Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

топ 100 блогов cand_orel01.02.2024

08.06.2023

В прошлый раз я рассказывал про Монастырь Иоанна Златоуста — Турне в Абхазию. Монастырь Иоанна Златоустого — 1, Турне в Абхазию. Монастырь Иоанна Златоустого — 2 ... А в этот раз мы к священному источнику приехали.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Причем здесь мы уже во второй раз, и, надо сказать, за год много изменилось — вон антенну телефонную поставили, связь уверенная во всей долине, ущелье —  

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Ну, я фотографии, может быть, из старого отчета подёргаю для сравнения; а так же и легенду вспомню...

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Святой мученик Василиск Команский родился в последней четверти III века в селении Хумиалон . Это село располагалось рядом с Амасией и приблизительно в 9 км к северу от города Команы Понтийские. Св. Василиск приходился племянником св. мученику Феодору Тирону, который также родился в пределах города Амасия и вырос в том же Хумиалоне. После смерти правителя Амасии Пуплия, при котором св. Феодор Тирон принял мученическую кончину, новым начальником (игемоном) Амасии был назначен Асклипиодот, фригиец родом, который, придя в Амасию, подверг христиан гонениям. Это происходило во времена соправления Римской империей августов Максимиана и Максимина, т. е. между 308 и 310 г.г.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

После оглашения в Сенате города Амасия актов св. Феодора Тирона, в которых были изложены события, связанные с исповеданием им христианской веры и его мученической кончиной, правитель Асклипиодот заинтересовался дальнейшей судьбой упоминавшихся в этих актах св. мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Они, как выяснилось, находились под стражей в Амасии. Асклипиодот дал указание привести их к нему. Клеоник и Евтропий были родными братьями, родом из Каппадокии . Они вместе со св. Василиском были воинами и соратниками св. Феодора Тирона. Игемон Асклипиодот потребовал от св. Евтропия, чтобы он вместе с Клеоником и Василиском совершил жертвоприношение в честь языческих богов и римских императоров.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Причем, Асклипиодот не настаивал непременно осуществить саму процедуру языческого жертвоприношения, он требовал от св. Евтропия, лишь огласить публично, что он принес жертву богам и повинуется игемону. После отказа, последовавшего от св. Евтропия, правитель обратился к Клеонику и Василиску, спрашивая у них, совершат ли они жертвоприношение богам, чтобы остаться в живых или же будут на стороне Евтропия, чтобы подвергнуться тем же мучениям. Клеоник и Василиск ответили Асклипиодоту, что они пострадают за Христа вместе с Евтропием. Святые Евтропий, Клеоник и Василиск подверглись жестоким мучениям. Их растягивали и избивали жесткими кнутами. Затем их опять заключили в темницу. Св. Евтропия вызывали из тюрьмы еще несколько раз, но он снова и снова отказывался принести жертву богам и повиноваться игемону.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

По решению Сената города Амасия был назначен день принесения жертвы богам. В этот день Асклипиодот повелел призвать всех жителей Амасии и членов Сената в храм Артемиды, где каждый должен был совершить жертвоприношение, которое заключалось в воскурении ладана (ливана) перед статуей богини Артемиды. Ладан в руки каждому давал сам Асклипиодот.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска
Съемки 2022 года
Съемки 2022 года

Для совершения этого жертвоприношения привели из заключения и Евтропия, Клеоника и Василиска. После мольбы св. Евтропия к Богу о помощи, произошло землетрясение, от которого сотрясся храм и статуя Артемиды упала и разбилась. Сильно напуганный игемон и все те, кто были с ним, выбежали из храма. Затем Асклипиодот, придя в здание Сената, повелел принести асфальт и растопить смолу в трех медных тазах с тем, чтобы вылить их на св. мучеников. Он также дал указание вбить столбы в землю, чтобы растянуть на этих столбах за ноги и руки святых мучеников, и принести туда котлы с кипящей смолой.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

На следующее утро по указанию Асклипиодота привели святых Евтропия, Клеоника и Василиска. После очередного отказа св. Евтропия принести жертву богам, Асклипиодот повелел распять св. мучеников, вынося им приговор следующего содержания: «Евтропия, «учителя магов», и с ним «колдуна» Клеоника, не подчинившихся повелению августов (императоров) и признавших себя христианами, распять за городом. Василиска вновь заключить в тюрьму».

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Св. Василиск потребовал от игемона, чтобы был вынесен приговор и ему. Асклипиодот возразил, что, поскольку они, Евтропий, Клеоник и Василиск, условились пострадать вместе, он не вынесет одновременного приговора всем троим. Св. Евтропий и Клеоник были пригвождены палачами к древам, где они отдали свои души Богу.
Мученическая кончина св. Евтропия и Клеоника произошла между 308 и 310 г. г. День их памяти совершается 3 марта (16 марта по новому стилю).
Два благочестивых человека, которых звали Коид и Велоник, мужы сенаторские, испросили у игемона Асклипиодота, дав ему дары, позволения взять для погребения тела святых мучеников. Велоник с почестями предал погребению тело св. Евтропия в своем владении, называвшемся Ферма, которое находилось в 18 милях (около 27 км) от Амасии.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Тело же Клеоника было предано погребению Коидом, который, натерев его благовониями, похоронил его в селении, именовавшемся Кима и расположенном в 30 милях (около 45 км) от Амасии. В местах погребений св. мучеников Евтропия и Клеоника совершались великие знамения и чудеса.
Спустя какое-то время при правлении того же римского императора Максимиана (308-310 гг.) на место игемона Асклипиодота был направлен новый правитель по имени Агриппа. Ему также было поручено подвергать христиан гонениям. В это время мученик Василиск все еще находился в заключении в Амасии . После усиленной мольбы св. Василиску явился Господь, который сказал ему, чтобы он не скорбел о том, что призывается последним.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Господь сообщил св. Василиску и то, что он будет отпущен из тюрьмы, чтобы увидеться со своими родными и затем, вернувшись, примет мученическую кончину в Команах. Когда наступило утро, св. Василиск позвал своих охранников и попросил их, чтобы они отпустили его на несколько дней к родным, в селение Хумиалон. Солдаты ответили ему, что они отпустили бы его, если бы не боялись того, что в скором времени он может быть призван к правителю. Тогда св. Василиск попросил солдат сопроводить его к родным, и сделать это до того, как игемон Агриппа прибудет в Амасию.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Мученик Василиск в сопровождении солдат был отведен в свой дом в Хумиалоне. Там он наставил в вере свою мать, братьев и родных, призывая их оставаться преданными вере Христовой и молиться за него Господу. После этого св. мученик Василиск возвратился вместе с сопровождавшими его солдатами в город Амасию.
Прибывший в Амасию игемон Агриппа, выяснив все, что касалось св. мученика Василиска, дал указание отвести его в город Команы для совершения над ним судебного процесса. Туда же, в Команы, немедля отправился и сам Агриппа. Расстояние от Амасии до Коман Понтийских составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.

