Тверская улица, дом №28 (ранее он же №68). История владения. Часть 1.

Мало, кто знает, но о хозяевах этого владения и о доме, стоявшем тут прежде, упоминается еще в знаменитых "Рассказах бабушки...", записанных и собранных ее внуком Д. Благово. А история этого владения прослеживается с конца XVIII века и еше до появление здесь доходного дома Пороховщикова А.А. участок сменил нескольких владельцев. Вот об истории этого владения мы и поговорим.
Тверская, д.№ 28 - Доходный дом А. А. Пороховщикова.

В конце XVIII между Старопименским пер. и Земляным валом (позже Садовой-Триумфальной ул.) на Тверской ул. было два владения. На углу со Старопименовский пер. было владение князя Барятинского И.С. (об истории этого владения я писала здесь, здесь и здесь, когда рассказывала о Старопименовском пер. - д. №1\26, он же №26\1).
Другое владение на углу Тверской и Садовой принадлежало надворному советнику Ордин-Нащокину Якову Ивановичу (1728 - 1793 гг.), капитану л-гв. Измайловского полка. В Указателе Москвы за 1793 г. сообщается о его владении, что оно находилось в 1 кв., Срет. ч. №27 в пр. ц. Благовещения.
Женат он был на Анне Александровне, ур. Ермолаевой (1754 - 1822 гг.), дочери поручика Александра Петровича Ермолаева.
После смерти Ордин-Нащокина в 1793 г. это владение переходит к его вдове Анне Александровне, которая в 1895 г. выходит второй раз замуж за Обольянинова П.Х.
Пётр Хрисанфович Обольяни́нов (1752 - 1841 гг.), фаворит Павла I, генерал от инфантерии, в 1800 - 1801 гг. генерал-прокурор. После убийства Павла I в 1801 г. карьера его закончилась и он с женой переехал в Москву. В течение 16 лет, с 1816 по 1832 гг., занимал должность московского губернского предводителя дворянства.
Обольянинов Петр Хрисанфович.

Вот как о нем и о его доме, доставшемся ему от жены, вспоминает Янькова Е. П. - "Петр Хрисанфович Обольянинов был очень небогатый порховский дворянин, который служил в военной службе в Гатчинском полку, умел снискать расположение великого князя Павла Петровича, а когда тот вступил на престол, сделался важным человеком и получил пожалование от государя более 3000 душ крестьян и в четыре года Павлова царствования очень шагнул вперед... От природы Обольянинов был очень умный человек, с быстрым соображением, но мало учён, так что едва-едва умел писать. Он не знал иностранных языков, не говорил и даже не понимал, и вообще не любил ничего иноземного. Характером был крут, был честен, благороден, но жестковат и очень настойчив...
Дом его был на углу Тверской и Садовой, к Тверской-Ямской; до 1812 года дом был на дворе с большим садом и двумя флигелями; в двенадцатом году большой дом и один из флигелей сгорели, а другой флигель уцелел, и в нем-то он потом и жил до своей кончины. У него в доме была домовая церковь, которую после его кончины упразднили".
Жена его Анна Александровна... "когда вышла за Обольянинова, лет на пять или шесть моложе ее, стала молодиться, чтобы казаться моложавее" (тут у Яньковой ошибка, она была моложе мужа на два года).
Обольянинова Анна Александровна.

Анна Александровна "была очень добрая и приветливая женщина, собою красавица, но очень простовата и без всякого образования, и так как она была великая охотница до собак, которых держала премножество, то и разговор был только что про ее собак. "Милка сделала вот то-то, а Фиделька или Амишка вот это-то"... Приедешь, бывало, к ним в дом: в передней чувствуешь, что есть собаки, так и охватит запахом, а войдешь в гостиную -- поднимется лай и визготня. Для собак была особая горничная, и ежели в чем провинится которая из собак, виновата не она, а девушка -- зачем не доглядела. На ночь все эти собачонки взберутся на постель и забьются под одеяло, а ежели вздумается, так и на подушки, и тогда Анна Александровна уступает им место и сама кое-как лепится на краю постели, а ежели собаки станут проситься из комнаты, то Петр Хрисанфович должен встать, выпускать их и впускать, и это несколько раз во время ночи. Ежели кто приласкает которую-нибудь из собак или похвалит, то хозяйка готова того человека расцеловать, так ей этим можно было удружить; а собаку согнать с колен, ежели ей вздумается к гостю вскочить, -- значило хозяйку разобидеть донельзя: хочешь не хочешь держи, а ежели и укусит -- молчи, а то Обольянинова тотчас надуется.
Словом сказать, у Обольяниновых в доме хозяева были не они сами, а их собаки; все им угождало, все их ласкали, и хозяйка все это внимание принимала на свой счет.
Детей у Обольяниновых не было. Он имел брата и сестру.
После смерти Петра Хрисанфовича, дом унаследовал его племянник, полковник Обольянинов Михаил Михайлович (1795 - 1856 гг.), сын его родного брата Михаила Хрисанфовича.
Обольянинов Михаил Михайлович.

