Турне в Абхазию. Новый Афон. Псырцха. Музей Гиви Смыра

06.06.2023
В прошлый раз мы вышли из музея:
Турне в Абхазию. Новый Афон. Музей. 1
Турне в Абхазию. Новый Афон. Музей. 2
Турне в Абхазию. Новый Афон. Музей. 3
Турне в Абхазию. Новый Афон. Музей. 4
Турне в Абхазию. Новый Афон. Музей. 5...

И оказались перед зданием Псырцхинской гидроэлектростанции, которую уже видели изнутри, посещая музей —

В 1882-1903 годах в городе Новый Афон возводился гидротехнический комплекс, принадлежавший Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю.

Плотину гидроэлектростанции для Новоафонского
Симоно-Кананитского монастыря по проекту инженера И. С. Веняжского
ввели в строй 140 лет назад – 7 декабря 1882 года.
Вначале была сооружена арочная плотина – Новоафонский водопад
высотой в 8,6 метров и длиной по гребню 21,2 метра с двумя
водопропускными отверстиями, шлюзами для отвода воды к мукомольной
мельнице и для орошения полей и огородов, расположенных террасами
по склону Афонской горы.

Над гребнем плотины был устроен служебный мостик с ограждением в
70 сантиметров из каменной кладки с отверстиями для пропуска воды.
Под водопадом были устроены обширные помещения – подвалы и
холодильники для хранения продуктов, столь необходимые в жарком
климате. Плотина перенесла три значительных землетрясения – в 1915,
1920 и 1963 годах.
После сооружения плотины на реке Псырцха была построена
электростанция. Сведений о первоначальном здании не сохранилось. В
1902-1903 годах станция была значительно расширена и
реконструирована.

В ее комплекс вошли: бетонная плотина высотой четыре метра, построенная в 1903 году в верхней части ущелья; водозабор с холостым сбросом воды; бетонный безнапорный канал в 430 метров; тоннель длиной 32,5 метра постройки 1903 года и тоннель с бассейном регулирования; напорный чугунный водопровод с разветвлением на две нитки; здание ГЭС с двумя турбинами Френсиса мощностью в 106 киловатт.
После такой реконструкции Псырцхинская гидроэлектростанция была запущена в 1903 году.

Это уже сведения о современных реконструкциях — предприятия всё знакомые, радует их такая сподвижнеческая деятельность.

В 2010 году был сделан ремонт западного фасада: заменили старые
деревянные витражи на металлопластиковые, металлическую кровлю и
стены окрасили фасадной краской.
В 2017 году здание ГЭС было взято под музейную экспозицию, сейчас
там располагается второй зал Музея Абхазского царства, который
относится к Национальному Новоафонскому историко-культурному
заповеднику "Анакопия".
Это лестница на плотину (потом сходим) —

Живописные окрестности вдоль реки Псырцха —

Река Псырцха берет свое начало в горах и впадает в Черное море. Берега реки тянутся вдоль исторического центра Нового Афона - от грота и кельи Симона Кананита к водопаду, Храму Святого апостола Симона Кананита и Лебединому озеру. Течение реки очень быстрое, а вода холодная - примерно 4 градуса. Воду реки Псырцха считают священной и паломники совершают омовение близ места предполагаемой гибели апостола.


Это правый берег реки —

Здесь много скульптурных и архитектурных украшений —




И здесь же располагается центр творчества Гиви Смыра —

Гиви Шалвович (Шамелович) Смыр (9 мая 1945, Новый Афон, Абхазская АССР — 18 ноября 2016, Новый Афон) — первооткрыватель новоафонской пещеры, абхазский художник, скульптор.

Родился 9 мая 1945 года в поселке Новый Афон Абхазской АССР в
составе Грузинской ССР. В 1961 году Гиви Смыр обнаружил вход в
пещеру под склоном Иверской горы. На правах первооткрывателя вошел
в состав группы спелеологов, открывших на глубине 135 м первый зал
Новоафонской пещеры. С 2004 года до своей смерти Гиви Смыр был
директором пещеры.
В 1992—1993 участвовал в Войне в Абхазии, был начальником штаба
1-го батальона Гумистинского оборонительного рубежа, позже
командовал Четвертым мотострелковым батальоном. Удостоен высших
военных и государственных наград Абхазии — ордена Леона и
«Ахьдз-Апша» II степени.
Гиви Смыр — художник-самоучка, скульптор. Основными темами работ
художника всегда являлись мифология, любовь к природе и Родине. Его
картины повествуют о древнем мире, его символах, о легендах и
мифах. Особое место в его живописных полотнах занимают таинственные
женские образы. Свои картины писал маслом, акрилом, углем на
холсте, картоне, фанере. Гиви Смыр никогда не подписывал свои
работы.
Скульптуры также представляют мифических персонажей абхазской
культуры из дерева, камня. Персональные выставки художника
проходили в Москве, Сухуме, Гудауте, Нальчике. Часть скульптур
находятся в культурном центре Гиви Смыра, представляющем собой
площадку под открытым небом на территории бывшего мельничного
корпуса в северной части Нового Афона.
Гиви Смыр при поддержке администрации Нового Афона проводил
реставрационные работы на достопримечательностях Анакопийской
(Иверской) горы, Новоафонского водопада и тропе к гроту Симона
Кананита.
Умер 18 ноября 2016 года в Новом Афоне.
Скульптура Хаос —


