

В
Начну, пожалуй, с самой методики Домана. Но пока затрону только чтение. При написании этой статьи воспользовалась книгой В«Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет.В» Сост. Е.А.Страубе. М.: Эксмо, 2008.
Подготовка материала:
- Из картона вырезать карточки размером 10 х 50 см (я использовала бумагу для черчения формата А3 и разрезала ее на три полоски)
- Высота букв должна быть 7,5 см
- Толщина шрифта примерно 1,5 см.
- Слова должны быть написаны красным цветом.
Пишите слова четко, аккуратно, печатными буквами. Буквы должны В«дышатьВ».
Этапы, которые необходимо пройти, обучая малыша чтению:
- Отдельные слова,
- Словосочетания,
- Просты предложения,
- Распространенные предложения,
- Книги.
Первый этап: Слова.
Этот этап начинается с использования всего 15 слов. Когда малыш выучит эти слова, то будет готов развивать свой словарный запас и дальше. Итак, первые 15 слов, которым Вы научите своего ребенка, должны быть самыми знакомыми и приятными для него словами. Например, имена членов семьи, названия его любимых продуктов, предметов домашнего обихода, видов деятельности, части тела и др.
Покажите малышу слово В«МАМАВ» и скажите: Это означает В«МАМАВ». И не надо ничего объяснять. То же самое проделайте с карточкой В«ПАПАВ» и с другими тремя словами. Повторить все это в течение дня еще два раза. С перерывом не менее получаса. На этом первый день занятий закончен. Обязательно хвалите своего малыша после каждого занятия. На второй день повторите основное занятие 3 раза и добавьте еще один набор карточек из 5 слов, который также необходимо показать 3 раза в течение второго дня занятий. Аналогично провести третий день занятий, добавляя третий набор из пяти карточек. Таким образом, количество занятий возрастет до 9. Выполнять эти занятия в течение недели. Далее Доман рекомендует изымать каждый день из каждого набора по 1 слову и заменять их новыми. Для удобства, на обратной стороне карточек можно карандашом делать отметки о дате, чтобы знать когда убирать ту или иную карточку из набора.
Из личного опыта: Сначала очень сложно было заставить
малышку усидеть на одном месте, но через некоторое время мы так
вошли во вкус, что до сих пор обожаем вместе читать слова. Причем
Алисе мало было 5 слов за занятие, и я показывала ей всеВ
15-20 слов. Тут уж необходимо подстраиваться под Вашего малыша.
Итак, сначала формируете словарный запас ребенка только из существительных, затем, достигнув предел 50 слов, можно разбавить их глаголами. Например, пить, есть, читать, играть, прыгать и т.д. Чтобы оживить процесс обучения, можно продемонстрировать малышу эти действия!!!!!
Еще немного из личного опыта: Алисе очень нравится
наблюдать, когда я пишу слова. Мы исписали уже не один альбом
А совсем недавно приобрели доску, так теперь у нас нет никаких
проблем с этим
Второй этап: Словосочетания.
После того, как ребенок усвоил основной словарный запас, он готов соединять слова вместе. Здесь удобней всего познакомить малыша с цветами, из которых можно с легкостью составлять словосочетания. На одной стороне карточки написать название цвета, а на обороте – сам цвет. После того, как цвета будут усвоены, можно предложить вниманию малыша следующие комбинации: оранжевый сок, голубые глаза, белая стена и др.
Из личного опыта: Алиса начала различать цвета примерно в год. Постоянно пыталась выяснить у нее, понимает ли она о каком цвете я говорю, было безрезультатно, а вот в год мы, наконец-то, преодолели и этот барьер.
После того, как и это будет усвоено малышом, можно усложнить программу, ввести слова антонимы: большой – маленький, хороший – плохой, чистый – грязный и др.
Третий этап: Чтение предложений.
Теперь предстоит совершить еще один несложный шаг и перейти от словосочетаний к простым предложениям. Для этого надо составить на основе изученных слов предложения. Например, Папа ест, Мама читает, Алиса играет и др.
Глен Доман предлагает два способа научить читать ребенка простые предложения.
