«Убийцы цветочной луны», 2023, режиссёр Мартин Скорсезе.


Племя индейцев осейдж, которому когда-то для резервации выделили малопривлекательные земли Оклахомы, внезапно стало богатым - на их территории нашли нефть. Только вот Оклахома — не какая-то далёкая страна, а самая что ни на есть Америка. А на дворе двадцатый век, время массового коллекционирования скальпов (образно говоря) прошло, приходится изобретать новые способы.
Способы просты, но эффективны. Кого-то застрелить, кого-то споить, кого-то отравить. Благо, расследовать эти преступления будут свои люди. Риск минимальный. А ещё лучше взять в жёны женщину из племени осейдж, которая имеет права на землю, а потом каким-нибудь образом извести и её, получив участок по праву наследства. Наверное, так будет дешевле, чем просто выкупить участок? (Или, тоже вариант, индейцы принципиально не желают торговать землёй?). Как бы там ни было, но в этом кино земельные наделы индейцев начали исчезать как снег весной. Зато прибывало в другом месте.
Уильям Хэйл (Роберт Де Ниро), по прозвищу Король, - негласный хозяин этих мест. Крупный землевладелец и скотопромышленник. Вроде всё у него есть, но, как и положено капиталисту, ему этого мало. И он неустанно расширяет свои владения, используя те способы, о которых я писал чуть выше. Такова природа капитализма, а против природы не попрёшь! Потому что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». А в мастерской должен быть хозяин. В нашем случае это Уильям Хэйл. К нему приезжает племянник Эрнест (ДиКаприо). Дядя поручает племяннику важную миссию. Эрнест должен жениться на Молли, у семейства которой во владении тоже не малые площади. Затем, по плану дяди, все её родственники должны отправиться к предкам, а последней должна стать сама Молли. Тогда и эти, пока ещё индейские земли, отойдут к алчному дяде. После того, как он и Эрнеста отправит на тот свет к Молли. Воссоединение с семьёй — поступок гуманный, а гуманностью Король наделён с избытком.
Надо сказать, что планы дяди методично претворялись в жизнь. Хотя в душе Эрнеста и шла невидимая миру война между алчностью и любовью к жене, алчность и подобие морального долга перед дядей постепенно брали верх. Но, как бы не прочна была верёвка, и у неё есть конец. Дядю, к его удивлению, стали прижимать. Как же так? За что? Я же их (индейцев) приобщил к цивилизации - построил дома, провёл электричество, проложил дороги, дал смартфоны, интернет. Стоп, стоп, стоп. Смартфоны и интернет — это из аргументации сегодняшнего дня, а в фильме мы перенеслись на сто лет назад. Поэтому смартфоны и интернет вычёркиваем... В конце концов пришли люди Гувера из ФБР и дяде, самых честных правил, сделали больно, а, за компанию, и приближенным к нему лицам.
Повторю — фильм мощный. Единственный недостаток — его невозможно смотреть. Ну ладно, погорячился. Сделаю глубокий вдох и на выдохе скажу помягче — скучновато. Медленно и заунывно. Как будто бы по объёмной картине прокатились катком и картина стала плоской, вытянулась в линию. Вроде и зарядили всё правильно, а не стреляет. Драма, а драматизма нет. Не трогает. Разве что вызывает улыбку Де Ниро, временами, надев очки, становящийся неуловимо похожим на Луи де Фюнеса, но и это могло быть ложными ассоциациями. Поэтому, при всей серьёзности сделанного, я нахожусь в затруднении. С одной стороны, это Скорсезе и, поэтому, надо посоветовать всем бросать будничные дела и немедленно бежать к экрану. С другой стороны, мои личные (и не более того) впечатления тусклые и не дают оснований для таких советов. Поэтому так — смотрите, но не ожидайте слишком многого.
===============