учение и учитель

Затем был период жесткой дифференциации, когда сформировавшиеся в России группы праведников начали кидаться друг в друга нечистотами, доказывая, что они-то самые продвинутые и эффективные.
Сейчас можно наблюдать, как из всех учений и направлений стали выделяться люди - учителя, носители опыта. И между ними можно наблюдать очевидное сходство: уважение к людям, уважение к инаковости других, принятие и уважение других направлений и учений, интеграция знаний и практик разных направлений, ответственность за собственные промахи.
Учение само по себе нейтрально. Важно - кто его несет, каков тот, кто его несет. Если сам он незрел, и не следует тому, о чем говорит - его слова бессмысленны и пусты, и единственное, что он делает - он вербует сторонников, поддерживая свою самооценку.
Понятно, что каким бы ни был просветленным знающий, он не безгрешен. Но разница между осознанным человеком и шарлатаном в том, что, свернув нечаянно с пути, знающий возвращается, исправляет ошибку, насколько это возможно, подчищает испорченную атмосферу. Шарлатан же упорствует в своей правоте.
В том постмодернистском хаосе, в котором мы сейчас находимся, направление могут задавать люди, а не конкретные философии. Люди, у которых хочется учиться.
Сочиняя этот текст, просматривала конспект по курсу Истории кино/киноязыка, который нам читал Дмитрий Куповых, когда мы учились на кинофакультетах Wordshop. Очень исчерпывающая картина о том, что такое "постмодерн". Цитирую (отдельное спасибо за конспект Камиллу Ахметову

Как философская категория постмодерн сложился к 1979 году – «Доклад о знании».
Мировоззрение постмодерна – четыре доминанты:
1. Мир как хаос (не структурирован, не упорядочен).
a. Мир, лишенный бога, лишен истины (каждый прав по своему), красоты, устойчивых ценностей (заповедей), критериев оценки хорошего и плохого и грани между ними (относительность, релятивизм), лишен пути и цели, нет целостности и осмысленности пути.
b. Мир, лишенный четких критериев оценки правды и лжи, хорошего и плохо, теряет иерархию культуры, стирается грань между элитарной и массовой культуры. Происходит диффузия элитарного и массового искусства (в связи с массовым образованием). В 1994 году в Каннах, ориентированных на высшее искусство, победило «Криминальное чтиво» Тарантино. Джармуш: «Я отвергаю культурную иерархию, что хорошо, то хорошо». Актуализация массовой культуры.
c. Импортирование ценностей других культур, воспринимаемых, как инновационные, благодаря своей инаковости. Традиционные кинематографы (американский, советский, французский, итальянский, японский, немецкий) начинали себя изживать. Открывают для себя Кустурицу, Кар-Вая, Альмодовара, Чжана Имоу и др.
d. Негативное отношение к позитивным (разумным, научным) знаниям, любым попыткам рационального объяснения действительности, неприятие идеи роста и прогресса, предпочтение разуму бессознательного (разум врет). Посмодернистское мировоззрение отвергает науку, прогресс, часто утверждает деградацию человека.
e. Мир как хаос проявляет себя через кризисное, энтропийное сознание – пессимизм, разочарование во всех достижениях культуры и искусства, апокалиптическое мировосприятие, переживание реальности как воображаемой или уже прошедшей катастрофы. Время закончило свое течение, все уже было, все уже сказано. Постмодерн – то, что происходит после времени. Мы не живем, а дублируем прошлое – основа постмодернистского мироощущения.
f. Фрагментация – понимание мира как бессвязных фрагментов. Миром правит не бог, не судьба, а случайность. Коллажность, мозаичность повествования. Равный, клиповый, калейдоскопический монтаж.
g. Мир как хаос: деконструкция (разрушение стереотипа или включение его в новый контекст), демифологизация (создание новых мифов), деканонизация (переиначивание канонических сюжетов), дедраматизация (уход от стереотипов классической драматургии).
h. Обнажение приема (как в «На последнем дыхании» Годара).
2. Мир как текст. Под текстом понимается все, что угодно, любой набор образов или конструкций. В рамках такого текста мир ощущает себя, как большая библиотека, в которой полностью утеряна иерархия.
a. Интертекстуальность. Тексты явно или неявно ссылаются друг на друга. Цитаты в кино. Функции интертекста:
i. Экспрессивная, сообщает о культурных ориентирах и установках автора, способствует его самовыражению.
ii. Апеллятивная – устанавливает между автором и адресатом отношения «свой-чужой».
iii. Поэтическая развлекательная – разгадывание кроссворда из ссылок и цитат от широко известных произведений до латентных подсознательных аллюзий.
iv. Референтная – возвышение или принижение текста путем ссылок на источники.
v. Метатекстовая – когда мы используем интертекст для более глубокого понимания фильма. Текст источника определяет толкование. Отец в начале «Возвращения» Звягинцева спит, как на картине «Мертвый Христос» Монтеня.
b. Эклектика – коктейль и гамбургер вместо раздельного питания, ризома вместо древовидной структуры, лабиринт. Путаются настоящее и ненастоящее, главное и второстепенное.
c. Амбивалентность – неопределенность, неясность, двусмысленность. Открытый финал, отсутствие акцентов, ничего не разрешается, состояние полной неразрешенности.
d. Преобладание формы над содержанием.
e. Копирование и компиляция. Сиквелы, приквелы, римейки, пародии.
f. Ироничное отношение к жизни. Иерархия разрушена, нет комедии и трагедии.
g. Игра с текстом. Появление новых повествовательных конструкций, провокационных тем. Финал меняет смысл фильма («Игра», «Бойцовский клуб», «Пять неизвестных»).
3. Мир как иллюзия. Мир – сон. «Матрица».
a. Отсутствие или подмена реальности (все, что мы видим, подвергается сомнению).
b. Эстетический симулякр – правдоподобное подобие, лишенное подлинника. Бодрийар – вещи продолжают функционировать, когда идеи уже исчезли.
c. Симуляция, выдача отсутствия за присутствие, неподлинность.
4. Мир как Я. В мире, в котором все относительно и нет ориентиров, единственным критерием оценки является «я», которое определяет, что хорошо и что плохо. Солипсизм. Доведенное до абсурда авторское кино.
|
</> |