Женой Михаила Михайловича стала княжна Елизавета Михайловна Горчакова (1800 - 1840 гг.), родная сестра канцлера Горчакова А.М.
По воспоминаниям Яньковой - "У них родились три дочери... и все три умерли в 1831 или 1832 году от скарлатины, в одну неделю. Потом у них родились еще две дочери: Анна и Елена, (Анна Михайловна (1835 - 1899 гг.) за графом Адамом Васильевичем Олсуфьевым; Елена Михайловна (1837 - 1882 гг.) за Владимиром Алексеевичем (ошибка у Яньковой, верно Александровичем) Всеволожским (она его вторая жена, первой была Суровщикова)".
Муж Елены Михайловны, судя по "Книге адресов жителей Москвы" за 1866 г., Всеволожский Владимир Александрович (1824 - 1880 гг.), кол. секретарь. Вот он и становится следующим хозяином этого участка.
В "Книге адресов жителей Москвы" за 1869 г. владелицей этого участка числится Всеволожская Елизавета Михайловна, но она умерла в 1840 г., видимо там опечатка, верно Елена Михайловна, жена Всеволожского В.А.
В начале 1870-х годов это владение покупает купец и подрядчик Пороховшиков Александр Александрович (род.1833 или в 1834 - ум. 8.08.1917 гг.), русский предприниматель, строитель, публицист, издатель, меценат, общественный деятель. Славянофил; состоял в Славянском комитете.
Пороховщиков Александр Александрович.

Впервые я писала про купца Пороховщикова А.А., когда рассказывала о Петровском парке и о дачах, прежде там стоявших. Одна из дач принадлежала купцу Порохощикову, об этом здесь. Узнав, что кроме деревянной избы на Арбате в Староконюшенном пер., о которой знают все, с его именем связано здание московского Сената в Кремле, Архив Иностранных дел, здания теплых торговых рядов на Ильинке, ресторан "Славянский базар" на Никольской и многое, многое другое, я посвятила ему отдельный пост, кому интересно, читайте здесь.
Теперь перехожу к рассказу о доме Пороховщикова на Тверской.
Тверская ул. 28. Четырехэтажный доходный дом для купца Пороховщикова был возведен на Тверской ул. в 1873 году по проекту А. Е. Вебера. На фото ниже он второй слрава за Старопименовским пер.
Тверская ул., д. №26 - 28. Вид в ст. Триумфальной площади. Фото 1902 г.

А на этом фото ниже бывший дом Пороховщикова - второй слева.
Тверская ул., слева д. №30 - 26. Вид от. Триумфальной площади в ст. центра. Фото 1901 г.

В 1930-х годах дом был надстроен. Ниже представлено единственное фото дома, где его можно разглядеть в начале надстройки и рассмотреть изначальную расстекловку окон и сравнить с тем, как сейчас.
Ул. Горького (Тверская), д.68. Фото 1933 г.

Изначально, в 1930-е годы, дом был надстроен двумя этажами.
Улица Горького. Наблюдатель на крыше. Фото 1943 г.

А при последней реконструкции надстроили еще один этаж и сочинили завершение здания на свой вкус, первоначально центральная часть здания была украшена небольшими башенками, они видны на фото 1901 и 1902 гг. Сейчас дом этот практически новодел.
В "Архитетурном путеводителе" Бусева-Давыдова и др., выпущенном еще до последней реконструкции дома, о нем пишут - "Здание занимает большую часть квартала. Центр плоского фасада, оживленного лишь четырьмя неглубокими эркерами с огромными окнами, решен в виде сложной арочной композиции.
Тверская ул, 28. Доходный дом А. А. Пороховщикова.

Тверская ул, 28. Детали.

Тверская ул, 28. Детали.

Над проездной прямоугольной аркой во втором и третьем этажах создано двухэтажное полуциркульное окно, пересеченное у основания архивольта полосой антаблемента, покоящегося на двух ионических колоннах, опирающихся на столбики балюстрады (антамблемент скрывает за собой перекрытие второго этажа). Над аркой на уровне четвертого этажа размещены три узких окна с импостами в виде пилястр.
Тверская ул, 28. Детали.

По сторонам арки стены декорированы рельефными панно. Низ здания занимали магазины. Несмотря на отсутствие ярких характерных деталей и существенных формальных находок, постройка репрезентативна и поддерживает строй главной улицы города".
Тверская ул, 28. Детали.

Архитектор Вебер оборудовал дом центральным отоплением, водопроводом, канализацией. В этом доме был свой собственный паровой насос, маленькая очистная станция и даже - "газовый завод". А во дворе устроил зеленый и просторный сад. Туда же выходили все парадные двери. Смотреть на дом Пороховщикова сбегались со всех концов Москвы, удивлялись, ахали, но следовать его примеру не спешили – слишком дорогими были все эти технические новинки.
Тверская ул, 28. Детали.

Тверская ул, 28. Детали.

Тверская ул, 28. Детали.

Судя по справочнику 1878 г. в этом же доме располагался и магазин Народных и учебных книг А.А. Пороховщикова. Там написано, что он находился в Сретенской части 1 участка в собственном доме. Прежде этот дом относился к 1 уч. Срет. ч., а к 1882 г. в связи с нововведениями в Москве перешел во 2 уч. Арб. ч. (см. колонки справа).
Однако купец Пороховщиков владел этим домом недолго. и в начале 1880-х годов дом перешел к другим владельцам, но об этом поговорим уже в следующей части.
Тверская улица, дом №28 (ранее он же №68). История владения. Часть 2. (пишу)
Другие достопримечательности. Оглавление.