«День сурка» как сатира и загадка фантазма женщины.
shmandercheizer — 16.01.2024«День сурка» – комедия 1993 года, которая неожиданно стала довольно популярной (а кто-то скажет и "культовой"). Её регулярно показывают в новогодние праздники, так что кинолента давно ассоциируется с ними, хотя сюжет привязан к теме конца зимы. Понятно, что фильм выстрелил во многом благодаря распространённой фантазии о контроле событий и обретении всесилия/безнаказанности (пусть и в рамках одного дня). При этом в центре сюжета не супергерой, а обычный человек со своими недостатками. Вместе с тем это также любовная история, которая легко резонирует с личными моментами зрителя.
Мне однако после очередного (наверняка счёт уже идет на два-три десятка раз) просмотра захотелось увидеть это произведение в несколько ином свете. По большому счёту это не только комедия положений, но и сатира, очень явно высмеивающая тип личности, зацикленный на себе и карьерном успехе. Я раньше не замечал, однако не только начало фильма откровенно подчёркивает уродство человека, думающего только о том, как не упустить более престижное место, но и заканчивается он решением новообразованной пары остаться в маленьком городишке насовсем.
В начале 90х, когда весь культурный мейнстрим заставлял бредить
огнями Нью-Йорка и пальмами Лос-Анджелеса, этот ход, как мне
кажется, звучал довольно радикально. Впрочем, не менее радикально
звучит и месседж в духе: зачем вам что-то если вы не выносите себя,
уж лучше прочтите книгу или помогите другому человеку, и быть может
завтра проснётесь уже другим, более приятным человеком. Французская
поэзия и Чехов в начале 90х - это код занудного интеллигента вроде
Вуди Аллена, комплиментарное звучание этих тем для масс удивительно
(а фильм 80-90х с Биллом Мюрреем - 100% рассчитан на среднего
американца, а не Киноакадемию).
Интересна и сама структура любовной истории героев. Она начинается
со встречи, в которой герой лишь смутно чувствует некий позыв к
девушке, но пытается отмахнуться от него, встав в привычную позу
"примадонны". И раз человек не ценит, да и вообще не понимает
"маленького чуда" встречи, судьба посылает ему "большое чудо" -
существование в одном дне. Это событие само по себе имеет форму
квеста: герою нужно понять почему он сюда попал и что должен
сделать, чтобы выбраться. Эдакая максимально щадящая версия
Чистилища. Ну и само собой, раз это Голливуд, то единственный
правильный ответ - производство пары. Но не в логике
эгоиста-карьериста.
Ведь по сути, что делает поначалу наш герой? Он пытается добиться
всего знакомым ему способом, через контроль и знание (что особенно
иронично, ведь он ведущий погоды). Наверное здесь будет уместно
добавить немного Лакана, фильм в конце концов о повторении, а эта
тема крайне интересовала его. Он различал автоматон (повторение
основанное на означающих) и тюхе (повторение чего-то в реальном,
происходящее в форме встречи). Фил Коннорс, пользуясь
после-знанием, очень легко добивается других женщин (например,
Нэнси), но с Ритой этот метод раз за разом даёт сбой. Выбирая
автоматон влюбленности, он прежде всего защищает себя - настоящий
Фил не очень интересен даже самому Филу. Впрочем он сам видимо
искренне уверен, что в любви обмениваются образами, а не
встречаются два бытия. В итоге все закономерно: сколько бы фактов
он ни узнал о Рите, сколько бы совпадений (означающих) не подстроил
- в финале его ждёт разоблачение и пощечина.
Пройдя этот этап и последующую депрессию (с чередой самоубийств),
Фил открывает в себе смелость говорить искренне, как есть. И это
даёт неожиданный эффект: Рита заинтересована и остаётся с ним на
ночь, но вместе с тем герой признаётся себе "я её недостоин". После
чего начинается эпопея с самообучением и помощью всем подряд,
местами довольно прямолинейно и наивно снятая (хотя не без удачных
деталей, в которых он действительно открыт к другим и способен их
услышать). "Встречу" тюхе нельзя подстроить: остаётся только стать
тем человеком, который способен быть встреченным. В этом смысле
можно сказать, что Фил изначально бьётся над загадкой фантазма
Риты. Фантазма, в котором мужчина её мечты не говорит о себе, а
делает. Более того барышня, сама того не сознавая, довольно
тщеславна и разборчива, она согласна только на самого "главного
парня на деревне". Когда о Филе вдруг начинают говорить все вокруг,
вот тогда встреча наконец случается - и она выбирает его сама. А
герой, теперь действительно готовый увидеть и ценить "чудо
встречи", завершает свой квест и выходит из временной петли. Что ж,
иногда нечто подобное правда происходит, и без "дня сурка".
|
</> |