У края беды

В Машине времени, изданной в 1895 году, путешественник во времени наблюдает общество элоев и морлоков. Элои ведут беззаботную жизнь, но боятся ночей когда некоторые из них исчезают. Это настолько страшно для элоев, что они даже боятся об этом говорить. [*] Как выяснил затем путешественник во времени, живущие под землей морлоки по ночам выходили из под земли и ловили и ели элоев, явно предпочитая их мясо альтернативным источникам еды.
В Пиратах моря (название конечно было бы лучше перевести как Морские налетчики) изданном в 1896 году, описывается нападение на берег Англии стаи огромных головоногих моллюсков [**]. Эти моллюски выплыли из моря и напали на людей. Рассказчик упоминает гипотезу, что этим кальмарам понравились трупы утопленников, и они поплыли к берегу в поисках человечины. После ряда нападений [***], эти моллюски по неизвестной причине уходят обратно в океан.
Наконец в Войне миров изданном в 1898 году, осьминогоподобные марсиане атакуют Землю, причем, как выясняется, люди являются для них предпочитаемым источником пищи. Интересно, что в неожиданном повороте, сами марсиане становятся жертвами земных бактерий и полностью вымирают. Кстати, Уэллс вполне мог продолжить историю - последние выжившие марсиане бегут обратно на Марс, и заражают всех марсиан на Марсе.
Во всех этих случаях, разумные существа (три раза люди и один раз марсиане) становятся жертвой, причем враг оказывается неожиданным и сначала не распознается как таковой. Герои, сталкиваясь с морлоками, моллюсками, и марсианами явно недооценивают их опасность. Похоже, что и марсиане недооценили опасность земных микробов. В Пиратах моря и Войне миров, не произошло разрешения конфликта, и рассказчики опасаются повторения нападения. Вообще говоря, наука и технология оказались бессильными отразить нападения, ученые фигурирую в новеллах как те, кто описывает нападавших, а не те, кто смог от них отбиться.
Ожидание беды из под земли ли, из воды или с неба проходит красной нитью через эти произведения Уэллса. Если в Машине времени угроза видится Уэллсу в социальных столкновениях [****], то затем эта угроза сменяется угрозой из неизвестных глубин океанов или космоса. Мне кажется, это то что Уэллс напоминает людям живущим во все возрастающем комфорте. Беззащитность даже не перед внезапными силами природы, а перед тем что это нечто просто еще не захотело человечины. Как захочет, так придет и сожрет.
*Замечу, что в 1937-38 годах в СССР где-то так и происходило. Люди исчезали по ночам на фоне всеобщей "радостной" жизни и неисчезнувшие боялись об этом говорить.
** Обращу внимание на сходство слов "морлок" и "моллюск".
*** Одна из атак вызывает в памяти атаку головоногих описанную Жюль Верном в 20000 лье под водой.
****Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.