Т.В.Волобаева. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. (ч. 3)

топ 100 блогов vitroshop14.09.2016 Эта статья была опубликована в 1999 году в сборнике материалов конференции.

Для публикации в блоге она разделена на три части.
В тексте имеется несколько черно-белых иллюстраций.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

При перепубликации ссылка на источник и активная ссылка на пост обязательна.

Волобаева Т. В. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. / Составители Л. А. Кирикова, А. В. Корнилова, Б. К. Нагор. — 100 лет петербургском модерну. Материалы научной конференции 30 сентября - 2 октября 1999 года. — Санкт-Петербург: ОАО "Альт-Софт", ООО "Белое и черное", 2000. — С. 197-202. — 255 с. — ISBN 5-89771-014-7.

Т.В.Волобаева. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. (ч. 3)

Для стеклянных перекрытий в зданиях Петербурга конца XIX – начала ХХ вв. не характерно использование тематики и
// C. 196//
иконографии стиля модерн. Предпочтение отдано скромным геометризованным мотивам в виде отдельных вставок или фризов, иногда декоративные элементы собраны в орнамент коврового типа, который заметен лишь при внимательном рассмотрении. Он не маскирует конструкцию, которая самостоятельна не только с точки зрения функции, но и декорации, а лишь подчеркивает ее составные части и материальную основу.

Т.В.Волобаева. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. (ч. 3)

В особняке А.Ф.Кёльха[29] лестничный объем завершает роскошный витраж с рокайльной орнаментикой; в особняке В.П.Елисеева[30] – стеклянный необарочный плафон. Отмеченная стилистика в декоре остекленных перекрытий также характерна для европейского витражного искусства рассматриваемого периода[31].

К сожалению, большую часть сохранившихся витражей невозможно атрибутировать. Частичная сохранность только в редких случаях оставила нам подпись ателье на самом произведении. В некоторых случаях можно выделить группу витражей, предположительно принадлежащих одной мастерской: на это указывают повторяемость мотивов, одинаковая трактовка элементов витражей в разных домах. При отсутствии каталогов образцов, документальных материалов атрибуция в таких случаях остается предположительной.
// C.197//
 Если авторство крупнейшей витражной мастерской, принадлежавшей семье Франк, еще можно гипотетически установить в отношении ряда работ, то произведения остальных петербургских ателье невозможно «вычислить» из массива натурного материала. Так, например, мастерская А.Аноховича, видимо, создавала работы высокого уровня. О степени ее профессионализма можно судить по изображению витража на рекламном объявлении фирмы в журнале «Зодчий»[32]: изысканная композиция с тонко проработанным деталями должна была еще более эффектно выглядеть, будучи выполненной в цветном стекле. Небольшой фрагмент, сохранившийся в доме на ул. Салтыкова-Щедрина, № 45 в деталях совпадает с верхней частью опубликованного витража, и таким образом может быть атрибутирован как работа мастерской А.Аноховича. Этот пример – один из немногих в длинном ряду «анонимных» витражей Петербурга.

По рекламным объявлениям можно охарактеризовать основные виды продукции петербургских витражных мастерских: как правило, в них называются «живопись на стекле», «зеркальные и цветные стекла в свинцовой и медной оправе» и травление матовых рисунков на стекле, то есть обозначаются три основные витражные техники: живописная, мозаичная и травление (реже – гравирование). Однако в доходных домах встречаются, кроме названных техник и их сочетаний другие, о которых умалчивают рекламные объявления. Это – имитации, или «подделки».

Они составляли особую группу декоративного остекления, и были выполнены в технике, имитирующей мозаичные, живописные или комбинированные витражи. В глазах современников, живших в конце XIX - начале XX века они имели гораздо меньшую ценность (не только в денежном отношении, но и в художественном), чем «классические» витражи. Их называли в то время подделками[33] и суррогатом[34].

Появление «подделок» было вызвано повышенным спросом на полихромные просвечивающие изображения для окон и других предметов интерьера (ширм, каминных экранов). Потребность в таких произведениях не была удовлетворена российскими производителями, особенно в 1880-1890-е годы, когда художественно-стекольных мастерских, способных изготавливать «настоящие» витражи, насчитывались единицы. Кроме того, «настоящие» витражи были дорогим товаром, доступным лишь зажиточным людям, «подражания» же были значительно дешевле.

