Конечно, меня свозили к известному памятнику жертвам
политических репрессий, который оставил довольно противоречивое
впечатление: грандиозен и очень "символичен". И стилизованное
распятие, и плачущая на коленях девочка, и слеза в виде образов
человеческих лиц, и крест и еще много чего. Известный автор, с моей
точки зрения, отошел от живительной лаконичности в угоду
символическим деталям. Несколько "суетливо" получилось на фоне
окружающей некричащей монументальности дикой природы и
человеческого духа.
Но - дело вкуса. Монумент, безусловно, производит
впечатление и достойно символизирует не самую розовую страницу
нашей истории.
Однако, к сути. Вечером меня пригласили в Магаданский
музыкальный и драматический театр. Вот он, на фотках. Построен в
1941 г. Вообще, 2-3 театральные труппы существовали в тех
местах с начала 30-х. Под эгидой НКВД. В труппу входили многие
десятки политзаключенных. Даже политзаключенные балерины
танцевали... Да. И замечательный Г. Жженов там играл. Здание
характерной архитектуры и просто великолепно -
внутри.
Так вот. Не помню названия спектакля но, очень кратко:
отношения мужчины и женщины на историческом фоне развития нашей
Советской страны.
Во время одного из эпизодов спектакля на заднике сцены
проецируются документальные кадры стройотрядов, прокладывающих,
наверно БАМ, через заснеженные леса, какие-то комсомольские
стройки, палатки, бараки, валка леса и забивание ж/д костылей и
т.п.
По ходу этих кадров на сцену выбегают полтора десятка
молодых людей в темных футболках, на которых крупными белыми
буквами написано: С С С Р...
И тут произошло неожиданное: весь зал (полный) как-то
колыхнуло и он взорвался: люди вскочили и стали неистово и очень
искренне аплодировать. Кажется, было что-то типа криков
"Ура!"...
"Батюшки! Кто эти все люди?!" - мелькнуло в голове:
потомки сотрудников
#НКВД, "уморивших десятки миллионов" в советских лагерях? Дети
политзаключенной балерины и остальных? Лагерной охраны?
Вольнонаемных, живших во всем этом "аду"? Все вместе? Как это
понять и чему они аплодируют? И как-то это совсем не гармонировало
с нависающим над городом монументом в память
политзаключенным...
"Ладно" - подумал я, - "Люди местные и неангажированные
- им видней" и с искренним удовольствием присоединился к
овациям.
Ну вот. Как-то так.
"Магадан - это не богом
забытая точка на карте. Магадан - это не религия золотого тельца и
не колючки лагерей.
Магадан - это состояние
души, зов сердца и любовь на всю жизнь...
Если ты смог понять
Магадан, он всегда будет с тобой."
Именно - "состояние души". Край - вызов. В таких местах
собираются Россияне, умеющие и знающие как выживать и побеждать.
Поэтому, наверно, и понравился мне Магадан сразу. Поэтому, наверно,
мы и аплодировали все вместе...
"Меня спасла каторга... О! это было большое для меня
счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление... ужаснейший
вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнию, я там себя
понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского
народа. Все мои лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они
только возвращаются... Ах, если бы вас на каторгу!".
"Я видел народ наш, ел с ними, спал с ними, работал
мозольной работой, в то время как другие, либеральничая и
похихикивая над народом, решили, что народ наш "образа звериного и
печати его". ... От него я принял вновь в душу Христа, которого
утратил было, когда преобразился в "европейского
либерала".
Видимо, здесь и кроется значительная часть ответа на
"странную" реакцию зала? А не верить искренности цитируемых фраз
невозможно: это Ф. Достоевский.