Турне в Абхазию. Новый Афон. Музей. 1

06.06.2023
В прошлый раз мы вышли из храма Симона Кананита (Турне в Абхазию. Новый Афон. Храм Симона Кананита) и сразу оказались перед музеем...

Фактически данный музей является музеем Абхазского царства, поэтому в этом повествовании я хотел бы процитировать работу Аргуна А.В., посвященную это истории. Там где нужно и необходимо я буду дополнительно вносить пояснения к экспонатам.
И я подозреваю, что это повествование у меня растянется не на один пост...

Мы задались целью кратко осветить историю абхазской государственности, сведения о которой на протяжении 2000 лет устойчиво фигурируют в письменных источниках поздней античности и средневековья, созданных на латинском, греческом, грузинском, армянском, персидском, арабском языках. У всякого исследователя по заданной теме возникает проблема достоверной реконструкции, что обусловлено неполнотой источников, наличием порой противоречивых данных и хронологических пробелов, связанных с их «молчанием». Предлагаем для начала определиться с терминологией. Обыденное понимание государства, как и научное его определение, не отражает многообразие форм публичной политической власти, существовавших на протяжении тысячелетий.

Государственные отношения начинаются с появлением центров отправления власти, обладающих суверенностью для определенной группы людей (социальной общности). Эти общности могут быть прочно связаны с определенной территорией или ландшафтом, либо не вмещаться в четкие географические рубежи. При этом носителями высшей власти может быть как одно лицо, так и группа лиц. Власть может быть выборной, назначаемой, временной, пожизненной, наследуемой. Многочисленны титулы правителей. О них мы знаем из письменных источников, архивных данных; некоторые существуют в наше время. Права и обязанности правящих лиц в разных обществах также разнятся.

Для древних обществ было характерным объединение религиозной и светской власти в одном лице, что в принципе характеризует высокую сакрализацию функции власти с момента ее зарождения. Пережитком такого мировоззрения является принесение присяги современными лидерами демократических государств на «священных» книгах, что соседствует с современными политическими системами, основанными на священных законах и правлении духовными (религиозными) лидерами. Словом, государственные отношения в течение длительного времени прошли большой путь от ритуально-магической функции до современных бюрократических систем, которые по большей части тяготеют к олигархическому устройству, так как в них отсутствуют, либо деформированы элементы прямой демократии.

Полнота осуществления государством, в лице бюрократического
аппарата своих функций, характеризуется укладом, интенсивностью и
детализацией разносторонних связей, которые в итоге определяются по
признакам суверенитета, реализуемых в рамках определенных границ, а
также и за их пределами. Следует отметить, что с государственным
развитием трансформируются категории суверенитета, видоизменяются
представления о них и возможности их наполнения. История
формирования институтов политической власти у разных народов имеет
много общего, что объясняется законами «этногенеза» - исторического
процесса, связанного с зарождением, развитием и «гибелью»
этносов.
Наиболее заметными этносы и государственные отношения становятся в
эпоху широкого освоения металлов, благодаря чему древние общества
дифференцировались и милитаризировались. Военные кампании и
масштабные войны с древнейших времен становятся неотъемлемой частью
в жизни населения планеты, что в итоге приводило к трансформациям
их укладов. Еще в древности появляются империи, сближавшие
континенты и их разнородное население.

История глобализации началась за несколько тысяч лет до нашей эры и порождает обратный процесс — стремление к обособлению (строительство национального государства). Эти факторы, по определению Л.Н. Гумилева, характеризуют состояния этносов, которые являются движущей силой исторического процесса, и, в совокупности, свидетельствуют, что невозможно изучение истории государств в отрыве от этнической истории его населения. У пытливого читателя неизменно возникает вопрос: кто такие абхазы, откуда и когда они появились на политической карте Восточного Причерноморья? В связи с чем мы кратко остановимся на вопросах истории предков современных абхазов, которых большинство исследователей видят в античных «гениохах».

Во II веке до н.э. политические и торговые центры Колхиды оказались под угрозой экспансии со стороны растущей Римской державы, потрясшей прежде весь эллинский мир. В противостоянии Понтийских царей и Рима греческие полисы Восточного Причерноморья, в том числе Диоскурия, встали на сторону Понтийского царства. С другой стороны, царю Понта Митридату VI Евпатору дважды приходилось выступать против ахейцев и гениохов, «и однажды в борьбе с ахейцами он потерял две трети своей армии». Эти события показывают, что военно-административная система правления Понтийского царства, основанная на традициях восточной деспотии, была неприемлема в местной среде.