За границей имитационные техники были, видимо, довольно распространены. С некоторыми из них россиян знакомили отечественные издания. Так, например, в 1885 году «Неделя строителя» сообщала: «В подражание живописи на стекле V.Blüthen употребляет окрашенный коллодион и желатину, которые наносят
// C.198. //
на предметы... и образуют прозрачный окрашенный слой, при этом рамки, которые в стеклянной живописи делаются из металлической фольги, получаются здесь гелиопластическим путем, или же накладываются сверх уже налитого цветного слоя, в последнем случае излишек слоя отрезается и удаляется прочь.»[35]. В данном случае замене подвергались только материал, традиционные для витражей: цветное стекло и свинцовая проволока при сохранении техники сборки композиции из отдельных частей.

Однако впоследствии процесс еще более упростился и привел к появлению «Диафаний», которые были наиболее известными среди имитационных техник в то время. Они представляли собой «рисунки, отпечатываемые на листах желатины, которые заклеиваются для прочности между двумя стеклянными листами. Эти украшения очень дешевы. <...> Однако ... все же не более как суррогат ...»”[36]. В C-Петербурге склад заграничных диафаний имел Ф.Г.Рорбахер[37].

Другая имитационная техника, которую Н.Е.Горев называет «витрофани» широко используется и в наше время: наклеенная на стекло прозрачная основа (в то время – бумага) с нанесенным на нее цветным рисунком стала одним из основных элементов современной визуальной рекламы. «Конечно, - писал автор статьи о витражах в начале ХХ в., - с живописью на стекле эта подделка не имеет ничего общего.»[38]. Вероятно, отрицательную оценку в этих подражаниях вызывало не только отсутствие в них главных достоинств «настоящих» витражей - замечательного блеска и глубины цвета - но и рукотворности, участия мастера в создании произведения, которое становилось продуктом исключительно механического производства, полностью лишенным уникальности.

В одном из доходных домов[39] в 1992 году было обнаружено окно, декорирование способом декалькомании: оно находилось в таком плохом состоянии, что изображение на стекле совершенно не «читалось». Декалькомания в конце XIX – начале XX вв. применялась не только и не столько для украшения окон, сколько для посуды, так как давала возможность дешевым и быстрым способом создавать на поверхности предмета сложные полихромные композиции[40].

Более прочной была другая имитационная техника, описанная в 1902 году журналом «Зодчий»: «Для получения узоров поступают следующим образом: на бумагу намазывают тонким слоем клееобразное вещество, а затем по заранее определенным рисункам наносят на бумагу разноцветный порошок. Бумага с приставшим к ней порошком навивается на раскаленную стеклянную плиту, после чего бумага с клеем сгорает, а порошок разных цветов приплавляется к стеклу.»[41]. Видимо так были изготовлены витражи
// C.199. //
на лестнице в доме №18 на Зверинской улице. Изображения гербов в окнах нанесены с обратной стороны мелкорифленого стекла и, как и в предыдущем случае, напоминают современные переводные картинки.

Еще один интересный образец имитации мозаичных витражей обнаружен в доходном доме на Съезженской улице, д.24. Способ их исполнения является уникальным – подобное декоративное оформление плоскости окна нигде более в Петербурге не обнаружено. На монолитном узорчатом стекле c обеих сторон расплавленным свинцом нанесены полосы, имитирующие свинцовую проволоку мозаичных витражей. Плоскости внутри контуров образованного рисунка окрашены прямо по фактурной поверхности стекла. Сходство с наборной техникой получается полное, «обман» раскрывается только вблизи. Такой способ нанесения изображения на оконное стекло давал широкие возможности для создания сложных композиции с большим количеством мелких деталей, но предопределил их недолговечность: сейчас все композиции находятся в крайне плохом состоянии – краска и свинцовые полосы осыпаются при малейшем к ним прикосновении или вибрации стен здания.

