УАЗ Патриот. Концентрат мыслей
alexey_mochalov — 17.10.2014 Я долгое время томил всех вас обещаниями написать Концентрат Мыслей по УАЗ Патриот, но никак не мог отважиться сесть и написать. Одна из причин – что бы я ни написал про Патриот, я все равно буду поднят на смех одними, проклят другими и понят единицами читателей. Почему? Каждый УАЗ Патриот имеет свою собственную судьбу, историю болезни, слабые места и болячки. Этот автомобиль относится к редкой породе индивидуалистов, когда ни один экземпляр, сошедший с конвейера, не похож на предшественника или идущий следом. У него нет откровенно слабых мест. Но нет и сильных…Фото автора и Андрея Саакяна
Говоря про Патриот, нельзя подойти с привычным шаблоном, что мотор ходит 200 тысяч километров, мосты 100, подвеска 50, электрика 80 и так далее. Про Патриот нельзя рассказать в двух словах. И даже три Патриота, купленные одним и тем же человеком друг за другом, при одинаковом стиле езды и эксплуатации на одинаковых маршрутах будут иметь диаметрально противоположную историю. Один будет служить верой и правдой и удивлять соседей, второй огорчать, но ездить, а третий – на радость злопыхателям, сгорит в юношеском возрасте в краю далеком от замыкания силового провода на кузов…
Десятилетие назад, когда я впервые познакомился с новейшей поделкой отечественного автопрома, никакого патриотизма в моей душе не зародилось. Да, автомобиль большой, да, на фоне УАЗ-469/3151 куда современнее, комфортабельнее и «богаче», да, он стал более скоростным и управляемым, но… Куда не глянь – всюду сыро, криво и «на отвали». Никогда не забуду глаза одного моего знакомого мастера, когда измерение диагоналей рамы нового Патриота, пришедшего на тюнинг с пометкой «тянет влево» показали разницу в 34 мм! Иными словами, рама сварена без стапеля на заднем дворе стажерами из металлолома. Так серийный автомобили не собирает ни один производитель в мире.
На фото ниже, с биноклем, изображен один из участников Волока, Михаил из Самары. Его Патриот всю экспедицию ехал и не ломался. Почему? Он был полностью разобран и собран заново, но уже нормальными руками и с любовью. Увы, на заводе так не умеют...
Мы тогда сделали сравнительный тест для журнала «Полный привод 4х4», где сопоставили Патриот с десятилетним, очень подержанным Nissan Patrol Y60 и годовалым Land Rover Defender 110. Выводы были не утешительными. На фоне иномарок, УАЗ не разгонялся, не тормозил и не поворачивал, и, что особенно обидно, не отличился проходимостью.
С тех пор УАЗ Патриот претерпел ряд модернизаций, что для отечественного автомобиля непривычно и крайне похвально. Правда, многие доработки оказались спорными, а доля китайских деталей в Патриоте стала больше, чем в китайском Great Wall (грустная шутка). И с каждой модернизацией, Патриот становился все менее ремонтопригодным, о чем народ при покупке совершенно не задумывался и не задумывается. «В любой деревне» Патриот уже не починишь.
Стал ли нынешний UAZ Patriot заметно лучше за эти годы? В целом, на уровне ощущений – да. И салон приличнее, и шума меньше, и едет сносно. Но качественно – нет. УАЗом был, УАЗом и остался. Увы.
Военные корни неистребимы ничем, даже пластиковыми бамперами, кондиционерами и подушками безопасности нельзя прикрыть суровый оскал милитаризма. И «военность» в данном случае не комплемент, а напротив, оплеуха, как «сапог», по отношению к человеку, на котором армия оставила неисправимый отпечаток. Ведь армия не только делает из юноши мужчину, но и из некоторых мужчин производит анекдотических клоунов типа прапорщика Задова.
Основной признак армейского автомобиля – вовсе не живучесть, а его короткий жизненный цикл. На войне не нужна эргономика, комфорт, управляемость и безопасность, потому при разработке любого автомобиля УАЗ об этом никто никогда не думал. Таким образом, если вы хотите купить Патриот, вам так же должно быть наплевать на эти четыре аспекта.
Жизненный цикл УАЗа – это особая философия, выраженная в металле. Машина должна зачехленной прибыть с завода в воинскую часть по железной дороге. Там, криворукие салаги должны ее всю протянуть, прошприцевать, отмыть и отрегулировать. Изредка УАЗ должен кататься на маневры и учения, при этом тщательно обслуживаться следующей партией еще более криворуких новобранцев. В случае вооруженного конфликта или, не дай Бог, войны, УАЗ должен в составе колонны со скоростью верблюжьего каравана добраться до поля битвы и сложить голову в первом же бою. Он дешевый, его не спасают. Это как сапоги или портянки. Стоимость УАЗа в рамках военной экономики вдвое меньше одного залпа установки «Град». Ну и зачем ему ресурс спрашивается? И эта философия, увы, касается не только военных «козликов», но и гражданских Патриотов, ибо унификация между армией и деревней у нас практически полная.
