Учение с принуждением...
alise84 — 22.02.2016 В моем детстве был модный слоган "Ученье с увлеченьем", сейчас модные темы - вред принуждения к учению, опасности раннего развития и перегрузки детей.Вот и у нас возник похожий диалог:
http://alise84.livejournal.com/585730.html?thread=10490626#t10490626
Пребывая в смятении от собственной авторитарности пошла в соседнюю комнату интервьюировать сына:
- Георгий, тебя отдали в музыкальную школу в четыре года. Начались занятия на инструменте, сольфеджио и пр. Ты чувствуешь себя обиженным? Это же было довольно серьезное насилие над твоей личностью и твоим временем.
- Мать, ты кого спрашиваешь? Я же - ешиботник типовой. Сколько себя помню, столько и помню, что гречку моют не три раза и не пять, а пока чистая не станет. ( "Ребенок" цитирует старую хасидскую притчу). Я все эти занятия совершенно нормально воспринимал, потом я же сам набился. Ты же помнишь?
- Помню конечно, увязался за старшей сестрой и попросил: "Послушайте меня".
- Ну вот. Мне как раз страшно льстило, что взрослые тратят на меня время, разговаривают, объясняют что-то. Потом в такой школе нравилось меньше, но к тому времени мне уже ясно было, что результат получается через напряжение. Там было непонятно другое, почему столько дурацкого надо делать. И почему все для девочек? Музеи кукол, музеи игрушки, конкурсы красоты. Загнали бы их в свою школу что ли. Тяжело было не напрягаться, а ходить в класс, в котором две трети мечтало стать стилистами. А потом в лицее было прекрасно. Меня никто особо не трогал, потому что я умел выдать нужный результат к сроку.
- Стоп! А требование выдать нужный результат к сроку разве не принуждение?
- Ха! Так это зависит от того, можешь ты это сделать или нет. Ну смотри: есть некий стандарт. Если ты можешь больше и тебя приучили что-то делать, то он будет тебе , как поет Шнур, по пенису и до фаллоса. Ты его не заметишь. Надо сваять презентацию, сваял за пятнадцать минут и все. А если не дается, или в раннем детстве тебе волю вынули мать с бабушкой, то все.Ты попал. Вся беда-то в том, что мы не равны этому стандарту, а равны самим себе. Где-то выше, где-то ниже. Ну я с детства знаю, что это я для себя и для вас такой офигенный и тонкий, а для других - просто продукт ( я или то, что я делаю), который они хотят потребить, поэтому не запариваюсь - надо хоть гладью вышью. Да и вообще портить свои и чужие нервы из-за того, что лень контурную карту покрасить...
- Да ты прямо мечта родителей получаешься. А у кого в 11 классе дневника не было?
- Ну, если бы пришла директриса и сказала: "Жора, едет делегация из Опупенска, у всех должны быть дневники и зеленые бантики на правой ноге", - я бы нарисовал дневник. Просто есть люди, отношения с которыми для меня дороже понтов. Но ей в голову не приходило трогать меня из-за дневника, волос, фенек или серьги в ухе. По предмету принуждала, да. Но за границы не заходила. А я это ценил, и если олимпиада или что-то еще, то выкладывался. А что я делал во время ЕГЭ, ты помнишь? Читал "Огнем и мечом". Вы же меня не трогали, а я понимал это и ценил. И выложился по-честному. Ты хочешь чего? Понять, как детей заставить учиться? Никак в целом. Если нет внутренней потребности к саморазвитию, то никак. Можно, надавив, впихнуть определенный минимум для того, чтобы потом, если в тридцать лет обучаемый интеллектуально проснется, ему было с чего стартовать. Пугать тут не получится, все что делается под страхом, забывается мгновенно. Человек вытеснит это, потому что это будет связано для него с отрицательными эмоциями. Помнишь литераторшу, у которой писались от страха, когда читали про вещего Олега? Можно пряники выдавать: хвалить и поощрять. Но тут ты споткнешься о стандарт и о мнение родителей о том, что их ребенок - гений, а ты его за четверку хвалишь.
- Споткнусь. Помнишь, я сказала одной мамаше, что для ее ребенка тройка нормально, и какой был скандал?
- Ага. Родители хотят одновременно, чтобы их ребенка никто ни к чему не принуждал ( подсознательно боясь, что человек, способный надавить, станет для него бОльшим авторитетом) и чтобы он демонстрировал сверхуспехи во всех областях. И пока они не разберутся со своими комплексами, они их все будут передавать детям. А ваши позднесоветские комплексы это - незакрываемый гештальт.
- И чего нам делать?
- А ничего. Могу тебе Розанова процитировать: "Летом варить варенье, зимой - есть", могу Шнура: "Сколько впереди нас ждет подъемов и ям..."
P.S. Нескромная справка. Сыну весной будет 21 год. Закончил ЦМШ №1 им. Прокофьева по классу скрипки, Пушкинский лицей 1500. Был финалистом игры "Умницы и умники". Без репетиторов поступил на бюджетное отделение ВШЭ. Пишет курсовой о российско-иранских отношениях в начала ХХ века. Знает английский, французский и польский языки. Учит фарси. Пишет прозу. Увлекается историческим фехтованием.
|
</> |