Тяжело и неказисто житие кинематографиста

Видимо, нелёгкий процесс съёмок дебюта «Джонни-замша» (1991) подал идею для сценария к следующей ленте — «Жизнь в забвении», которая станет лучшей работой режиссёра и сценариста Тома ДиЧилло. Вообще, сюжеты а-ля «8 с половиной» (1963), основополагающей классики Федерико Феллини, часто являются выигрышным материалом для режиссёра, который радушно принимают как профессионалы, так и обычные зрители. Вспомнить хотя бы «Зеркало» (1974) или антимюзикл «Вся эта суета» (1980). Ведь это самое «личное», которое режиссёр и сценарист вкладывает в свою работу, дающуюся чуть ли не «потом и кровью» с непременными спутниками в виде того же кризиса личной жизни или среднего возраста, всегда идёт от сердца и, как правило, на экране выглядит искренне, без единого грамма фальши.
ДиЧилло снял сценарно хитро прописанную и ловко смонтированную трагикомедию, в основном, в одной декорации о независимом режиссёре-авторе, который, не имея цента в кармане, снимает своё кино, и на съёмках всего одной короткой сцены то и дело что-то происходит — то микрофон в кадр попадёт, то осветительный прибор закоротит, то фокус слетит, то актёры текст забывают или внезапно выдают крутые перформансы при неработающей камере, и так далее по списку всех возможных головных болей и персонального режиссёрского ада на площадке. А тут ещё и налагаются волнение, тревожные сны между съёмочными днями, и личные драмы самого режиссёра и членов остальной съёмочной группы. Кстати, переходы изображения из цветного в чёрно-белое выполнены мастерски и именно там, где это нужно и оправдано между реальностью и кино, а в своих именно чёрно-белых фрагментах «Жизнь в забвении» моментально по своей атмосфере роднится с такими работами направления американского индепендента 90-х, как теневой «В супе» (1992), пять лет не выпускавшийся на экраны «Кафе «Донс Плам» (2000), и раскрученный «Клерки» (1994), к которым я питаю искреннюю симпатию.

Стив Бушеми в этой роли нервничающего режиссёра независимого кино, нетрудно догадаться, проекции самого Тома ДиЧилло, очень убедителен, а Кэтрин Кинер, по сути, ставшая находкой режиссёра, которая спустя несколько лет получит первую номинацию на Оскар, очаровательна и демонстрирует внушительный диапазон между актрисой и актрисой в образе. Особенно впечатляет сцена, где она вспоминает личную трагедию, связанную с мамой, и демонстрирует такую игру с экранной мамой (тоже колоритная роль пожилой Рики Мартенс) на съёмках проекта, что понимаешь — старина ДиЧилло вновь открыл большому кино актрису А-класса, как и годами назад, никому неизвестного Брэда Питта, на кандидатуре которого даже пришлось настоять и повоевать в продюсером, который утверждал, что он никто и звать никак, и нужно взять на главную роль в «Джонни-замшу» Тимоти Хаттона.
Кстати, на роль голливудского самовлюблённого красавчика, который стремился в качестве главного актёра и верховодить съёмочным процессом и клеить актрис да ассистенток режиссёра, изначально планировался именно Брэд Питт, но он уже был занят в эпическом вестерне «Легенды осени» (1994). Поэтому роль в итоге досталась Джеймсу Ле Гросу, который не хуже изобразил слегка карикатурную лощёную звезду со своими закидонами. Дермот Марлуни удачно совместил в своём образе кинооператора иронию и трагизм, что также наверняка является отражением личности самого режиссёра, который когда-то и был сам оператором. Ну и полноценный актёрский дебют будущего Тириона Ланнистера — Питера Динклейджа, который играет карлика, жалующегося на то, что вынужден играть клишированные роли карликов, коих он сам до этого избегал — вишенка на этом актёрском торте.

Этот фильм, так же в своё время не ставший хитом, как и уже упомянутый ранее «В супе» Александра Рокуэлла, с которым он даже тематически перекликается (плюс и там в главной роли — Стив Бушеми), всё-таки получил кое-какие призы на кинофестивалях разных стран, успешнее, чем фильм Рокуэлла, проходил в прокате, и ныне является жемчужиной малобюджетного кинематографа. Даже, можно сказать, изначально безбюджетного, ведь деньги на съёмку появлялись методом «донатов», то есть, в съёмочном процессе все принимали участие на чистом энтузиазме и даже сами вносили пожертвования в общий бюджет фильма. Результат получился определённо стоящим просмотра и пополнения личной коллекции любителя качественного кино, а для творческих людей или же тех, кто вдруг захотел взять камеру в руки и что-то снять — даже вдохновляющим.
9 / 10
|
</> |