Имитации одних материалов другими обычно связывают с эпохой эклектики. Однако стремление к удешевлению строительных работ в среде буржуазии при желании сохранить внешнюю солидность было характерно и для периода конца ХIХ - начала ХХ вв. Передовые архитекторы и художники открывали красоту обычных и дешевых материалов (бетона, штукатурки, кирпича), но все же очень многие детали архитектурного убранства имели имитационный характер. Именно это подверг острой критике С.Маковский, который писал в 1905 году: «... возникла убогая декоративность буржуазных жилищ, приспособленных к быту средних трудовых классов, но наружно претендующих на сходство с дворцами знати; парадные подъезды с гипсовыми кариатидами, слишком просторные вестибюли и лестницы для обслуживания маленьких темных квартир, штукатурные украшения в подражание тесаному камню, лепные орнаменты, раздражающие своей неуместностью; стены, выкрашенные «под мрамор»[42]. Дешевые имитации классических витражей – явления того же порядка.

Трудно определить, насколько имитационные техники были распространены в Петербурге конца XIX - начала XX вв.: обнаружено всего лишь несколько примеров. Неизвестно, было ли налажено изготовление таких работ в Петербурге. Вероятно, они появились в результате повышенного спроса на полихромные окна и существовали наряду с «настоящими» витражами. Имитации
// С. 200.//
витражей были распространены в этот период и в других европейских странах[43].

Кроме имитаций классических витражей на стеклянной основе существовал другой способ украсить окно цветным изображением, нарисовав его на бумаге. В жилых помещениях на окна часто вешали небольшие прозрачные картинки: А.Бенуа назвал среди предметов, характерных для обстановки интерьеров 1880-х гг. "портрет Вагнера (подражание живописи на стекле)", который висел на окне[44]. Связывание личности композитора, создателя теории Gesamtkunstwerk`a с транспарантным изображением, подтверждает мысль, что прозрачные картины в XIX – начала ХХ вв. воспринимались как символ синтетического художественного произведения.

Еще в середине XIX столетия считали, что стекла для украшений являются областью «совершенно безграничной и непостоянной, потому что они служат моде и в них фантазия и вкус фабриканта имеют полный простор»[45]. И действительно, диапазон используемых витражей в петербургских зданиях чрезвычайно широк. Все вышеперечисленные иконографические мотивы, витражные техники (в том числе имитационные) были характерны для Западной Европы периода модерна. Трудно судить об иконографических или стилевых заимствованиях в петербургских витражах: в произведениях тиражированного искусства особенности той или иной школы стираются. В петербургских витражах можно найти мотивы, характерные для различных вариантов стиля модерн: и французского Ар Нуво, и немецкого Югендстиля, и австрийского Сецессиона.

Творчество крупнейших мастеров рубежа веков: Ч. Макинтоша в Шотландии, А.Ван де Вельде в Бельгии, К.Мозера в Германии, О.Вагнера в Австрии и других сформировало региональные школы стиля модерн не только в зодчестве, но и в декоративном искусстве. В России в конце XIX столетия сложилась такая ситуация, что ведущие живописцы, обращавшие внимание на искусство витража — М.Врубель, Н.Рерих, В.Васнецов[46], московские зодчие Шехтель и Валькотт — мало повлияли на его развитие, и сами создали немногое в этом направлении: их работы носили эпизодический характер. Сказалось и отсутствие витража в историческом прошлом России, на которое ориентировались сторонники возрождения и развития русского национального искусства. Таким образом говорить о региональном своеобразии петербургских витражей эпохи модерна не приходится.
Петербургский витраж, как и все столичное искусство этого периода, испытало влияние прежде всего немецкой культуры.
// C. 201.//
Однако германская школа опосредовано усваивалась на петербургской почве. Ее влияние сказалось не только и не столько в области иконографических, стилистических или технико-технологических заимствований, сколько в организации германскими подданными (семья Франк, В.В.Оффенбахер и другие[47]) нового для России вида производства – витражного. Не обошлось и без заимствований: через работы немецких витражистов (Й.Голлера, Мюнхенской королевской мастерской Цеттлера) или мастеров-проводников немецкой традиции витража (В.Д.Сверчкова, Э.Тодэ) петербургские мастера знакомились с немецким витражным искусством и перенимали общеевропейский опыт в этой области монументально-декоративного искусства.