Почти скульптура —

Скульптура Стена Абраскила —

Согласно популярной абхазской легенде, Абраскил - это имя легендарного мальчика, рожденного вне брака у прекрасной девушки по имени Абхазия. Он рос диким и своенравным. Он был непохож на других мальчиков и вырос в очень сильного, красивого человека с огромными амбициями. Он умел скакать на лошади и швырять большие камни. Его любимую лошадь звали Араш. Его храбрость и отвага были своего рода образом Робин Гуда для его друзей и соотечественников. Он бросил вызов Богу в том, что он так же хорош, как и Он, и что он может совершить любое действие, на которое способен Бог. Он передвигался между горами и морем; он был своего рода непобедим в своих передвижениях на своем волшебном коне Араше. У него были последователи-соотечественники.
Однако Бог велел Абраскилу прекратить убийства людей и уничтожение лесных угодий. Его попросили предстать перед Богом для наказания. Поскольку Абраскил был очень гордым и храбрым, он отказался, и Бог пришел в ярость и приказал ангелам захватить Абраскила в плен, чтобы назначить подходящее наказание. Апостолы Бога, называемые афехамбрами, были назначены Богом, чтобы поймать Абраскила. Абраскил использовал удобный инструмент под названием алабаша (разновидность дубинки), чтобы перемещаться с места на место между горой и морем, из-за чего апостолам или ангелам было трудно поймать его.
Затем апостолы разработали план, как поймать его, расстелив скользкие коровьи шкуры у моря. Когда Абраскил прыгал на своем коне Араше с горы на берег моря, его лошадь поскользнулась, он упал и поранился. Его немедленно подхватили ангелы. Он прилагал все усилия, чтобы сбежать, но обратились за помощью к дятлам, чтобы уничтожить его алабашу, чтобы помешать ему сбежать. Когда он падал с лошади по направлению к берегам Черного моря, он был пойман в коровью шкуру недалеко от моря. Он не смог сбежать.
Затем его связали и отвезли в пещеру на соседнем холме, недалеко от деревни Отап. Там он был прикован цепью к столбу в пещере, и его лошадь также была привязана к ближайшему столбу. В течение семи дней и ночей он тщетно пытался освободиться от своего поста. Пока он пытался освободиться, на колонну села птица (болоканкара). Абраскил был в ярости и ударил птицу молотком. К несчастью, молоток прочно застрял в столбе, и птица улетела. Он и его лошадь не смогли убежать. Он был заточен в пещере. Пещера, где он был привязан со своей лошадью, теперь известна и называется ачуатс тизго ("место лошадиного навоза").
Скульптура Русалка —


Скульптура Рождение Леона —

Леон II (абхазское: Лауан Аԥсҳа; грузинское: ლეონ II) был царем
Абхазии примерно с 780 по 828 год. Он был племянником и преемником
Леона I из династии Анчабадзе и внуком по материнской линии
правящего кагана хазарии (возможно, Бихара или Багатура).
Леон II воспользовался существовавшим династическим союзом, чтобы
обрести Лазику в 770-х годах, когда Иоанн был мертв, а Хуаншер
состарился. Примерно в 778 году Леон II завоевал свою полную
независимость с помощью хазар, принял титул "царя абхазов" и
перенес свою столицу из Анакопии в западногрузинский город Кутаиси.
Согласно грузинским летописям, Леон разделил свое королевство на
восемь герцогств: собственно Абхазию, Цхуми, Бедию, Гурию, Рачу и
Таквери, Сванетию, Аргвети и Кутатиси. Леон II в течение своей
жизни укреплял контакты с политическими кругами Тао-Кларджети
посредством династических браков.
Во время его правления Абхазское царство находилось на стадии
государственного строительства и было менее активно в вопросе
расширения границ царства на Восток. После получения
государственной независимости главной проблемой стал вопрос о
независимости церкви. Леон II не мог проводить независимую
церковную политику, пока не попал в зависимость от Константинополя.
Кроме того, империя пыталась с помощью церкви влиять на внутреннюю
и внешнюю политику королевства. Церковный раскол Абхазии и
Константинополя, по мнению Вахушти Багратиони, произошел во время
правления Леона II.
Скульптура Нарты —

