выбора ребенка. Работы все разные, но у всех - осенний пейзаж с хмурым небом, и как бы Вася ни хотел, грузовик он будет рисовать дома. Или на крайний случай, если Васе жизнь не в жизнь без грузовика, то в конце занятия игрушечный под кустом :))

То есть простор для собственных решений у ребенка есть всегда, но внутри заданной темы. Которая всегда многогранна.

Более того, тема может быть одна и для трехлеток и для десятилеток. Только первые радостно зальют небо в один-два цвета с растяжкой водой, примакиванием поставят лес вдалеке и нарисуют одно абстрактное дерево с листьями примакиванием же, а второклашки будут выписывать сложные облака и многоплановую композицию с объемами, тенями, отражениями, и деревья будут разных пород, с объемной кроной т.п.

Я за конкретные задания в этом возрасте, чем конкретнее задание, тем конкретнее и результат.

Если же мы хотим самостоятельного творчества, то этому надо учить. И не путем экзистенциальных пассов, а давая совершенно конкретные знания по живописи, рисунку и композиции.

И без этого никак и никуда. Сначала правила, потом творчество. Не зная языка довольно трудно написать книгу, и никого не удивляет, что писатель сначала должен выучить буквы, а музыкант ноты. Так почему же наши буквы и ноты через раз называют шаблонами? Чего-то я перестала понимать. Мода что ли у нас такая сейчас? «Как образование помешало мне стать художником» Ну тут я буду злой – собственные неудачи можно оправдывать чем угодно, но образование, хорошее образование помешать не может.

А вообще про свободу творчества это к США. Там отлично получилось с художественным образованием. Точнее с его отсутствием. Там на официальном уровне пестуют свободу творчества, самовыражения и трепетно замирают от слова «самобытность» А по результатам человек, закончивший факультет искусств ни разу не слышал слов «анатомия, перспектива, цветоведение» и никак не может понять, как же ему все же портрет-то нарисовать не самобытно, а похоже:) А большинство хороших художников, которыми богата американская земля, почему-то живут и работают в Европе. Но это лирика, я отвлеклась.

Шаблоны порождаются не знаниями и умениями, амконкретными педагогами, и школьной системой, построенной на стандартизации. Системе так удобнее, оно и понятно. Но это уже совсем другая тема.

Еще важный момент. Занимающийся в изостудии ребенок, подавляющее большинство, не будет рисовать дома так же, как в студии. Именно из-за неготовности к анализу. Знания-то он получил, а вот воспользоваться пока не может, лежат на недоступной полке. Но непременно воспользуется, когда придет время. У меня ежегодно происходит возврат. Приходят дети в 3 года, занимаются-занимаются, потом маме надоедает, что дома не продемонстрируешь фокуса с рисующим малышом, хотя у соседки малыш на пианинке так задорно блямкает при гостях. А это не рисует ни в какую. В студии да, и нахваливают, а дома который год все те же каляки. И забирает мама такого нерисуна. А потом, года через три-четыре, приводит обратно вдруг начавшего массово рисовать: ааа, закройте краник, горшочек не вари!  

Ничего особенного, просто время пришло, ребенок дорос до полки со знаниями. Так что понимание и терпение очень нужны:)

Как выбрать студию? Во-первых, поговорить с родителями уже занимающихся. Точнее во-вторых. А во-первых сформулировать собственные ожидания. Потом поговорить с родителями. И только потом с педагогом. Педагог-то любую песню может спеть, а как оно на деле вы узнаете от родителей. Еще полезно посмотреть, как дети выходят с занятия. С какими лицами и с какими работами. Тоже показательно.

У педагога же неплохо узнать, по какой программе он работает, и каких результатов ждать в конце года. И вообще, чего ждать. А программа, точнее ее наличие даст надежду, что в обучении будет система.

Вообще разговор с педагогом тоже показательный. Я вон свою дамочку хотела тут на развивашки поводить, в соседнем доме, удобно. Народ ходит… Звоню педагогу, выясняю, что занятия в 10 утра, спрашиваю нет ли в другое время, потому что дочь спит первый сон в это. И получаю «Как, вы еще два сна спите, такая задержка в развитии!» Ну ок, до свидания:)

Но если учитель говорит все, что вы хотели услышать,  все равнонеплохо проверить отзывами занимающихся.

Личные качества кстати важнее программы. Вон, я наконец оформляю свою программу для защиты, и понимаю очень четко, что она не панацея, все завязано на интуицию и понимание учителя. На его чутье каждого ребенка, на желание и готовность быть открытым и выкладываться с каждым. На его такт, чувство юмора наконец. На умение направить и подтолкнуть ребенка,  или наоборот перенаправить и притормозить, переориентировать. И сделать это мягко и без насилия, но при этом достаточно твердо, чтобы получить результат. Так что я увы, не могу дать однозначных советов о том, как выбрать студию. 

