Итак, в минувший понедельник армия Буркина-Фасо свергла президента этой страны Роша Каборе. По словам военных, последней каплей стал отказ месье Роша разрешить использование российских военных и иных советников на территории страны.
О перевороте объявил по государственному телевидению капитан Сидсор Кадер Уэдраого, который заявил, что военные захватили власть в ответ на "продолжающуюся деградацию ситуации в области безопасности" в стране и "неспособность правительства" объединить население. Рядом с ним в красном революционном берете сидел подполковник Поль-Анри Дамиба, которого капитан и представил, как нового лидера нации.
Ирония ситуации в том, что Дамиба был повышен месье Каборе в
декабре минувшего года до командующего третьим военным округом
страны, который отвечает за безопасность в столице Уагадугу,
сообщает Reuters - и именно подполковник инициировал мятеж и
отстранение президента от власти.
Что характерно, переворот в Уагадугу был с радостью встречен
соседями Буркина-Фасо, Гвинеей и Мали, тоже бывшими французскими
колониями.
Точное местонахождение Каборе остается неизвестным; в понедельник
днем в его аккаунте в Twitter было опубликовано сообщение с
просьбой к участникам восстания опустить оружие.
"Наша нация переживает трудные времена", - говорится в твите. "Мы
должны в этот самый момент сохранить наши демократические
достижения. Я призываю тех, кто взял в руки оружие, опустить его в
высших интересах нации. Именно посредством диалога и слушания мы
должны разрешить наши противоречия".
ООН обеспокоена, в Париже перманентная истерика, Брюссель выражает
озабоченность. Тезис Жозепа Борреля "это наша корова и мы будем ее
доить" в Кремле нагло проигнорировали - а это значит, что русские
скоро окажутся в Буркина-Фасо, наводя там порядок по своему
разумению. Суть в том, что подход русских в Африке прижился очень
быстро, особенно в части разрешения многовековых конфликтов между
племенами - наши советники умеют задавать такие вопросы, которые
никогда не приходили на ум европейским цивилизаторам.
К примеру, враждует некое племя чунга-чанга с племенем тумба-юмба.
Давно враждует, все уже позабыли причины, ибо они теряются во мраке
веков. Время от времени происходит очередной налет чунга-чанга на
деревни и посевы тумба-юмба, потом ситуация повторяется с точностью
наоборот - в атаку кидается уже племя тумба-юмба.
Местные власти пытаются как-то развести конфликтующие племена по углам ринга, но получается это плохо и на короткий срок - потом возникают новые обиды и ситуация повторяется.
В этом плане русские советники - настоящая находка. А у нас, кроме
военных, есть специалисты по управлению - и вот именно они
усаживают аборигенов на поляну переговоров, закуривают трубку мира
и начинают задавать разные непривычные вопросы.
Например: что нужно племени чунга-чанга для полного счастья? После
долгих обсуждений, мордобоев и прочих дискуссий старейшины
чунга-чанга объявляют: нам нужна отдельная тропа для выгона наших
буйволов на общий для всех племен в этом районе водопой. Подлые и
злые тумба-юмба этому мешают, бьют пастухов и прогоняют буйволов -
и будет очень правильно, если справедливые русские побьют
тумба-юмба палками.
В свою очередь, тумба-юмба в ответ на этот же вопрос о вечном
счастье, после внутриплеменного обсуждения и воспитательного
мордобития объявляют, что племя ни за что больше не потерпит, чтобы
глупые буйволы чунга-чанга топтали посевы тумба-юмба. А буйволы
глупы потому, что глупы их пастухи - как и все чунга-чанга,
впрочем.
Выслушав обе стороны, русские быстро находят решение - они тут же
предлагают поставить забор между посевами и тропой для буйволов. А
чтобы не было споров, кто за все это заплатит, строительство забора
профинансирует правительство страны, которое очень заботится о
своих любимых гражданах - и если бы граждане старейшины почаще
обращались бы к правительству, то никаких конфликтов не было бы
вообще.
