Учить, или само пройдет?:)

Итак, про рисование и дошкольников:)
Про раннее развитие сказано немало, и почти все неоднозначное и даже спорное. А уж раннее обучение вообще тема холиварная. Но я не ради этого, ни в коем случае, и даже не поспорить, не хочу и не буду, хочется капслоком выделить, не для споров! Просто озвучить собственную позицию, не на пустом месте взявшуюся. Вдруг кому пригодится?:)
С одной стороны на истину не претендую, а с другой истин всегда больше, чем одна, поэтому это вот моя - тоже истина. Основанная на профессиональных знаниях, хорошем образовании и приличном личном опыте, подтвержденном множеством примеров учеников. Не абсолютная, разумеется. Но вполне себе состоятельная.
Сначала небольшая прелюдия. В период до 6-7 лет ребенок получает до 80% всех базовых знаний о мире, именно в этом возрасте закладываются самые основы мировосприятия, поведения и тп. Это время золотое, фундаментальное, и будем мы что-то делать с ребенком или нет, фундамент все равно заложится. Ведь и неделание тоже учитывается. Ребенок в любом случае учится. А еще полученные в этом возрасте знания не воспринимаются именно как приобретенная информация, а становятся частью, ну скажем так, картины мира.
Поэтому чем больше мы дадим ребенку в этом возрасте, тем легче может стать его дальнейшая жизнь. Приучим учиться - и учеба, поиск и приобретение новых знаний, станут процессом естественным и обычным. И так во всем.
Что касается рисования, именно эти занятия очень хорошо, как никакие другие, дают опять же базовое представление о мире, и формируют основные моторные навыки. Конечно всяк кулик свое болото хвалит, и я как все кулики, но в самом деле, основание у моих слов есть. К одной и той же цели всегда можно дойти несколькими путями, но мрй путь мне кажется одним из оптимальных: недлинный, эффективный, интересный и увлекательный.
То есть я считаю, что ранние занятия рисованием и именно обучающие - нужны. Речь не про пресловутое творчество, а про совершенно конкретный набор знаний и навыков, которые в принципе по жизни никому не помешают.
Я не раз прицельно обсуждала это, раннее обучение, с моими бывшими учениками, получающими или получившими уже высшее профессиональное образование. С теми, кто пришел ко мне в 3-4 года и прошел весь путь от дворовой студии до диплома ВУЗА. Так вот, все они говорят, что в 10-14 лет и позже, в ДХШ, училище, ВУЗе их активно хвалили за одаренность. Ах какая интуиция, чувство цвета, композиции, формы и тп. И да оно все так и есть. Только вот сами дети отлично помнят откуда взялась эта "интуиция" и "одаренность". И я тоже отлично помню всех их в раннем детстве, истинная, первичная одаренность там имела место хорошо если у одного из десяти. А к 12 годам у каждого второго эта одаренность имелась. Но уже приобретеная. Но кто узнает?
Что интересно, кто-то из ребят говорил мне о восприятии знаний, что все, полученное позже, после 10-12 лет, уходит конечно в бессознательное, но все равно остается по ощущению приобретенным, а вот эти ранние знания ощущаются частью себя, при том, что человек отлично помнит, как его этому учили. Вот и вся интуиция:) Просто хорошо заложенная база. И даже так, вовремя заложенная.
Касаемо творчества, я не понимаю, о каком таком творчестве идет речь в контексте дошкольников и даже младших школьников. Я не понимаю, почему при обучении например музыке все молча и не гугукая про творчество, учат одни и те же ноты и послушно ставят руку, при обучении языку дружно учат одни и те же совершенно одинаковые буковки и правила, а в контексте изо упорно хотят "творчества "?
Творческая составлявшая, то есть созидательная деятельность, направленная на создание чего-то принципиально нового, это неотъемлемая часть, точнее потребность, любого психически здорового человека, да и нездорового тоже нередко, вот Кусама Яёй тому живой пример:) или тот же Ван Гог. То есть это естественная составляющая каждого из нас, и развивать творческие способности, это то же самое, что учить рыбу плавать.