1914 год — переломный в истории России. Мировая война и революция ввергли стекольную промышленность России в тяжелый кризис. Стекольное производство сократилось, но и еще в 1916 году продолжали работать несколько витражных мастерских. 1917 год обозначил конец эпохи петербургского витража. После Октябрьского политического переворота все частные производства, в том числе и витражное, были запрещены. Ненависть к «старому миру» и всей дореволюционной культуре, разрушения военных лет, равнодушие к художественным ценностям последующего времени донесли до нас еще меньшую их часть.



[29] ул.Чайковского, 28.
[30] наб.р.Мойки, 59. См. Шульгина Т.М. Витражи Э.Тоде. / Краеведческие записки. Исследования и материалы. Выпуск 5. Л., 1997. С.246-250.
[31] Например, для Швейцарии. См.: Michel P.-F. Jugendstilglasmalerei in der Schweiz. Bern, 1986. S.24.
[32] «Зодчий». № 26. 1910 г. Блок рекламных объявлений.
[33] Горев Н.Е. Живопись на стекле // Бесплатное приложение к журналу «Задушевное слово». Петербург-Москва, 1911. № 48. С.16.
[34] Промышленность и техника. Т.1. История и современная техника строительного искусства. Составили профессора П.Ровальд, И. Фаульвассер, Т.Шварце, Г.Шурц, Г.Эбе. Полный перевод с 9-го немецкого издания под ред. и с дополнением отдела по русскому зодчеству проф. ИГИ В.В.Эвальда. СПб., 1903. С.460.
[35] «Неделя строителя». 1885 год. № 51. С.3.
[36] Промышленность и техника. С.460.
[37] После 1894 года его реклама не встречается.
[38] Горев Н.Е. Указ. соч. С.16.
[39] Лахтинская ул., д.8.
[40] Андреева Л.В. Фарфоровая промышленность. / Русская художественная культура конца Х1Х - начала ХХ вв. 1895-1907. Кн.2. М., 1969. С.367.
[41]Технические заметки / «Зодчий». 1902 год. № 9. С.179.
[42] Талашкино. Пб., 1905. С.28.
[43] Например, в Швейцарии (Michel P.-F. Указ. соч. S.133.) и во Франции (Brisac C. Le vitrail. Paris, 1994. P.159.)
[44] Бенуа А. Мои воспоминания. Кн.1-3. М., 1980. С.192.
[45]Техническая энциклопедия, издаваемая под ред. Д.Менделеева. 4 вып. Стеклянное производство. Переведено, дополнено и издано под ред. Д.Менделеева .СПб., 1864. С.312.
[46] Яглова Н.Т. Витраж./ Русское декоративное искусство. Т.3.М., 1965. С.367.
[47] В названии других мастерских фигурируют имена явно немецкого происхождения («М.Кнох (M.Knoch) и К», мастерская братьев Мюллер (Muller), Е.Вагнер (E.Wagner).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот говорят, что средства сменяют друг друга - мол, скоро отомрет печатная книга, исчезнут газеты и пр. Другие говорят, что - нет, просто займут другие ниши, будут использоаться иначе. И средства эти живут уже не монопольно, а совместно, и каждое что-то делает. Про то, что же они делают, ...
Минут на десять оставил гостей города в машине возле магазина с вывеской "НИГАР". Коротая время, они успели сочинить массу самых экзотических версий, почему он так называется: от варианта с пропущенными буквами "А" до всякого неполиткорректного. Самый любопытный даже сходил внутрь, обозрел ...
Девочки, вот уже лет пять как развелась с бывшим мужем, но все одна ситуация не дает мне покоя.. Дело было так: день нашей свадьбы, все торжественно-нарядно, ресторан, куча народу (человек 70). В начале свадьбы конечно, гости, как полагается, ...
В Турции военные добавили новую статью в раздел «Защита студентов» в свод правил образования. Согласно статье, курсантам военных школ запрещено смотреть сериал «Игра престолов», так как в нем содержатся сцены жестокости и насилия. Запрет вводится с целью оградить молодых курсантов от ...
По четвергам TUT.BY рассказывает о значимом произведении мирового автора, по понедельникам — уроженца Беларуси. Некоторые произведения искусства невозможно не знать, даже если вы ни разу в жизни не были в музее. «Звездная ночь» Ван Гога, «Крик» Мунка, «Сотворение Адама» Буонарроти… Но ...