Согласно свидетельству Страбона, после падения Митридата VI
(120-63 гг. до н. э.) Колхидой завладел Полемон, который являлся
ставленником Рима.2 Полемонидам удалось создать большой военный и
торговый флот, который при Полемоне II базировался в
Трапезуйте.
В 22-20 гг. до н.э. Август и Агриппа, провели очередную
реорганизацию в вассальных царствах. Они вынашивали планы по
созданию объединенного царства, включив в его состав Боспор и
Колхиду. Однако характер взаимоотношений Полемонидов и политических
объединений Западного Закавказья показывает, что реальной властью
на данной территории они не обладали. Страбон говорит о морском
разбое гениохов. С целью грабежа и захвата в плен людей нападали
они не только на суда, но и на местности и даже города.

Характерно, что Плиний (23/24-79 гг. н.э.), отражая современные ему события, отмечает, что богатейший город Питиунт «разграблен гениохами». Он же говорит о «запустении» Диоскурии. Морские и сухопутные части Понтийского царства, базировавшиеся в Трапезуйте, не способны были оградиться от гениохийских пиратов, устраивавших глубокие рейды на территорию Понта. Свидетельства античных авторов недвусмысленно показывают, что на рубеже веков в Западном Закавказье сформировалось политическое объединение с собственной вертикалью власти и идеологией. Еще во время бегства Митридата на Боспор через эту территорию (66-65 гг. до н. э.) у гениохов было «четыре царя», которым подчинялись, со своей стороны, «скептухи» (вожди-предводители).

Этот союз, несомненно, был более независимым в эпоху
Полемонидов. Морское побережье контролировалось флотом гениохов,
которые имели ступенчатую вертикаль управления:
скептухи-предводители подчинялись четырем царям. В 63/64 г. н. э.
император Нерон упраздняет царство Понт и присоединяет его к
провинции Галатия. Римляне отказываются от безуспешной идеи
создания обширного централизованного государства на берегах Черного
моря.
Римские гарнизоны в Колхиде появляются при императоре Веспасиане
(69-79). Военная база в Трапезуйте становится первой в этой цепи
укреплений, протянувшейся вдоль восточного побережья до границы
Санигии и Зихии уже к началу V в.
Наглядно, что римская политика в Колхиде способствовала распаду
гениохийского союза, первыми из которого выделились саниги,
упоминаемые Мемноном в связи с событиями 70 г. до н.э., когда к ним
«бежали отчаявшиеся сторонники Митридата Понтийского из
Синопы».

Апсилы в лице базилевса Юлиана первыми признали верховное право римлян. В это время они занимали восточный берег Черного моря к западу от реки Фазис, до реки Кодор, либо немного западнее. Похоже, что территория Апсилии имела для римлян особое стратегическое значение (в связи с угрозой аланского вторжения). Подробныесведения о народахВосточного Причерноморья содержатся в «перипле» Флавия Арриана9, непосредственно побывавшего в инспекционной поездке по римским крепостям Понта. Автор перечисляет этнополитические объединения, возглавляемые базилевсами (царями): за зидритами следуют лазы, царь их Малассас; севернее лазов по берегу моря упоминаются апсилы с царем Юлианом, утвержденным еще императором Траяном (98-117 гг.); за ними абазги с царем Ресмагом; затем названы саниги и их царь Спадаг, в земле которых находится Севастополис; западнее них располагались зихи, их царь Стахемфлак. Цари лазов, абазгов, санигов и зихов были утверждены императором Адрианом (117-138 гг.).

Арриан отмечает, что Себастополис являлся «конечным пунктом владычества на правой стороне от входа в Понт». Полный распад союза четырех царств приходится на время появления римского гарнизона в Себастополисе к концу I в. и свидетельствует о роли римлян, заинтересованных в дроблении политических сил в регионе. Крушение системы эллинских колоний на побережье Черного моря, связанное с гибелью эллинского суперэтноса, привело к переформатированию общественного состояния большого количества народов, среди которых были и предки абхазов. Напрашивается вывод, что гениохи вступили в т.н. «фазу надлома» этногенеза, проявившуюся в окончательном распаде их союза. С этих пор гениохи остаются в исторической памяти. Из союза выделяются саниги и апсилы, абазги и зихи, при этом еще какое-то время саниги занимают больший географический ареал и чаще упоминаются античными историками.

