Учат в школе...
putin_slil — 02.09.2018 Ознакомился с учебникам, которые вчера принесли из школы сыновья (1 класс и 9 класс). По русскому языку, литературе, математике, физике, химии не сильно отличаются по содержанию от тех, по которым сам учился. Остановлюсь на том, что изменилось, по-моему субъективному взгляду.1 класс.
Предмет «Окружающий мир» (А.А. Плешаков , М.Ю. Новицкая, 2017 г.) включает не только то, что раньше называлось «Природоведением». Последовательно рассматриваются темы, связанные с классом, домом и семьей, родным городом или селом, страной в целом (Крым наш! Гимн Российской Федерации присутствует).
Учебник по Технологии (бывший «труд») (Н.И. Роговцева и др., 2017 г.) кроме приемов работы с бумагой, картоном, пластилином, ниткой и иголкой включает раздел «Человек и информация» где рассматриваются способы передачи информации (задание на расшифровку письма по известному шифру присутствует), правила дорожного движения (знаки), телефоны экстренных служб, назначение и состав компьютера.
Учебник по физкультуре единый на 1-4 класс (В.И. Лях, 2018 г.). У нас такого вообще не было. Приведены сведения по строению человеческого организма, режиму дня, простейшим приемам первой помощи, технике бега, прыжков, метания, ходьбы на лыжах, плавания, история олимпийского движения.
9 класс
Информатика в 9 классе (Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, 2017 г.) предполагает изучение баз данных, электронных таблиц, локальных и глобальных сетей (понятия IP-адрес и протоколы передачи данных присутствуют) и создание web-сайтов. Также присутствуют параграфы «Сетевое коллективное взаимодействие» и «Сетевой этикет».
В учебнике по биологии (А.А. Каменский, 2005 г., единственный учебник, относительно давно изданный) в числе гипотез возникновения жизни на Земле указан и креационизм. В отношении процесса сотворения мира богом указано, что он мыслится как единожды имевший место и потому недоступный для исследования. Следовательно, с научной точки зрения гипотезу божественного возникновения живого нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Дискуссия закрыта. :)
География в 9 классе (В.П. Дронов, 2016 г.) посвящена хозяйству (то, что раньше называлось экономической географией) России. Сначала рассматриваются общие положения и отдельные отрасли (с удивлением узнал, что пищевая и легкая промышленность рассматривается в разделе агропромышленный комплекс). Сфера услуг представлена транспортом, связью, наукой и образованием, жилищным хозяйством. Во второй части рассматриваются девять районов России (Крым наш!). В конце два параграфа посвящены месту России в мировом хозяйстве и в системе мировых транспортных коридоров.
По истории России в 9 классе (Н.М. Арсентьев и др., 2018 г.) изучают XIX - начало XX вв. Отметил, что если в советское время изучение данного временного периода заканчивалось первой мировой войной, то в этом учебнике ее нет. Видимо, будет изучаться в 10 классе в тесной связи с революциями. Часть материала выделена для самостоятельного изучения и проектной деятельности учащихся. В основном она связана с развитием науки, культуры, повседневной жизнью людей, но также для изучения предлагается, например, национальная и религиозная политика Александра III.
В обществознании (Л.Н. Боголюбов и др., 2016 г.) рассматриваются две большие темы: политика и право. Изучаются понятия «правовое государство», «гражданское общество», «политические партии», «правоотношения», «субъекты права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Отдельные параграфы посвящены основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, гражданским, трудовым, семейным, административным правоотношениям. Изучается международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов и правовое регулирование образовательных отношений.
Учебник по ОБЖ (А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2013 г.), кроме сведений, связанных с чрезвычайными ситуациями и прочими пожарами, содержит главы, посвященные национальной безопасности России, противодействию терроризму и экстремизму, здоровому образу жизни и репродуктивному здоровью. Правда, с учетом года издания некоторые сведения успели устареть.
Учебник по физкультуре. 8-9 класс (В.И. Лях, 2018 г.) появился впервые за девять лет обучения. Содержит сведения о возрастных физиологических особенностях и их влиянии на физическую подготовленность, самоконтроле при занятиях спортом, предупреждению травматизма. Отдельные параграфы посвящены разным видам спорта. Среди базовых для школьной программы кроме баскетбола и прочих «болов», легкой атлетики с лыжами присутствуют элементы единоборств. В разделе, посвященном самостоятельным занятиям, есть сведения о скейтборде, роликовых коньках и атлетической гимнастике.
Региональной особенностью является наличие учебника по истории и культуре Санкт-Петербурга (Л.К. Ермолаева и др., 2013 г.). В девятом классе это уже третья часть учебника, посвященная периоду после 1917 г. В данном курсе много внимания уделяется повседневной жизни города. С интересом ознакомился с материалом по сравнению жизни различных семей в 1970-х гг. Приведены семьи слесаря-лимитчика, квалифицированного рабочего, высококвалифицированного рабочего, разведенные инженер с учительницей, живущие в одной квартире, семья врачей и семья военнослужащего и товароведа. Анализируются показатели: жилищные условия, наличие различных видов бытовой техники и «дефицита», способы проведения досуга, в том числе количество посещений музеев, театров, кино в год. Сын с ехидством поинтересовался почему в учебнике не раскрыта тема «бандитского Петербурга» 1990-х. :)
Поскольку одной из задач общеобразовательной школы является подготовка подрастающего поколения к жизни в современном обществе, то содержание школьных учебников в определенной мере дает представление о том, какое оно, это общество. Так что иногда полезно почитать, чтобы не удивляться, почему «норот не торт» и не поддерживает такие замечательные идеи самодержавной монархии или коммунизма. :)
Продолжаем
|
</> |