Завод никогда не боролся за мировой рынок, ему не нужно было доказывать свою конкурентоспособность надежностью, современностью или проходимостью, а потому, то, что мы десять лет назад восприняли как революцию, весь мир прошел заметно раньше.
Верхушка завода, да и работники мягко скажем не мотивированы собирать машину по-человечески. На производстве царит откровенный саботаж, иначе как еще назвать намеренное вредительство, особенно в случаях, когда машина собирается для особых целей, например, на выставку. И это не мои домыслы, есть масса примеров.
Пару лет назад я общался с одним из топ-менеджеров завода и услышал очень важную для себя деталь, которая должна и вам многое объяснить. По его словам, никто из менеджерского состава завода не ездит на автомобилях собственного производства. Никто. Никогда. Это очень показательно.
Однако, вернемся к истории. Спустя несколько лет после запуска в серию УАЗ Патриот, в Ульяновске решили «убить «Козла» и сняли с производства настоящий, военный УАЗ, заменив его Хантером. Иными словами, взяли проверенный временем и не нуждающийся в рекламе автомобиль, который был дешевым и реально очень проходимым, и кастрировали его, заставив петь фальцетом и разгоняться с горы до 140 км/ч без тормозов. Это была роспись в полной недееспособности всех, кто принимал решения в то время на заводе. Вместо того, чтобы довести до ума и устранить врожденные недостатки в общем-то хорошего внедорожника, поднять качество, и продолжать производить автомобиль с уникальной в наше время проходимостью, из уважаемого в народе УАЗа сделали посмешище. «Козлик» был не менее легендарен нежели Defender или Wrangler, просто из него маркетологи не стали делать легенду, а сгноили заживо. Так и хочется прибавить «горите все в аду», но я интеллигентно воздержусь.
На настоящем, «военном» УАЗе мне довелось отгонять в качестве штурмана два сезона в трофи-рейдах начала 2000-х годов. В лесах он творил чудеса, но крайне редко доезжал без поломок до финиша. Одним из финальных аккордов, после которого мы распрощались с «большим спортом» на УАЗе стала новенькая ступица, которую мы купили ночью в Клину, чтобы стартовать утром следующего дня. Разболтовка ступицы не совпала с колесным диском… две шпильки были врезаны произвольно, абы как. После ночного ремонта на старт мы не вышли.
Во времена организации серии 33Challenge, у нас был УАЗ на «колхозных» мостах, и та же история. То стартер, то генератор, то сцепление, то плоуось, то рулевые тяги… Про запотевание в дождь всего и вся я промолчу, главное - положиться на него было невозможно. Никогда не знаешь как вернешься домой, пешком или на машине. Расставишь точки накануне гонки или не успеешь.
То, во что переродился 469/31514 став Хантером – иначе как сменой ориентации не назвать. Я считаю, Хантер надо было назвать Евнухом. Было бы честно. Колесики стали меньше, низы хуже, мосты – лопаты…
Патриот же – тот же Евнух, то есть Хантер, но страдающий ожирением, на фоне гормональной мутации. На немощные агрегаты, насажен более тяжелый кузов со всяческими шумоизоляциями, ABS, SRS, современной «торпедой», нарядными обшивками салона, тяжеленными креслами и рельсоподобными защитами вечно гнущихся тяг… Ну и как с этим всем барахлом прикажете взлететь? Как, с бессильным бензиновым мотором объемом 2,7 литра или дизельным ЗМЗ и «низы» обеспечить, и скоростные возможности на трассе расширить? У иноземцев этот фокус иногда получается, но не у наших. У Патриота и «низов» решительно нет, и на трассе он аутсайдер.
В результате инженерных фантазий с кузовом Симбира, мы получили «настоящий внедорожник» на 29-х колесах, стыдливо прячущихся в колесных арках, в которые даже 31-32-е шины не лезут без серьезного лифта! Лифт кузова и подвески, на минуточку, в России вне закона. Для примера, 32-е колеса стоят почти на всех полноразмерных внедорожниках иностранных производителей, рассчитанных вовсе не на российской бездорожье. К тому же, даже капельку увеличенных колесах, у Патриота сразу в расход идут полуоси и дифференциалы – наша экспедиция «Индига» тому лучшее доказательство. Запаса прочности нет. Проходимости нет.
На Патриоте совершенно «пустой руль», не позволяющий чувствовать машину руками, абсолютно «ватное» сцепление, которое вкупе с никакими «низами» летит на тяжелом бездорожье в два счета. Не помогает даже понижающий кит в раздатку. Проверено. Штатные амортизаторы так же установлены скорее для красоты или потому что «так положено». Патриотом не управляешь, с ним борешься. Достаточно вспомнить пресловутую раздатку, которую постоянно под нагрузкой вышибало в самый ответственный момент и штурман держал рычаг рукой… Скажете это все было давно? На Патриоте Евгения Шаталова во время экспедиции «Индига» тоже вышибало, а машина очень ухоженная и свежая.