Но во-первых, чтобы успешно заниматься творчеством, тотесть реализовать способность, необходимо, кроме зрелости личности, обладать еще и мощным набором инструментов для воплощения (знаний и навыков), а во-вторых быть готовым к этому, то есть находиться в нужной стадии развития. Мы не присаживаем в подушки двухмесячного малыша, но почему тогда хотим творчества от пятилетки? Когда ведущая деятельность у него познавательная! Или я бы даже сказала, накопительная - накопить как можно больше информации про все. С разными вариациями, у младших дошкольников через игру, у старших, 6-7 лет и началки, через непосредственно учебу. Но познание! Накопление информации. Они как губки, впитывают. Впитывают-впитывают-впитывают. И только. А отдавать пока не могут, в силу возрастных особенностей. Чтобы отдавать, то есть по собственной воле преобразовывать полученную информацию во что-то принципиально новое, необходимо и информации поднакопить и физически быть готовым к такому действию, то есть мочь осознанно поставить задачу, выстроить алгоритм для ее осуществления и выполнить его. Это позже, сильно позже, лет после 10-12. Как минимум. Когда банально мозг дозреет. Алгебра в школе неспроста в 6 классе начинается. Раньше бессмысленно, нужная думалка еще не отросла.
И тут не надо путать с творчеством самостоятельное рисование дошкольников. Помним, игра основа для них. И рисование всего лишь еще один способ игры и саморефлексии. С элементом творчества, да, конечно - но не более.
А вот чтобы, когда ребенок дорастет до творчества, он-таки начал творить, неплохо подготовить ему базу из знаний и навыков.
Кстати, почему дети перестают рисовать? Ведь в дошкольном возрасте рисуют очень многие. Перестают тогда, когда возможности более не соответствуют потребностям, то есть поставленные задачи невозможно решить имеющимися средствами. Потребности ведь растут вместе с ребенком, а возможности, если нет подпитки извне, стоят на месте. И все, довольно быстро достигается критическая разница.
А вот если ребенка учить, то это не случится, ведь возможности тоже будут расти вместе с ним.
В общем, я за учить, а не чакры открывать. ИЗО - ремесло, научить которому можно любого желающего. Ключевое, именно желающего. Тут кстати тонкий момент, у младшего дошкольника например собственное желание часто совпадает с маминым. Поэтому идя на занятия, важно первоначально мотивировать ребенка, и потом поддерживать огонь. Ну, банально, не надо спрашивать после первого занятия, понравилось ли ему, тактически верно спросить что ему понравилось:) И рассказ будет чуть полнее и позитивный настрой сохранится.
Чему можно научить дошкольника, начиная с 3 лет на рисовании? Навыкам: основам письма, то есть подготовить руку и сознание, разумеется вырезать, лепить, клеить, закрашивать и штриховать, заливать краской большой фон и рисовать кончиком кисти. И еще кучу разных мелких полезностей. Все это - умение прежде всего владеть телом. Управлять им, совершать действия, сложные серии действий под контролем сознания. А еще очень важно нагружать оба полушария мозга, то есть давать равную нагрузку на обе руки, лепка, вырезание, обрывная аппликация тут как раз помогут. Потому что в школе вся нагрузка уже будет на одну ведущую руку, и на одно полушарие соответственно.
А еще знания: основы композиции, цветоведения, линейной и воздушной перспективы, анатомии и т.п. История искусств опциональна, это уже инициатива педагога, я например не любитель:)
Глубина знаний по темам кстати может быть вполне ничего себе. У меня например дети 6-7 лет, пришедшие учиться в 3-4, с пониманием рисуют линейную перспективу, прямой перекресток, крыши с нависаниями, окна по Фалесу. С пониманием! Не просто слепым повторением за педагогом, впрочем там без понимания и не повторить. Теорема Фалеса кстати в 9 классе изучается? Или в 8? Не суть, первоклашка прекрасно ею пользуется на практике. Зачем? А это мозг рабочий, и все, просто хорошие рабочие мозги. А потом будут "одаренность" и "интуиция"
Про одинаковые рисунки не могу не сказать. Есть существенная разница в рисовании по образцу: "все рисуем красный цветочек в синем горшочке", и рисовании на общую тему.