Способ 1.
Используя карточки 10 х45 см, составить набор из 5 предложений, уменьшив размер шрифта до 5 см. Слова не прижимать друг к другу. Показывать 3 раза в день 5 дней по 5 карточек не более 5 дней, затем каждый день убирать по 2 старых карточки, заменяя их 2 новыми.
Способ 2.
Изготовьте книгу предложений.В В ней будет 5 предложений и по 1 иллюстрации к каждому предложению. Размеры книги Доман рекомендует 20 х 45, высота букв 5 см.
Из личного опыта: Я использовала папку формата А3,
вложила файлы и напечатала предложения шрифтом Tahoma, 225
размером. Если принтер позволяет, можно сразу печатать на формате
А3, если нет, можно вырезать слова и приклеить на нужный формат.
Читайте такую книгу из 5 – 10 предложений 2-3 раза в день несколько дней, затем сделайте новые предложения.
Четвертый этап: Чтение распространенных предложений.
На данном этапе необходимо расширить предложения до 3-4 слов.
Например, Папа ест банан, Мама читает книгу, Алиса играет в мяч и
др. Также можно добавить к изученным словам наречия и
прилагательные.В А также можно из уже имеющихся карточек
составлять предложения. Причем дети очень любят необычные и даже
абсурдные и смешные предложения, например, Слон пьет сок, Папа
обнимает клубнику, Катя сидит на спине
В данный момент высота букв должна быть 4 см.
Составляя все боле длинные предложения, вы заметите, что размер карточек слишком мал, тогда придется постепенно сделать следующее:
- уменьшить размер шрифта,
- увеличить количество слов,
- изменить цвет букв с красного на черный.
Начинать лучше с небольшого уменьшения шрифта. Используйте несколько дней этот шрифт. Если никаких проблем не возникнет, то можно увеличить количество слов. Сейчас размер шрифта можно уменьшать до 2,5 см. Если ребенок будет хорошо воспринимать материал для чтения хорошо, уменьшите высоту букв до 1 см. Также Доман на данном этапе рекомендует перейти к черному шрифту. При уменьшении размеров букв черный цвет создаст контрастность.
Важно! Нельзя уменьшать размер шрифта и одновременно с этим увеличивать количество слов.
Итак, все готово для перехода к заключительному и самому волнующему этапу – чтению книги.
Четвертый этап: Чтение книг.
Если к тому моменту, когда вы перешли к чтению книг, отпечатанных шрифтом в 1 см, вашему ребенку уже исполнилось три года, у вас, по всей видимости не возникнет проблем.
Если же вы приступили к чтению книг, когда ребенку не исполнилось и 2 лет, тогда вам, вероятней всего придется изготовить книги для малыша самостоятельно, либо приобрести книги с размером шрифта от 2,5 до 5 см. При выборе книги, по которой вы будете обучать своего ребенка чтению, следует придерживаться следующих правил:
- ее словарный запас должен быть от 50 до 100 слов,
- должно быть не более 1 предложения на странице,
- высота шрифта должна составлять не менее 1 см
- текст должен предшествовать иллюстрациям или идти отдельно от них.
Таких книги понадобится много, чтобы удовлетворить потребности малыша. Здесь Доман предлагает покупать интересные книги и переписывать их с большим и отчетливым шрифтом, который необходим вашему малышу. Можно слегка упрощать текст или придумывать свой, чтобы он был наиболее понятным.
Из личного опыта: В качестве первых книг мы выбрали
В«Букварь с пеленокВ», компании
Умница.В Яркие и сюжетные книжки. Мы их уже буквально затерли
до дырВ
Тема развития ребенка очень объемная, главное, найти правильный
путь для вашего малыша. Более подробно Вы, конечно же, сможете
самостоятельно изучить методику Домана, прочитав книгу. А здесь я
постаралась вкратце изложить Вам лишь ее малую часть. Надеюсь, Вас
заинтересовала моя статья и Вы сможете также подарить своему малышу
радость обучения. Да, да, да, пусть процесс обучения приносит ему
именно радость и постоянное стремление узнать что-то новое.