Тягчайший грех с точки зрения психоанализа
shmandercheizer — 24.01.2024Мария-Луиза фон Франц как-то написала: "Согласно Юнгу, самый тягчайших грех - нежелание достигнуть осознания, хотя такая возможность есть. Именно поэтому Юнг говорит, что с точки зрения психологии одной из самых злых и губительных сил являются нереализованные творческие способности. Если кто-то обладает творческим даром и вследствие своей лени или по какой-либо другой причине его не использует, эта психическая энергия превращается в настоящий яд".
А что в качестве тяжкого греха могли бы оценить психоаналитики,
например, Фрейд? Хоть на первый взгляд, психоаналитик - это тот,
кто избегает не только осуждений, но и вообще вердиктных суждений,
строгих оценок, теория и клинический опыт все равно рано или поздно
сойдутся в представлении о том, чего почти всем точно делать не
стоит. До тех пор пока люди сами для себя считают нечто
предосудительным, есть некое поведение или качество - "кандидат" на
роль наиболее порицаемого (из перспективы как личного анализа, так
и опыта аналитика).
Возвращаясь к фразе о Юнге. Разумное зерно в этой мысли есть,
правда, оно сокрыто за трагикомичным звучанием. Трагический момент
возникает из ненужной романтизации творчества - как будто только
такие способности определяют осознание. Отсутствие реализации -
часто всего лишь невезение, инерция событий, а это далеко не то же
самое, что нежелание. Часто как раз из невезения вырастает
трезвомыслие, житейская мудрость. А у баловней судьбы глубокое
осознание себя соседствует с бесконечно-утопическим взглядом на
реалии - само их творчество вполне может стать ядом для других.
Как, например, басенки о необходимости верить в свой талант. Комизм
же возникает из нелепого сочетания "нежелание достигнуть
осознания". По сути есть либо желание знать/понимать, либо желание
не знать, и ни то, ни другое - не есть грех (и даже желание - не
гарантия достижения результата). А "нежелание достигнуть осознания"
- это просто корявый эвфемизм непохожести кого-то на идеал
интегрированной личности Юнга. Однако нельзя отрицать: Юнг
прекрасно понимал, что вымученное бегство от себя - это источник
многих проблем. С его же "лекарством" в виде осознания и интеграции
воедино всех частей психики - можно соглашаться или не
соглашаться.
Что же в таком плане можно найти у Фрейда? Как ни странно, это
точно не отсутствие интереса к своему бессознательному. Желание не
знать - это норма. Психоаналитик не просто снисходительно смотрит
на тех, кто не идет в анализ (ну, дело ваше), а скорее отдает себе
трезвый отчет о том, почему многим это не нужно. Начиная от
ситуаций, где что-то работает бессознательно и вполне устраивает
субъекта (зачем чинить то, что работает?) и до тех ситуаций, где
сами обстоятельства или личностная надстройка могут оказаться
слишком хрупкими для разоблачения иллюзий о себе.
По Фрейду разрушительна скорее трусость, бегство от того, что
уже проявилось и нельзя развидеть. В личном анализе однажды
возникает ситуация, которая требует мужества, чтобы принять, что
теперь у тебя есть новая, незнакомая проблема (а это совсем не то
же самое, что старые проблемы, даже те, которые ты не мог решить, в
которых регулярно проигрывал). И дело вовсе не в героизме. Играя на
полутонах, это можно было бы назвать не бегством от реальности себя
(как у Юнга), а бегством от вызова изменить себя. Специфическая
необучаемость, а не неанализабельность - вот что-то вроде греха в
психоанализе.
В каком-то смысле для психоаналитической оптики нет подобных
качеств, как мужество/трусость и даже реакции вроде агрессии и
обвинения других или напротив уныния - это всё лишь следствия,
эффекты встречи необучаемого со своим бессознательным. Там, где мы
сбежали, была точка выбора, но отказ искать какое-то иное решение,
кроме привычного (подсказанного симптомом) легко оборачивается
чувством вины и самопредательства, которые и проявляются десятками
способов - в виде трусости, непризнания чего-то в себе, постоянных
нападках на других или депрессивного поедания самого себя.
Чему-то подобному учит нас известный случай Фрейда - анализ Доры.
Дора в начале анализа, благодаря Фрейду, обнаруживает себя частью
"квартета" - т.е. тем самым субъектом, который не только страдает,
но и отвечает за участие в "бардаке, который творится в ее жизни".
Это неприятно, но это и "хорошая новость" - ведь кое-что в твоей
жизни зависит от тебя, а не от внешних сил. Однако затем Фрейд
допускает несколько ошибок, но куда важнее что делает с этим Дора.
Она использует свое недовольство аналитиком, чтобы попытаться
забыть, сбежать - и не от анализа и Фрейда, а от той истины, что на
анализе прозвучала. Проблема только в том, что в таком случае на
место наивного вытеснения должны прийти куда как более жесткие и
жестокие формы цензуры. И это на всю жизнь. Все сведения о
биографии Доры звучат неутешительно: свою привязанность к отцу она
сменила на патологическую навязчивость и тревожность в отношении
мужа и сына.
***
Следить за публикациями автора можно здесь: Telegram: Contact @void_laniakea
|
</> |