Например, мы изучаем основы воздушной перспективы и рисуем пейзаж. Ага, без вариантов, все рисуем пейзаж. Как у учителя. Почти:) И без вариантов все осенний и все с дождливой тучей, потому что кроме линейной перспективы у учителя еще в планах показать заливку пасмурного неба и как рисовать тучи. И структуру деревьев заодно повторяем, и ближе-дальше подкрепляем. А вот сколько будет деревьев, каких, где, какие и сколько туч и т.п., какой подбор цветов, композиции, все это поле для выбора ребенка. Работы все разные, но у всех - осенний пейзаж с хмурым небом, и как бы Вася ни хотел, грузовик он будет рисовать дома. Или на крайний случай, если Васе жизнь не в жизнь без грузовика, то в конце занятия игрушечный под кустом :))
То есть простор для собственных решений у ребенка есть всегда, но внутри заданной темы. Которая всегда многогранна.
Более того, тема может быть одна и для трехлеток и для десятилеток. Только первые радостно зальют небо в один-два цвета с растяжкой водой, примакиванием поставят лес вдалеке и нарисуют одно абстрактное дерево с листьями примакиванием же, а второклашки будут выписывать сложные облака и многоплановую композицию с объемами, тенями, отражениями, и деревья будут разных пород, с объемной кроной т.п.
Я за конкретные задания в этом возрасте, чем конкретнее задание, тем конкретнее и результат.
Если же мы хотим самостоятельного творчества, то этому надо учить. И не путем экзистенциальных пассов, а давая совершенно конкретные знания по живописи, рисунку и композиции.
И без этого никак и никуда. Сначала правила, потом творчество. Не зная языка довольно трудно написать книгу, и никого не удивляет, что писатель сначала должен выучить буквы, а музыкант ноты. Так почему же наши буквы и ноты через раз называют шаблонами? Чего-то я перестала понимать. Мода что ли у нас такая сейчас? «Как образование помешало мне стать художником» Ну тут я буду злой – собственные неудачи можно оправдывать чем угодно, но образование, хорошее образование помешать не может.
А вообще про свободу творчества это к США. Там отлично получилось с художественным образованием. Точнее с его отсутствием. Там на официальном уровне пестуют свободу творчества, самовыражения и трепетно замирают от слова «самобытность» А по результатам человек, закончивший факультет искусств ни разу не слышал слов «анатомия, перспектива, цветоведение» и никак не может понять, как же ему все же портрет-то нарисовать не самобытно, а похоже:) А большинство хороших художников, которыми богата американская земля, почему-то живут и работают в Европе. Но это лирика, я отвлеклась.
Шаблоны порождаются не знаниями и умениями, амконкретными педагогами, и школьной системой, построенной на стандартизации. Системе так удобнее, оно и понятно. Но это уже совсем другая тема.
Еще важный момент. Занимающийся в изостудии ребенок, подавляющее большинство, не будет рисовать дома так же, как в студии. Именно из-за неготовности к анализу. Знания-то он получил, а вот воспользоваться пока не может, лежат на недоступной полке. Но непременно воспользуется, когда придет время. У меня ежегодно происходит возврат. Приходят дети в 3 года, занимаются-занимаются, потом маме надоедает, что дома не продемонстрируешь фокуса с рисующим малышом, хотя у соседки малыш на пианинке так задорно блямкает при гостях. А это не рисует ни в какую. В студии да, и нахваливают, а дома который год все те же каляки. И забирает мама такого нерисуна. А потом, года через три-четыре, приводит обратно вдруг начавшего массово рисовать: ааа, закройте краник, горшочек не вари!