И напоследок про школу. Увы, в школе будет 45  минут предмета в неделю. Никакая даже самая распрекрасная программа не даст возможности освоить такой обширный предмет, как изобразительное искусство, по сути состоящий из дюжины отдельных предметов. В школе можно только познакомиться с верхами, все. Ознакомительно, не обучающе. 

Вообще школа очень слабо дает знания в гуманитарном направлении, а в творческом не дает вовсе.  Поэтому если вы хотите оставить ребенку возможность выбора профессиии в этом направлении,  и дать ему шанс достигнуть высот, отдавайте его учиться рано. Изо, музыка, спорт - тут школа вам не помощник.

В конце надо бы ссылочки на источники. Но извините, не будет. Я эти источники 5 лет учила в вузе,  и всю прследующую жизнь везде. Уже банально не ткну пальцем, что откуда. Выгодский, Эльконин, Макаренко и тп. Все там, у столпов.

Все! Иссякла:)

Шапочку из фольги скрутила, но помните,  что от тапочек и помидоров она не защищает. Так что будьте бережнее пожалуйста:))))

Оставить комментарий

Посты по теме:
This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https://news.google.com/news

7я.ру

Изучаем цвета и формы: раннее развитие на прогулке
7я.ру
Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. А бывает, бабочку увидели на прогулке и понеслась куча вопросов и идей. Например, она такого же цвета, или предметы имеют одну форму, или.


Российская Газета

Москва вошла в мировой топ-10 по развитию транспортной ...
Российская Газета
Специалисты McKinsey сделали сравнительный анализ 24 городов из разных стран мира по пяти аспектам, влияющим на качество жизни населения: ...

и другие »
This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https://news.google.com/news

7я.ру

Изучаем цвета и формы: раннее развитие на прогулке
7я.ру
Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. А бывает, бабочку увидели на прогулке и понеслась куча вопросов и идей. Например, она такого же цвета, или предметы имеют одну форму, или.


Российская Газета

Москва заняла шестое место по развитию транспортных систем городов мира
Российская Газета
"Для того чтобы Москва оказалась на лидирующих позициях, нужно закончить уже начатые проекты", - отметил заммэра по транспорту Максим Ликсутов. То есть развитие подземного метро, Московских центральных диаметров, дорожной сети... Напомню, раннее столица занимала в ...

и другие »
Архив записей в блогах:
Сегодня встретился со старым товарищем, завершившим свой годичный контракт в ЧВК "Вагнер". В той самой роте, которая, штурмуя (вместо сирийцев) Дейр-эз-Зор, побывала в окружении, потеряла более половины личного состава, двух ротных и всех взводных командиров. Номер роты сообщать не буду, ...
Поскольку вопрос "где купить в поездке" всплывает довольно часто, и про Лондон уже тоже спрашивали, описываю свой опыт отдельным постом. Тем более что лачный шопинг в Лондоне можно осуществить очень быстро и компактно, не снижая при этом ...
Снег, которого за последние дни выпало неожиданно много, наконец начал робко подтаивать. По крайней мере, в городе. Наверное, кто-то всё же догадался эксгумировать чучело Масленицы и устроить ему контрольное сожжение. А вот за городом подтаяла ...
не возможно в огромном сложном мире иметь такие технологии, которые смогут обеспечит ВСЕМ малые коллективы Что значит ВСЕМ ? Список ресурсов жизнеобеспечения весьма небольшой — еда,одежда,жильё, энергия. Всё остальное — это или понты , доставшиеся от конкурентного общества /типа ...
Вчера выручил самоизолированного сообщника и осуществил ему волонтерскую доставку вина и сигар продуктов питания. Туда ехал на метро, обратно на такси. Что хочу сказать - в метро, на удивление, нынче даже безопаснее ехать, чем на такси. Людей крайне мало, все держатся на почтительной ...
  • Vera_Podrez : Когда раннее развитие приводит к отставанию https://t.co/xckLhDb2A6

  • irachadova2011 : Раннее развитие. Азбука для малышей учим буквы и алфавит https://t.co/ZU4gzMcH8J

  • HUMANISM72 : Когда раннее развитие приводит к отставанию. Почему в кружках для младенцев вместо гениев воспитывают солдат?… https://t.co/GNx3MkZSqs

  • Vera_Podrez : Когда раннее развитие приводит к отставанию https://t.co/xckLhDb2A6

  • irachadova2011 : Раннее развитие. Азбука для малышей учим буквы и алфавит https://t.co/ZU4gzMcH8J

  • HUMANISM72 : Когда раннее развитие приводит к отставанию. Почему в кружках для младенцев вместо гениев воспитывают солдат?… https://t.co/GNx3MkZSqs