Турне в Абхазию. Монастырь Иоанна Златоустого — 1
uctopuockon_pyc — 08.01.202408.06.2023
В прошлый раз я рассказывал про Храм Василиска Команского — Турне в Абхазию. Храм Василиска Команского... А в этот раз про Монастырь святителя Иоанна Златоустого
В принципе, он находится недалеко от Храма святого мученика Василиска Команского. Каманский монастырь (или Монастырь святителя Иоанна Златоустого) — православный мужской монастырь Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии.
Находится на автомобильной дороге Сухум — Ацра, в 20—25 минутах езды от города Сухум. Ежегодно монастырь посещает до 50 тысяч паломников и туристов.
Монастырь св. Иоанна Златоуста расположен в 12 км от столицы Абхазии Сухума (абх. Аҟәа, древ. Диоскурия, рим. и визант. Себастополис), у слияния Западной и Восточной Гумисты (абх. Ҳәыҧси Гәымсҭеи).
Команами с конца XIX в. стали называть саму местность, где находится монастырь (абх. Ӡеиҵырха/Ӡеиҵыхра), и с тех же пор православные христиане почитали ее как место кончины и погребения великого отца Церкви — св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинополя (349/50–407).
Исторических данных о существовании на территории современной Абхазии топонима «Команы» нет. В анонимной рукописи «Книга знаний обо всех королевствах, странах и владениях, имеющихся в мире…» (1350–1360 гг.) сообщается о «команах-христианах», составлявших основную часть населения «королевства Сант-Эстрополи», т. е. Сухума.
Проф. Ш. Иналипа полагал, что автор рукописи под «команами», вероятно, имел в виду жителей Гума — исторической области Абхазии в районе Сухума и его окрестностей. Однако наименование части населения «королевства Сант-Эстрополи» (если действительно в вышеуказанной рукописи речь идет о Сухуме и его окрестностях) могло происходить не от топонима «Команы», а от названия народа — «команы» (или «куманы»).
В XI в. в поле зрения византийских источников появляется народ «команы» («Κομάνοι») или «куманы» («Κουμάνοι»). Этот этнический массив переселился из Азии, пройдя через Урало-Каспийской коридор на территорию Восточной Европы. Арабские, персидские и грузинские источники называют «команов» (или «куманов») «кипчаками», русские летописи — «половцами».
«Команы» в XI в., оттеснив печенегов к Дунаю, заняли Северный Кавказ, все южнорусские степи, часть Крыма и осели на долгое время в местах, ранее занятых печенегами. В 1118–1120 гг. «царь абхазов и картвелов» Давид IV Строитель (1089–1125) переселяет на территорию тогдашнего государства абазгов (абхазов) и картвелов (грузин) большую массу «команов».
Сам царь Давид Строитель был женат на дочери «Команского» («Кипчакского») хана Отрака (или Атрака), царице Гурандухт. На позднесредневековых европейских картах расселение «команов» обозначено на территории, чуть выше современной территории Абхазии.
Каких-либо исторических сведений о местности, где сегодня расположен монастырь св. Иоанна Златоуста, и о сохранившихся в этих местах памятниках культуры в настоящее время не выявлено. До нашего времени дошли руины двух построек на холме (одна из которых сегодня почитается как место погребения св. мученика Василиска).
На Плане города Сухума и его окрестностей, составленном В.И. Чернявским (1846–1915), эти руины были обозначены как постройки «дворца». Второй памятник — средневековый храм (на территории современного монастыря св. Иоанна Златоуста). По сообщению русского археолога графини П. С. Уваровой (1840–1924), местность, в которой расположены современные Команы, была осмотрена во второй пол. XIX в. членом Императорского Московского археологического общества Н. В. Никитиным.
Данный исследователь пробыл в Команах несколько дней и успел изучить руины одной церкви, которой он дал название в честь св. Василиска (речь идет о главном храме монастыря, который в наше время именован в честь самого св. Иоанна Златоуста). В 1905 г. выше Команского монастыря, на склоне горы, арендаторы монастырских земель нашли два медных креста в хорошей сохранности и один железный крест.
Кресты были «порядочной величины». На медных крестах имеются линейные изображения (с одной стороны — сцены Распятия Христа, с другой — Божией Матери с греческими инициалами «Μ.Θ.»). Вианор Пачулиа (1929–1978) в одной из работ, изданной в 1968 г., Команский храм датировал XI–XII вв.
Средневековый храм в Команах представлял собой однозальное каменное здание, без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием и тремя входами (центральным с западной стороны и двумя боковыми — с южной и северной сторон). Свет в помещение проникал через два узких окна, расположенных в алтарной части и в западной стене. Литография с видом руин средневекового Команского храма впервые была опубликована в книге архимандрита Леонида (Кавелина) «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» (Москва, 1885 г.).