Но этого мало, необходимо крепить дружбу между народами - и русские
предлагают развить межплеменное сотрудничество. К примеру, от
каждого племени отбирается по десять самых лучших и красивых юношей
и девушек, которые на год поселяются в соседнем племени.
Если за это время обзаведутся семьей - пусть там и останутся. Если
не сумеют, их с радостью примет родное племя.
Это приводит к очень своеобразным результатам. Племена устраивают такой жесткий конкурс на претендентов годовой туристической поездки в другое племя, что ни одной "Мисс Вселенной" не снилось - и по другому просто быть не может, никто из старейшин не хочет, чтобы по соседним племенам понеслись слухи о криворуких юношах чунга-чанга или узкобедрых девушках тумба-юмба - в Африке свои понятия о красоте.
Здесь важно, что русские моментально уловили единую особенность
этого края Земли - Африка это не континент городов, это континент
деревень. Здесь даже в городах сохраняются деревенские традиции и
деревенское "радио" из уст в уста - а если учесть весьма условные
границы между странами, прочерченные колонизаторами, то слухи
распространяются со скоростью верхового пожара в пересушенных
засухой джунглях.
Так было с Центральноафриканской республикой, где русские советники
погасили все значимые внутренние конфликты - это помогло
правительству консолидировать силы в противостоянии бандам
Исламского государства, запрещенного везде, где только можно - в
итоге исламисты очень крепко получили по зубам в ЦАР и отползли в
соседние страны.
Еще один фактор напрямую касается наших военных советников - в отличие от бывших "цивилизаторов" русские действуют по формуле "делай, как я". Это вам не французский или голландский сержант в пробковом шлеме перед неровным строем туземцев - эти русские вместе со своими африканскими бойцами участвуют в марш-бросках, кормят пиявок в местных болотах и постоянно воспитывают новых инструкторов из местного населения.
Российские флаги в Буркина-Фасо - это ответ на неспособность бывших
властей разрешить ситуацию с исламистами. Под контролем ИГ до сих
пор остается несколько районов страны, а вооруженные силы пока не
способны справиться с этим, поскольку внутренние конфликты и
противоречия, оставшиеся после ухода "цивилизаторов", весьма и
весьма сильны. По факту, наличие государственных атрибутов еще не
означает наличия самого государства, как единой системы управления
обществом - для Запада это очень удобная штука, позволяющая
контролировать отдельные элитные или силовые группы в бывших своих
заморских владениях.
А вот у русских в ментальности и образе мыслей этого нет от слова
"совсем" - следовательно, русские всегда предлагают иные решения,
направленные на результат, а не на сохранение контроля. Контроль
нужен государству, а не внешним игрокам - и русские обеспечивают
именно такой вид контроля.
Естественно, это вызывает сильное жжение в филейной части у наших
западных "партнеров" - появляются сообщения, что буркинийцы
собираются привлечь к наведению порядка легендарную уже ЧВК
"Вагнер", к которой у Запада свои счеты - впрочем, наших спецов эти
счеты волнуют меньше всего.
Когда полтора миллиона буркинийцев стали "временно перемещенными
лицами" из-за действий исламистов, Запад это не волновало. Как не
волновала смерть десятков тысяч буркинийцев, погибших от рук
исламистов - всего лишь на прошлой неделе их жертвами стали сразу
полсотни сотрудников сил безопасности страны в Сахеле.
За последние 18 месяцев военные перевороты произошли в Чаде, Мали и Гвинее - появившиеся вслед за эти русские принялись наводить там порядок. Теперь очередь за Буркина-Фасо, который активно и радостно размахивает российскими флагами на улицах - и буркинийцам есть, за что бороться. Страна считается одной из самых бедных в Африке, хотя и обладает одним из крупнейших запасов ископаемого золота в мире - и если следом за русскими специалистами в стране появятся и российские компании, это будет означать начало подъема этого государства.
Подъема, основанного на порядке, сильной вертикали власти, мощной по африканским меркам армии и механизме разрешения любых внутренних конфликтов.
Елисейский дворец может тихо порыдать в уголке. Русские идут - и идут совсем не там, где их ждали французы с прочими "цивилизованными" странами.