Ничего особенного, просто время пришло, ребенок дорос до полки со знаниями. Так что понимание и терпение очень нужны:)
Как выбрать студию? Во-первых, поговорить с родителями уже занимающихся. Точнее во-вторых. А во-первых сформулировать собственные ожидания. Потом поговорить с родителями. И только потом с педагогом. Педагог-то любую песню может спеть, а как оно на деле вы узнаете от родителей. Еще полезно посмотреть, как дети выходят с занятия. С какими лицами и с какими работами. Тоже показательно.
У педагога же неплохо узнать, по какой программе он работает, и каких результатов ждать в конце года. И вообще, чего ждать. А программа, точнее ее наличие даст надежду, что в обучении будет система.
Вообще разговор с педагогом тоже показательный. Я вон свою дамочку хотела тут на развивашки поводить, в соседнем доме, удобно. Народ ходит… Звоню педагогу, выясняю, что занятия в 10 утра, спрашиваю нет ли в другое время, потому что дочь спит первый сон в это. И получаю «Как, вы еще два сна спите, такая задержка в развитии!» Ну ок, до свидания:)
Но если учитель говорит все, что вы хотели услышать, все равнонеплохо проверить отзывами занимающихся.
Личные качества кстати важнее программы. Вон, я наконец оформляю свою программу для защиты, и понимаю очень четко, что она не панацея, все завязано на интуицию и понимание учителя. На его чутье каждого ребенка, на желание и готовность быть открытым и выкладываться с каждым. На его такт, чувство юмора наконец. На умение направить и подтолкнуть ребенка, или наоборот перенаправить и притормозить, переориентировать. И сделать это мягко и без насилия, но при этом достаточно твердо, чтобы получить результат. Так что я увы, не могу дать однозначных советов о том, как выбрать студию.
И напоследок про школу. Увы, в школе будет 45 минут предмета в неделю. Никакая даже самая распрекрасная программа не даст возможности освоить такой обширный предмет, как изобразительное искусство, по сути состоящий из дюжины отдельных предметов. В школе можно только познакомиться с верхами, все. Ознакомительно, не обучающе.
Вообще школа очень слабо дает знания в гуманитарном направлении, а в творческом не дает вовсе. Поэтому если вы хотите оставить ребенку возможность выбора профессиии в этом направлении, и дать ему шанс достигнуть высот, отдавайте его учиться рано. Изо, музыка, спорт - тут школа вам не помощник.
В конце надо бы ссылочки на источники. Но извините, не будет. Я эти источники 5 лет учила в вузе, и всю прследующую жизнь везде. Уже банально не ткну пальцем, что откуда. Выгодский, Эльконин, Макаренко и тп. Все там, у столпов.
Все! Иссякла:)
Шапочку из фольги скрутила, но помните, что от тапочек и помидоров она не защищает. Так что будьте бережнее пожалуйста:))))
|
</> |
Учить, или само пройдет?:)
Оставить комментарий
Популярные посты:
7я.ру | Изучаем цвета и формы: раннее развитие на прогулке 7я.ру Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. А бывает, бабочку увидели на прогулке и понеслась куча вопросов и идей. Например, она такого же цвета, или предметы имеют одну форму, или. |
Российская Газета | Москва вошла в мировой топ-10 по развитию транспортной ... Российская Газета Специалисты McKinsey сделали сравнительный анализ 24 городов из разных стран мира по пяти аспектам, влияющим на качество жизни населения: ... |
7я.ру | Изучаем цвета и формы: раннее развитие на прогулке 7я.ру Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. А бывает, бабочку увидели на прогулке и понеслась куча вопросов и идей. Например, она такого же цвета, или предметы имеют одну форму, или. |
Российская Газета | Москва заняла шестое место по развитию транспортных систем городов мира Российская Газета "Для того чтобы Москва оказалась на лидирующих позициях, нужно закончить уже начатые проекты", - отметил заммэра по транспорту Максим Ликсутов. То есть развитие подземного метро, Московских центральных диаметров, дорожной сети... Напомню, раннее столица занимала в ... |