Питер. Исаакиевский собор. Интерьер — 2

25.06.2022
Продолжим экскурсию начатую вчера....



Икона Тихвинской Божией Матери сделалась известною в самый год освящения собора (1858 г.). 5 марта 1859 г. по распоряжению митрополита Григория икона была перенесена в Исаакиевский собор и поставлена сперва на аналое, на правой стороне храма, а затем для нее была устроена великолепная бронзово-вызолоченная киота.



По фасаду иконостаса три арки: первая посредине для царских врат, две остальные по бокам вводят в предельные храмы. Особенность этого замечательного иконостаса составляют восемь малахитовых и две лапис-лазуревые колонны, по ту и другую сторону царских врат.



Престолы, как главный в большом алтаре, так и малые в приделах, состоят из пяти квадратных столбов, покрытых сверх мраморной доски еще доской из кипариса.



В престоле большого алтаря под доской положена золотая медаль, выбитая в память освящения собора; в среднем столбе поставлен ковчег со св. крестом, в котором находятся святые мощи.



Подле престола пьедестал под дарохранительницу из белого мрамора. Сама дарохранительница, сделанная из серебра, представляет Исаакиевский собор в натуре, с соблюдением всех мелочей, даже в орнаментах его.



Горнее место в главном алтаре устроено возвышением, состоящим из двух степеней зеленого генуэзского мрамора с инкрустацией на верхней, с площадкой для кресла и спинкой за ним, вроде стенки из белого мрамора.



На сделанной над этой стенкой тумбе стоит большой серебрянный вызолоченный семисветильник. На левой стороне алтаря, между колонною и пилястрою, на укрепленном в стене кронштейне, помещен парадный серебряный вызолоченный фонарь, употребляемый при крестных ходах.



На трех ярусах большого иконостаса находятся тридцать три иконы кисти лучших художников России. В царских вратах - две иконы Благовещенья и четыре святых евангелистов, по сторонам царских врат две местные, Владычные иконы - Спасителя и Божией Матери. От образа Спасителя направо - иконы прп. Исаакия Далматского, Святителя Николая и св. ап. Петра.



За иконою Божией Матери налево - иконы св. блг. великого князя Александра Невского, св. вмч. Екатерины и св. ап. Павла. Лики святых, помещенных в этом нижнем ярусе, изображаютангелов-хранителей всех державных хстроителей собора, начиная от первоначального его основателя Императора Петра I до императора Александра II.



Все иконы первого и второго яруса в иконостасе и "Тайная вечеря" в третьем ярусе, исполнены мозаикой, т.е. составлены из разноцветных. мелких, искусно склеенных камней стеклянной массы с самыми тонкими оттенками.



Во втором ярусе большого иконостаса помещено шесть икон. В третьем ярусе, посередине, над царскими вратами находится "Тайная вечеря", а по сторнам ее десять икон. Образ св. блг. кн Александра Невского для левого придела исполнен мозаикой; работа начата в 1866 г., окончена в 1869 г. Мозаичный образ св. вмч. Екатерины для правого придела начат в 1869 г., окончен в 1872 г.



В соборе хранятся четыре знамени государственного подвижного ополчения 1855 г.; они устроены из зеленого гроденапля с золотыми в середине крестами, на которых сделано вензелевое изображение императора Николая I. Все четыре знамени стоят на солее в особо сделанных устоях, два за правым клиросом, а два за левым. К последним примкнуло еще одно старое знамя, бывшее также в ополчении 1855 г., но сохранившееся от ополчения 1812 г.



В собор ведут три большие двери — с запада, севера и юга и четыре малых, боковых, устроенных в нишах. По сторонам малых дверей в стенах под малыми куполами, устроены четыре бронзовые двери для входа с портиков вверх - на колокольни и вниз - в галереи. Для этого сделаны круглые, винтообразные из сердобольского гранита лестницы; они освещаются маленькими окнами. Над выходом из колокольни устроены из чугуна и железа светлые со стеклами шатры, а над ними чугунные площадки с перилами для звонарей.



Три большие двери: западная, северная и южная обделаны белым итальянским мрамором с жилами, из каменоломни Винкарелла. Верхняя часть этой обделки или супорт, выступает от стены на 1 аршин 2 вершка.



Под ним фриз из красного мрамора гриотта с надписью и консолями, опускающимися по наличникам. В наличниках устроены из розового тивдийского мрамора вставки. Двери, т.е. створчатые и нестворчатые их части, отлиты из бронзы на заводе Герцога Лейхтенбергского. Полагают, что створчатые половинки весят каждая до 600 пудов.



Двери наложены на дубовые основы и повешены на петниках, особым образом устроеных. Все три большие двери отлиты по моделям профессора Витали. Каждая из дверей украшена 54 барельефами, изображающими священные события из библейской и церковной истории. На верхней части дверей помещен большой барельеф, с соответствующей его содержанию, на мраморном фризе, надписью.



Изображения эти представляют три эпохи истории Церкви Христовой: Век Апостольский (западные двери), Век всесленских учителей, святителей и мучеников православной церкви (северные двери) и Святых, просиявших в церкви отечественной (южные двери).



Мебель в Исаакиевском соборе дубовая и сосновая. Из первой сделаны: разборная кафедра для проповедников, прекрасного рисунка, амвон для омовения ног в Великий Четверг, кресло для владыки и табуреты для священников, аналои на клиросах для книг, четыре огромных комода для ризницы и четыре таких же для свеч, столики, скамейки, лестницы, ширмы и прочее.



Из сосновой сделаны: амвон под плащаницу в Великую Пятницу со ступенями на четыре стороны и с местами для подсвечников, амвон постоянный для торжественных богослужений, столы для освящения пасх и проч.



В 1850 г. Н. С. Пименов получил ответственный заказ на выполнение скульптурных композиций "Преображение Господне" и "Воскресение Христово" для малых иконостасов Исаакиевского собора.



Сначала были созданы два подготовительных эскиза, хранящиеся
ныне в ГРМ. По ним были выполнены гипсовые модели в натуральную
величину (ныне в НИМРАХ).
В 1854 г. группы Пименова отлили из бронзы и вызолотили, а
скульптора удостоили звания профессора. В 1855 г. группу
"Преображение" установили над малым иконостасом придела блг. кн.
Александра Невского, а "Воскресение" увенчало иконостас придела
великомученицы Екатерины.

Члены монархического дома пополняли храм святыми предметами. Николай I за счет казны заказал дорогую церковную утварь. Александр II пожаловал собору икону конца XVII в., украшенную драгоценными камнями, работы Федота Ухтомского - нерукотворный образ Спасителя. Собор стал и хранилищем святынь православия. Святой Синод преподнес собору Честный крест с частью Животворного лрева Креста Господня и часть мощей св. апостола Андрея Первозванного.

10 декабря 1930 в Исаакивском соборе открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В 1957 после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открылся как музей-памятник, охраняемый государством. В июне 1991 г. зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о „совместном“ использовании собора верующими и музеем. Службы в нем совершались только по особым дням с разрешения дирекции музея. Обычно это делалось в престольный праздник и вечером в третий день Рождества и Пасхи. 12 сентября 2002 в левом приделе св. Александра Невского начались регулярные богослужения.
А мы на выход...

Следующим разом к Медному всаднику пойдем.



Продолжение следует