Тюрьма
Сообщество "Все о кино" — 20.07.2011Середина 80-х. Я учусь на Высших
режиссерских курсах, должен быть урок Митты, и вдруг вижу, все
забегали, какое-то необычайное возбуждение на лицах, - Что такое? -
спрашиваю. Мне говорят, - Калик приехал!..- Да ты что, не может
быть?..- Вернулся!...
И тут в зал заходит Калик,
мы встаем, и долго ему рукоплещем...А он почти плачет, так
растроган. Вот так впервые я встретился с Михаилом Каликом,
известнейшим режиссером, на фильмах которого выросли поколения, его
называли “отцом поэтического кино”, звали преподавать в Европы и
Америки, а он уехал в Израиль. Вот тогда-то на долгие годы стерли
его имя со всех его фильмов, положили их на полку, и только мы, на
курсах, подпольно, могли их смотреть...
В
Израиле его сломали. Дали сделать первый фильм...а потом уже
критика навалилась, прошлась по нему “катком”, вообщем оттянулись
по полной программе. Так и закопали...И фильм, и Калика. Он,
человек, характера не простого, закрылся, плюнул на большое кино и
стал, снимать для заработка маленькие
документалки.
Но
остался, не уехал никуда, хотя мог.
Он уже вышел на пенсию...как
вдруг однажды, уже из горбачевской России, пришло приглашение,
смысл которого был такой, - “мы очень извиняемся, Михал Наумович,
не держите на нас зла, приезжайте и делайте кино, какое хотите.
Председатель Госкино, Климов. ” Так он и вернулся. Так я его и
увидел там, в Москве. Помог ему с оператором, познакомился...и
уехал сам...
...Чтобы через 15 лет уже делать о нем фильм
здесь, в Израиле. Меня знали, я был с призами и фильмами, и поэтому
мог пробить любую тему.
Я предложил ему сниматься.
За его плечами уже были и неудача с фильмом в Израиле, и осколок,
который он получил в живот, от мины, взорвавшейся в метре от него,
и смерть сына, которого я хорошо знал. (Сын умер от рака крови,
такой замечательный, чистый парень, он боролся с болезнью 12
лет...)
Всё это есть в моем
фильме...
Но есть там еще одна тема, очень для
меня важная...
Бутырская тюрьма...2005 год. Мы прилетели из
Израиля, чтобы снимать там. Заплатили 1000 долларов и снимаем.
Сразу скажу, - гнетущее ощущение. За нами все время следует “хвост”
из двух охранников...темные коридоры, какие-то жирные стены,
непонятно почему, и прищуренные взгляды, которыми нас провожают
все.
Калику уже далеко за 70 лет. Мы восстанавливаем
события его жизни. ...Идем по коридору...снимаем...Вдруг Калик
останавливается, ноги его подгибаются, он прижимается к стене...
“Не могу идти”... Он вдруг снова возвращается в свои 20 с лишним
лет, когда его брали, нагибали, ломали сначала в подвалах КГБ,
потом здесь, в Бутырке...Мы стоим, ждем, пока пройдет у него этот
шок...Он не может отдышаться... ( присмотритесь и вы увидите, как в
фильме, вдруг спина его сгибается...это именно то мгновение, после
которого он не смог идти дальше)
Навстречу нам ведут бледных
заключенных. Проходит охранник со шрамом во все лицо, шепчет моему
оператору, - Не снимать!.. Потом какой-то молодой заключенный
пытается всунуть мне в руку записку на волю...Я не беру...И он
говорит мне, - Смотри, встретимся!..Вдруг кто-то кричит из камеры
напротив безумную фразу, - “Я простой советский свекловод,
отпустите меня!”...Вот такая атмосфера. Такой
“Кафка”...
И тогда оператор начинает стонать...Красивый,
успешный парень, сильный, под 2 метра ростом...он вдруг отводит
меня в сторону и говорит, - Пошли отсюда!..Я говорю, - Ты что?!..Мы
для этого из Израиля прилетели... Он мне: - Я не могу!..Я готов
свою камеру отдать, только бы меня отсюда выпустили...( камера
“Бетакам” - 70 тысяч долларов, - его личная камера)...Вообщем
уговорил я его кое как, и Калик отшел, мы продолжили съемку, - и в
одиночках “сидели”, и в прогулочных двориках “гуляли”... и в
карцере запирались...Калик вспоминал и было это ему не
просто.
Фильм получился. Это я определил по тому, как
его принимали, как замирал зал и час не дышал, как вставали
приветствуя Калика...ну и призы
взял...получился...
Он получился о свободе. Так
я его прочитываю.
Калик
так стремился к ней и в творчестве, и в жизни...к
свободе...
А меня постоянно мучил вопрос, уже тогда, - что
же это такое?..Но в фильме я об этом не спрашивал Михаила
Наумовича.
Я спрашивал себя, - свобода ли это, - свободно
творить, свободно перемещаться по миру?.. что такое чувствовать
себя свободным?.. От чего свободным, - вот
вопрос?..
Мы живем в своей одиночной камере всю жизнь и
называем это свободой?..Я никого в нее не пускаю, в это своё “я”.
Оберегаю его от посторонних.
Я не
открываю сердце другим. И считаю, что свободен...какой
блеф!..
Может чуть и загрузил историю, но сидит это во
мне, ничего не поделаешь.
И Япония сидит, - как
вырваться из своей одиночки...и соединиться с ними, ну хотя бы в
мыслях, хотя бы на мгновение...
Спасибо. Грустный блог у нас
получается.
|
</> |