Сформировавшиеся новые этнополитические единицы независимо друг от друга вступают в «инерционную» фазу своего развития. Стечения обстоятельств, когда вся территория Восточного Причерноморья оказалась под контролем Рима, соединило их вновь в качестве его вассалов. Исторические пути развития их позднеантичнои государственности показывают, как правило, схожие подходы в отношениях с внешними силами, зыбкость границ и соперничество за право быть первыми в числе клиентов империи. В обмен на лояльность к римской политике базилевсы получали реальные рычаги для централизации власти, что было важным фактором и в политике Рима в регионе. В этой связи следует рассматривать возникновение ряда крепостей, не входивших в римскую оборонительную систему: признать их в качестве резиденций-доменов местных царей, опиравшихся на авторитет Рима, крепкие стены и собственную дружину.

Базилевсы новых политических единиц получили право выступать
контрагентами в морской торговле, что являлось основным источником
стабильности их власти. Новая система мелких зависимых государств
на периферии Римского мира просуществовала несколько веков. Исходя
из канвы событий III в. (нашествие боранов), получивших отражение в
римско-византийских источниках и подтвержденных археологическими
раскопками в римской крепости Питиунта, можно предположить, что
саниги, видя шаткость положения империи, отошли от договора с
Римом.
Как известно, Рим смог победить внутренние раздоры и
восстановиться. Вполне естественно, что должны были последовать
санкции в отношении клиентов, изменивших ему в трудные времена.

Уже на рубеже III—IV вв. император Диоклетиан обращается к царю абазгов Ригвадину с приказом о размещении в Питиунте ссыльных христиан.Вполне логичен вывод, что император санкционировал расширение политических границ абазгского царства на территорию, ранее занимаемую санигами, предварительно лишив последних права оставаться в списке клиентов. Теперь абазги чаще соседей упоминаются в источниках, они активнее включились в орбиту римского мира и обладали соответствующим потенциалом для участия в его военных акциях. (В Notitia dignitatum' значится подразделение Ala prima Abasgorum Hibeos Oasis maioris «Первое крыло абазгов в большом оазисе Хибеос»). Надо полагать, что базилевсы праабхазских субэтносов на этом этапе объединяли под своим началом и религиозную власть. Кроме того, для управления внутренней энергией соплеменников необходимо было выстраивание новых экономических отношений, предполагающих иерархическое распределение благ, источником которых, в основном, была работорговля.

За переносом столицы империи в местечко Византии, где был
основан Константинополь, последовало усиление влияния империи в
этом регионе. Главный ее стратегический интерес заключался в
контроле Западного Кавказа, по которому пролегал кратчайший путь с
севера к ее границам.
Провозглашение Константином (306-337) христианства государственной
религией (Миланский эдикт 313 г.) способствовало оформлению
церковных организаций в римских крепостях Питиунта, Себастополиса,
Зиганиса, Гюеноса, в административном отношении входивших в состав
Понтийской Епархии.

Это были первые самостоятельные шаги христианства на территории Северо-Восточного Причерноморья, в среде римских военных и населения, окружавшего канабы. В начале IV века в Питиунте возникает церковная община во главе с епископом Сафронием. Она подчинялась архиепископу Кесарии Каппадокийской (глава Понтийской Церкви). Уже на IV Вселенском Соборе (451) присутствовал епископ Севастопольский Кекропий.На рубеже V-VI вв. в империи оформляется новая система власти, внутренняя и внешняя доктрины империи, отражающие разделение на своих и чужих («ромеев» христиан и варваров).

О базилевсах абазгов двух с лишним веков источники молчат. Однако для первой половины VI в. известно, что абазгами правили два базилевса Скепарна и Опсита, один восточной, другой западной частями страны. Эти политические деятели сменили предыдущих, имена которых неизвестны. Однако об их деяниях подробно сообщает летописец. Согласно источнику, базилевсы абазгов установили своего рода деспотию, когда безнаказанно могли отнимать красивых лицом мальчиков у родителей и продавать их в рабство.

Характер этих событий свидетельствует, что внутренней энергии этноса было недостаточно для установления более справедливых взаимоотношений, что, в свою очередь, свидетельствует о фазе обскурации в этногенезе античных абазгов. Только после того, как византийские вооруженные силы в 542 г. покинули крепости в Абазгии, им удалось свергнуть базилевсов тиранов и объявить себя независимыми. Данные события происходили на фоне большой войны между Византией и Персией, театром действий которой была Колхида. Причиной антивизантийского выступления послужили действия императора Юстиниана и его приближенных, которые ввели непомерные пошлины на торговлю, а также стремились к полному упразднению местного самоуправления. Эти непопулярные меры в разгар войны привели к обострению противоречий между византийским командованием и населением Лазики, Апсилии, Миссиминии, Абазгии. Об этом подробно сообщают Прокопий Кесарийский и Агафий Миренейский. В отличии от апсилов, абазгам и миссимийцам пришлось столкнуться с карательной экспедицией византийцев.

