Турлагерь. Сабантуй
junetiger — 15.02.2024На утренней линейке отец объявил, что в воскресенье на соседнем лугу будет проводиться Сабантуй — национальный татарский праздник, и нас пригласили принять в нем участие. Никогда раньше я не слышала это слово — вот и пристала с расспросами к учительнице, которая вела у нас кукольный кружок. Она мне объяснила, что это старинная народная традиция - ей селяне отмечают завершение весенних полевых работ, и пообещала, что я увижу много интересного. Ее слова еще больше разожгли мое детское любопытство — с каким же нетерпением я ожидала этот день!
Спозаранку на луг стали прибывать грузовые автомобили: на них привезли множество разных вещей, необходимых для праздничных соревнований и гуляний. С обеих сторон от дороги, прямо у въезда на луг, вкопали столбы и растянули транспарант «Добро пожаловать на Сабантуй!», на самой поляне расставили столы со всевозможными яствами и рядом с ними - автоцистерну с квасом. Наши ребята помогали прибывшим подготовить площадку для игр и состязаний: они носили бревна, сложенные на опушке леса недалеко от пасеки, разгружали машины. В самом центре круга вкопали отполированный до блеска столб, наверху которого висели новые сапоги.
Тем временем народ прибывал: колхозники, как горох, высыпали из кузова грузовиков, где заранее были установлены длинные лавки. На автобусе приехало районное начальство и городские артисты, одетые в народные костюмы. Жители соседнего села, нарядные и степенные, тянулись непрерывной цепочкой по деревенской дороге, а наши знакомые ребята прискакали на лошадях, стреножили их рядом с палатками и отправились на Сабантуй.
И вот праздник открыли: первым выступил с речью секретарь райкома, потом начался концерт. Какими красивыми мне показались артисты: как будто они были сказочными персонажами, а не обычными людьми! Исполнители башкирского танца были одеты в темно-синие бархатные костюмы, перепоясанные кушаками, мягкие сапоги, а на головах у них красовались шапки отделанные рыжим мехом, причем сзади свисал настоящий лисий хвост! От танцевальных пируэтов хвост раскачивался — как будто живой зверек отплясывал на голове у артиста! Мне это показалось таким забавным, что я расхохоталась, дергая отца за руку и указывая на танцоров. Кавалеры демонстрировали свою удаль, а девушки двигались медленно и томно, слегка прикрывая лицо вывернутой ладонью — будто смущаясь. Они тоже нарядились в темные приталенные жакеты, поверх которых были надеты бусы из блестевших на солнце монет — монисто. Затем вышли кураисты и исполнили песню «Сандугач» - «соловей» в переводе на русский. Мелодия была протяжной и грустной — возможно, мне так показалось из-за своеобразного хрипловатого звука, издаваемого этой длинной тростниковой дудкой — национальным башкирским инструментом. Но печаль ненадолго задержалась в моем сердце, потому что танцоры успели переодеться и сплясали зажигательный украинский гопак — особенно мне понравились венки яз ярких цветов и лент на головах у девушек. Много было исполнено и других танцев: русских, татарских, чувашских и спето разных песен — начинали артисты, а подхватывали все присутствующие, и мощный звук многоголосого хора разносился над полями по всей округе.
После концерта начались состязания и игры. Мужчины соревновались в борьбе, причем не обычной, а довольно смешной: обхватив соперника кушаком, пытались одним рывком свалить его на землю. Другие в это время уселись на закрепленное на двух столбиках бревно и лупили друг друга мешками, набитыми сеном, стараясь усидеть верхом, а не оказаться поверженным противником. Молодые ребята и мужики постарше безуспешно пытались залезть на гладкий столб и забрать сапоги, но неизбежно сползали, не добравшись до верха, и только самому отчаянному из деревенских парней удалось это сделать. Как же мы все радовались за него, как неистово хлопали в ладоши! Потом еще были конные соревнования: наездники стартовали где-то за деревней, а финишировали на лугу — под восторженные крики болельщиков.
Когда спортивная программа закончилась, народ расселся на травке вдоль опушки, в тени деревьев и приступил к трапезе. Люди и с собой привезли еду, и раскупили доставленные из города деликатесы: пироги и пирожки с разными начинками, беляши и вак-беляши, в которые кроме мяса полагалось еще класть сырую картошку, а также сказочно вкусное блюдо на меду — чакчак. Запивали все это праздничное угощение холодным компотом из сухофруктов, квасом, пивом, лимонадом и, конечно же, кумысом — кобыльим молоком, забродившим настолько, что из бутылки иной раз вышибало пробку. Ни водки, ни самогона не было — людям не надо было себя искусственно взбадривать — и так всем было весело и радостно. Отдохнув после плотного обеда на свежем воздухе, народ начал потихоньку собираться домой — и к вечеру на лугу не осталось ничего, даже мусора — только вытоптанная трава говорила о том, что здесь проводилось гулянье. Сабантуй — праздник плуга — удался на славу!
Продолжение следует.
|
</> |