Согласно историко-географическим данным, на территории Римской империи существовало несколько городов с одноименным названием Команы (греч. Κόμανα). Наиболее известными из них были Команы Армянские или Каппадокийские (совр. Şar/Adana, Турция) и Команы Понтийские (совр. Gömenek, Турция).
По сведениям Страбона и Прокопия Кесарийского, основание Коман Понтийских и Коман Каппадокийских (или Армянских) было связанно с именем Ореста и его сестры Ифигении (дети Микенского царя Агамемнона). Орест, чтобы исцелиться от болезни, выстроил эти прекрасные города с храмами в честь Артемиды. И в обоих этих городах он положил свои «траурные» волосы, от которых и происходит название этих городов — Команы (греч. η κόμη, дор. κόμα, лат. coma, т. е. волосы).
До 1884 г. местом кончины и погребения св. Иоанна Златоуста признавались Команы Понтийские. В 1884 г. российский исследователь в области церковной археологии архимандрит Леонид (Кавелин) посетил Абхазию. По возвращении в Москву в 1885 г. он издал труд под названием «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь».
По словам архим. Леонида (Кавелина), при составлении вышеназванного труда он получил известие из Ново-Афонского монастыря о новом неожиданном открытии относительно места кончины св. Иоанна Златоуста. Открытие это было сделано неким греческим археологом по имени Константин Вриссис.
Архимандрит Леонид, ссылаясь на сообщение из Нового Афона, писал, что в ноябре 1884 г. К. Вриссис прибыл из Константинополя в Абхазию и установил точное месторасположение города Команы, где скончался по пути в Питиунд (совр. Пицунда, Абхазия) и был погребен св. Иоанн Златоуст.
В сопровождении проводника К. Вриссис отправился из Сухума к месту слияния Западной и Восточной Гумисты, где располагались остатки древних построек и древнехристианского храма. Именно это место в 12 км от Сухума греческий ученый определил как город Команы или Куманы, а развалины храма как церковь священномученика Василиска, епископа Команского (нач. IV в.), внутри которой и было погребено тело св. Иоанна Златоуста (в 407 г.).
В 2014 г. в Аристотелевском университета г. Салоники (Греция) состоялась успешная защита докторской диссертации архимандрита Дорофея (Дбар) на тему: «Место кончины св. Иоанна Златоуста». На основе тщательного анализа источников жизнеописания Златоуста и многих других материалов архимандрит Дорофей пришел к следующему выводу: св. Иоанн Златоуст во время следования из Кукуса Армянского (или Каппадокийского, совр. Göksun, Турция), места своей второй ссылки в место окончательного заточения — в Питиус (совр. Пицунда, Абхазия) преставился 14 сентября 407 г. в Команах Понтийских (совр. Gömenek, Турция), не добравшись до места назначения.
Архимандрит Дорофей исключил возможность кончины и погребения св. Иоанна как в Команах Армянских, так и в Команах Абхазских. В процессе исследования была выявлена безосновательность версии о месте кончины и погребения Златоуста на территории Абхазии, возникшей в 1884 г. и связанной с именем К. Вриссиса. Все попытки архимандрита Дорофея установить личность вышеназванного археолога, обнаружить какие-либо его публикации, а также найти саму «таинственную» рукопись, на основании которой К. Вриссис якобы осуществил свое открытие, оказались безуспешными.
Тем не менее — местная история...
Святитель Иоанн Златоуст — архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии. За редкий дар красноречия за ним закрепилось прозвание Златоуст.
Родился Иоанн Златоуст в Антиохии, в знатной семье,
приблизительно в 347 году.
Его отец, Секунд, был видным военачальником. Сколь-нибудь сильного
влияния на воспитание сына он оказать не успел, так как умер, когда
Иоанн был ещё малым ребёнком.
Мать Иоанна, Анфуса, была женщиной благородного происхождения. Овдовев в двадцатилетнем возрасте, оставшись один на один с двумя детьми и наследством, требовавшим надлежащего управления, она столкнулась с немалыми трудностями. В аналогичных ситуациях многие женщины, её современницы, не отказывались от вступления во второй брак, однако Анфуса с твёрдой решимостью отклоняла все поступавшие ей предложения о замужестве.
Она нашла в себе силы и для воспитания детей, и для преодоления
прочих трудностей. Высокий уровень её нравственности вызывал
симпатии даже среди язычников.
Дочь Анфусы, сестра Иоанна, по-видимому, вскоре умерла. Что же
касается Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание,
которое было возможно с учётом сложившихся обстоятельств.
Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) — у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нём как о самом лучшем ученике.
Вероятно, Анфуса ещё с детства утвердила своего сына, Златоуста, в истинах Священного Писания. Это помогло ему не увлечься языческой литературой, не подпасть под очарование лоска светской языческой жизни.
И давайте продолжим завтра...