Абазги проигрывают Трахейское сражение, их позднеантичная политическая система была разрушена, территория Абазгии включена в провинциальную систему империи, с командным центром в византийской Армении. Участь миссимиицев оказалась не лучше. Большая часть ее населения была физически уничтожена византийцами. Опираясь на топонимику западной Абхазии, можно предположить, что часть миссимиицев переселилась из родных мест, по-видимому, с санкции империи.

Данные насильственные действия явились последним аккордом в этногенезе античного праабхазского мира, способствовали перемещению больших масс людей, смещению межэтнических границ. Эти события происходили на фоне деградации прежних отношений и духовных ценностей, и в результате привели к складыванию качественно новых условий, обусловивших этногенез средневековых абазгов, с которых начинается история государственности абхазов.

Вечный мир 565 г. приносит стабилизацию в Западном Закавказье. Еще в первой половине VI в. Юстинианом была проведена церковная реформа. В ведении Константинопольского патриарха создаются автокефальные Абазгская епархия с центром в Себастополисе, Лазская епархия с центром в Фасисе и Зихийская с центром в Никопсии. В Абазгии, как было отмечено ранее, с IV в. существовала Питиунтская епископия, что может достоверно свидетельствовать о раннем знакомстве абазгов с христианской религии.

В то же время с подачи Прокопия Кесарийского в исторической науке утвердилось мнение, что абазги приняли христианство в 40-х гг. VI в. усилиями «присночтимого» императора Юстиниана I. Тот же Прокопий сообщает, что вскоре абазги отложились от Византии в пользу Персии и отказались от христианства в пользу персидской веры. Эта акция была пресечена карательными действиями византийцев. Данное сообщение помогает понять политический подтекст христианизации по Прокопию. Также с Юстинианом можно связать огосударствление церковных институтов в империи. Он в своих новеллах отождествляет себя (императорскую власть) с ролью земного отца всех христиан, что привносит в отношения с подданными и вассалами дополнительный сакральный смысл.

Новая доктрина была рассчитана на централизацию в руках императора светской и церковной власти, что приводило к сращиванию этих двух систем. Всякое неприятие приказов императора сводилось, в глазах современной ему бюрократии, к отказу от истинной веры. Да и в самой Византии этого времени не было религиозного единства. С Юстинианом I связываются карательные действия против аррианства, эллинства, несторианства. Только начинала складываться единая обширная территория христианской ойкумены. И хотя еще несколько последующих веков Византию потрясали религиозные споры, Абазгия оказалась оплотом иконопочитателей, здесь заметно увеличивается значение институтов христианской религии.

В целом длительная неблагоприятная для империи международная обстановка помешала полному инкорпорированию Абазгии в состав Византии. Но в то же время она способствовала мирному приобщению абазгов к христианской религии. Эти факторы стали основными в изменении имперской доктрины по отношению к Абазгии. Переход от конфронтации к сотрудничеству уже в первых десятилетиях VII в. стал благоприятным разрешением ситуации для обеих сторон. Абазги, как христианский народ, становятся друзьями ромеев, признающими «божественную» власть императора, как земного отца всех христиан. В течение VII в. без особых потрясений под протекторатом империи формируется обновленный абазгский этнос с новой политической системой, в общих чертах перенятой из Константинополя. В греческих источниках абазги фигурируют под имененм авасгов, в армянских и грузинских - их называют апхаз, апхази.

После нескольких десятков лет безвременья для империи, императору Ираклию удается вернуть власть над абазгами. В 620 гг. летописи упоминают об участии «авасгов, лазов, иберов» в его войне против персов. В одном эпизоде летописец сообщает, что союзные войска покинули императора и вернулись домой.23Из чего следует, что позиции империи были шаткими в местной среде. Впоследствии император, после убедительной победы над персами, подчиняет себе абазгов, назначив им архонта.

С первой четверти VII в. в Абазгии правили, согласно византийскому праву, архонты, по сути, владетели, передававшие власть по наследству, что подтверждается списком абхазских царей из «Дивана» - 10 исторических персонажей, пе