К слову сказать, в середине нашего трехнедельного приключения у меня закралось сомнение, может Патриот не едет не потому что это Патриот, а парни что-то делают не так... Напросился поменяться. Женя на моем Ford Renger усвистел вперед как на снегоходе, я же еле тронулся с места. Именно тогда я понял, что во всей этой экспедиции настоящие герои - Евгений и Алексей. Ехать на ЭТОМ в тундру было сумасшествием...
Справедливости ради нужно отметить, что во время недавней модернизации старинную раздаточную коробку сменили на корейскую, ставшую самой уязвимой деталью снизу, а значит и новой зоной риска на бездорожье. К тому же, она управляется электроникой, и глюков владельцы хлебнули уже с избытком.
UAZ Patriot, как его обозвали на иностранный манер, гармоничен и условно надежен только в стоке. В роли большого полноприводного универсала, с трудом позволяющего поддерживать на трассе крейсерскую скорость 100 км/ч и не способного выйти на обгон если на горизонте уже замаячил дагестанский КАМАЗ. Аппетит при этом сопоставим с многолитровыми V8. У дизеля скромнее, но динамика не лучше.
В отличии от японских подержанных внедорожников, позволяющих избыток массы компенсировать скоростью прохождения препятствий, Патриот при езде «ходом» складывается как мятая салфетка. В минус уходят рулевые тяги и крышки мостов, что роднит Патриот с LR Defender, тот тоже гад ползучий.
Давным-давно, Анатолий Рудов (фирма Анвир), с которым мы в одной команде гоняли на УАЗах, пытался «построить» Патриот… Наигрался быстро. Парень он упертый, решал проблемы методично, но выдохся. Иными словами, Патриот с точки зрения offroad – это уже не УАЗ, а просто три веселых буквы.
В мои экспедиции «Волок» так же одно время частенько приезжали участники на Патриотах… где они теперь? Расскажу. Как вы думаете, многим ли интересно все путешествие, все три недели, бороться с машиной, искать очень дорогие запчасти по закрытым на праздники магазинам и уговаривать провинциальные сервисы чинить неремонтопригодный УАЗ? Кому интересно пытаться догнать после очередного ночного ремонта ушедшую вперед экспедицию? Да никому. Это не отдых, не путешествие, а самоистязание. Приключение для настоящих мужчин.
Все вернулось на круги своя: УАЗы используются как оружие ближнего боя, для покатушек и постройки монстров высотой с троллейбус на 33-х роликах. Никаких дальнобоев и экспедиций.
Предвижу аргументы, что ездят же на УАЗах путешественники, тот же Тулупов. Да, ездят. У любого правила есть свои исключения. И у всех путешественников свои сдвиги по фазе. Некоторые, вон, на Defender путешествуют, и ничего. Но Дэф народ любит за красоту, проходимость и дешевизну запчастей. А Патриот? За дешевизну при покупке и… потому что не жалко…
Покупая UAZ Patriot, нужно отдавать себе отчет, что в стандартном исполнении это далеко не выдающийся внедорожник, автомобиль, имеющий минимальный запас прочности и множество уязвимых мест. Нормального дилерского сервиса вы не получите. В гарантии вам откажут. Запчастей в наличии в регионах чаще всего нет. Стоимость деталей на уровне иностранных внедорожников.
Если же Патриот «строить», то цифры будут совершенно такие же, как в ситуации с подержанными японскими внедорожниками или пикапами. Иными словами, минимально подготовленный Патриот никак не может стоить меньше 1 млн. рублей. Стоимость же 1 километра экспедиции на Патриоте будет заметно выше, нежели на подержанном «японце». Соответственно, заниматься этим заранее безнадежным делом можно лишь от большой любви к конструированию сельхозмашин из подручных средств.
Готовы ли вы потратить миллион на то, чтобы купить и минимально подготовить УАЗ? Я – нет. А главное, я не готов решать не решаемые проблемы с надежностью и обходить конструктивные ошибки. Тот же Defender, пусть дорого, но можно заставить ездить везде и не ломаться. УАЗ – нельзя. Это утопия. Он не поедет никогда, станет памятником вашему энтузиазму и потраченным капиталам.
Тем не менее, Патриотов бегает по стране невиданное множество. Все потому, что мы с вами немного американцы, руководствуемся принципом «много автомобиля за мало денег». И если жить вне мегаполисов, ездить по убитым дорогам, возить постоянно кучу вещей, то понять такую покупку можно. Достаточно удобный, объемный, полноприводный автомобиль, стоящий в пять раз дешевле Land Cruiser 200, и выглядящий вполне пристойно. Точнее, выглядевший пристойно. «Новый» Патриот, засвеченный совсем недавно, стал шаржем на привычный и гармоничный образ. Без слез не взглянешь.
И все же, не смотря на всю желчь и критику в адрес УАЗа, я считаю, что это хорошо, что у нас есть такой автомобиль, альтернатива иностранному секонд-хенду. Бюджетный билет в мир внедорожников, с небольшим дорожным налогом, первыми тремя годами отсутствия головной боли с техосмотром, дешевой страховкой, низкой угоняемостью.
Радует, что завод не расслабляется и кует действительно русский по духу автомобиль, бессмысленный и беспощадный, нужный только нам, россиянам.
|
</> |