Священный источник
Священный источник

Солдаты, придя в тюрьму, вывели оттуда св. Василиска и, обув его в железные башмаки, натыканные изнутри гвоздями, повели его прямо в Команы. По дороге гвозди в обуви вонзались до самых костей св. мученика, так что вся земля, по которой волокли его солдаты, была залита кровью. Закат застал конвой в селении Дакозар (по другой версии Дакон) и они остались на ночлег в доме госпожи того села, гречанки (язычницы) по имени Траяни.
Солдаты привязали св. Василиска к высохшему платану с обведенными назад вокруг ствола дерева руками. Сами же направились в дом, где для них был накрыт ужин. Святого мученика сопровождали около тринадцати солдат. Св. Василиск, оставшись один, привязанный к дереву, стал молиться Господу. Толпа народа собралась вокруг него. Во время мольбы св. Василиска произошло землетрясение, от которого все, находившиеся рядом с ним, испуганные, упали на землю.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Поднявшись, они увидели, что высохшее дерево покрылось зеленой кроной, а на том месте, где стоял сам св. Василиск, из земли забил источник воды. Госпожа этого селения, Траяни, видя это чудесное событие, уверовала во Христа вместе со всеми, кто жил в ее доме. Солдаты игемона, которые сопровождали св. Василиска, также уверовали в Господа. Они освободили его от оков и продолжили свой путь по направлению к Команам. На следующий день солдаты вместе со святым Василиском, уже несколько дней находившиеся в пути, достигли города Команы Понтийские. Напомним, что расстояние от Амасии до Коман Понтийских составляет 75 км по прямой и 114 км по дороге.

Рядом мемориал воинам, погибшим в ходе грузино-абхазского конфликта в   1992—1993 г.г.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска
Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Грузино-абхазская война (1992—1993) (в абхазских источниках часто употребляется термин «Отечественная война народа Абхазии») — вооружённый конфликт на территории Абхазии между абхазскими и грузинскими вооружёнными силами.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Вооружённый конфликт 1992—1993 годов, по обнародованным данным сторон, унёс жизни 4 тыс. грузин (ещё 1 тыс. пропала без вести) и 4 тыс. абхазов. Потери экономики автономии составили 10,7 млрд долларов США. На территории республики осталось огромное количество мин, унёсших жизни около 700 человек.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

Около 250 тысяч грузин (почти половина населения Абхазии) были вынуждены бежать из Абхазии, из 50 тыс. репатриировавшихся в течение 1994-97 годов 30 тыс. снова бежали в Грузию после событий 1998 года. Неурегулированность отношений между Республикой Абхазия и Грузией, наличие тысяч грузинских беженцев из Абхазии в Грузии является постоянным источником напряжённости в Закавказье.

Турне в Абхазию. Источник святого Василиска

26 августа 2008 года Российская Федерация официально признала независимость Республики Абхазия и установила с ней дипломатические отношения.

На сегодня всё... Следующим разом в Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище поедем.

Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это Москва. Что ты замечаешь? - Женщины красивы, у них нет рыжих волос, ожирения, колец в носу или потрепанной одежды. - У женщин нет пениса... - Нет женщин с хиджабами и буркой (паранджой) (Видео аккаунта-миллионника Radio ...
Я Маша, мне 36, живу на итальянской Адриатике, куда переехала в 2002-м году из Москвы. Поскольку у нас курорт и Италия, работаю в туризме ( краеведение и не только). Параллельно имею двоих детей - девять лет и год, мальчик и мальчик. 1. Три вещи, ...
Председатель ТПК, Председатель Государственного Совета КНДР, Верховный Главнокомандующий КНА, уважаемый высший руководитель товарищ Ким Чен Ын руководил на месте Кымсонским тракторным заводом, который с революционным духом опоры на собственные силы блестяще выполнил задачу производства ...
Я считал, что не может быть хуже чемпионата, чем корейско-японский 2002 года. Я ошибался.2 финалиста прошлого чемпионата занимают последние места в своих группах, набрав 3 очка на двоих в шести проведенных матчах. Я считаю, что это очень плохо для ...
Продолжая выстраивать всевозможные биатлонные рейтинги, Sports.ru добрался до тех, кто так и не оправдал ожиданий. Фокусница Наталья Гусева, китайская прима одного сезона, никудышная наследница из Норвегии, две красотки Буххольц и Хитцер, ...