Нартский эпос — эпос, бытующий у ряда народов Северного Кавказа, основу которого составляют сказания о происхождении и приключениях героев-богатырей («нартов»).
При всём разнообразии содержания нартского эпоса в
адыго-абхазской версии, одно из его центральных мест занимает тема
беззаветной любви к Родине. Вместе с тем, не только воины-защитники
Родины воспеваются и прославляются в песнях, но и хлебопашцы,
пастухи и труженики, которые одинаково почётны в Стране Нартов.
Поэтому в нартских преданиях в полном объёме представлена
материальная основа жизни. Кроме того, в эпосе достаточно полно
представлены и такие темы, как уважительное отношение к женщине,
забота о старшем и младшем поколении и его воспитание. В сказаниях
нарты своё свободное от работ и защиты Родины — время, проводят на
сходках, где они устраивают не только соревнования по джигитовке,
стрельбе из лука, метанию камня, борьбе и т.д, но и по пляскам,
пению, красноречию и смекалке.
Также во многих нартских сказаниях присутствует культ железа и
очень широко представлены орудия труда из железа. В этом плане
наглядным примером являются сказания о Тлепше, где он целиком и
полностью имеет дело с железом и орудиями труда и оружием из него.
Особенное место в нартских сказаниях также занимает — конь. Он
является неразлучным другом любого нартского героя и выступает
таким же всесильным, как и сам герой, который наделён неимоверными
силами и возможностями. Конь в эпосе выступает как аристократ среди
всех животных и наделён человеческим языком и разговаривает с
людьми. Он не доверится своему хозяину, пока не испытает его на
отвагу и верность в дружбе.

В преданиях адыго-абхазских народов, нартам предшествовали —
«иныжи» (великаны) и «испы» (карлики), и в некоторых преданиях они
ещё пересекаются с ними. Эпоха нартов представляет собой
мифо-эпическое время. В представлении носителей нартской эпической
культуры это время, как и сами нарты, представлялось реально
существовавшим. К примеру у адыгов сказания о нартах сопровождалось
упоминанием — «нартхэм я лъэхъэнэ» (времена нартов).
Одним из первых и крупных собирателей адыгской версии нартского
эпоса был кабардинский князь — Кази Атажукин, который в 1864 году
выпустил первую книгу с некоторыми сказаниями о нартах.
Характерной особенностью корпуса текстов адыгского Нартского эпоса,
является то, что большая часть сохранившихся до наших дней
произведений зафиксированы в поэтической форме. При этом, почти
всегда у каждой песни («пшыналъэ») существует своя характерная, не
похожая на другие мелодия (ноты зафиксированы). Также известно, что
поэтическая форма произведения всегда первична над прозаической.
Прозаическая форма исполнялась тогда, когда сказитель не помнил
точно, как читалась поэтическая форма, но помнил сюжет, действующие
лица и события, о которых повествует произведение.

Скульптура Наблюдатель —

Скульптура Последний из ушедших —

Скульптура Дева —

Скульптура Молящийся —


Здесь можно почитать поподробнее о скульптурах с привязкой к абхазскому эпосу — https://uctopuockon-pyc.livejournal.com/5202893.html?ysclid=lo34opvhp2911137109.
Обычный жилой дом, без всяких затей —

Вернулся на левый берег к музею и электростанции —




Труба для ввода воды в турбину электростанции (мы её в музее видели) —

Поднимаемся по лестнице на плотину —

Памятный знак о посещении Александра III —

24 сентября 1888 года Новый Афон посетил сам император Александр
III с семьей, императрицей Марией Федоровной и 12-летним сыном
Николаем, который впоследствии стал последним императором
России.
Местные власти провели большую подготовительную работу для
торжественного приема Александра III.
Александра III сопровождали министр двора граф Воронцов-Дашков,
главноначальствующий гражданской частью на Кавказе, командующий
войсками, генерал-адъютант, князь Дондуков-Корсаков.
Делегацию в Абхазии встречало абхазское дворянство, почетные
граждане, губернская администрация во главе с помощником
Кутаисского военного губернатора, генерал-майора Эристави и
около двух тысяч жителей республики.
Уезжая из Нового Афона, император обратился к жителям города со
словами: "Посещение вашей обители навсегда останется у меня в
памяти".
В память об этом визите, монахи построили у пристани на берегу моря
часовню и установили у водопада мемориальную доску об этом событии.
Вдоль дороги от верхнего монастыря к храму апостола Симона
Кананита, по которой прошел император, были посажены кипарисы, это
место получило название царская аллея.
Поднялись к пруду на реке Псырцха —

Народ плотно идет — в калиточку еле протиснуться:

Набережная вдоль реки —


Впереди станция Псырцха —






Взгляд на плотину —


Въезд в горный туннель —


Псырцха (в переводе на русский: пихтовый родник) — остановочный
пункт Абхазской железной дороги. Расположен на электрифицированном
участке Цкуара — Новый Афон в городе Новый Афон в Абхазии.
По состоянию на 2022 год все поезда проследуют через платформу без
остановки.


Платформа построена на левом берегу водохранилища реки Псырцхи, образованного плотиной Новоафонской ГЭС, на небольшом перегоне между мостом через реку (в сторону Псоу) и т