День рождения Андреевского флага. Место рождения
calendar_vl — 11.12.202311 декабря 1699 года флаг с Андреевским крестом был провозглашён Петром I в качестве официального флага военного флота России.
Став царём, Пётр I уделял много внимания разработке проектов флагов. В 1699 году он лично нарисовал два проекта. На одном из них имелись три параллельных полосы с надписью «белый», «синий», «красный», на втором изображался Андреевский крест на фоне трёх горизонтальных полос.
Андреевский крест появился сначала в крыже адмиральских флагов, впервые зафиксированных Питером Бергманом в 1700 году на корабле «Гото Предестинация». Первый флаг с Андреевским крестом, занимающим всё полотнище флага, появился впервые в 1710—1712 годах, в 1720 году подтвержден в уставе. При подготовке Устава Пётр I дал такое описание флага: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он». В такой форме Андреевский флаг просуществовал в Российском Флоте до весны 1918 года (была попытка ввести в 1917 году красный кормовой флаг, но это пытались неудачно применить только на кораблях Балтийского флота).
Немного об истории российского флота, месте его рождения — Воронеже, о флаге — в моем посте по прогулке по Воронежу.
Не часто у меня получается прогуляться в любимом моем месте. Теперь я уже и живу почему-то в другом городе уже 35 лет. А в Воронеже я родился. И в первые год я своей жизни рос рядом с этим местом, которое тогда не столь было ухожено, да и вообще обустроено.
Речь идет об Адмиралтейской площади и набережной в Воронеже, а так же близ расположенном Успенском храме.
Место ещё близко и тем, что в данном храме крестили внука и внучку; то есть место это историческое не только для города Воронежа, но для меня лично.
Для Воронежа данные места интересны чем?!
20 октября 1696 года Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России регулярного (государственного) военно-морского флота. По указу Петра I в городе было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. К весне 1699 года были спущены на воду 10 кораблей, 2 галеры, 2 небольших судна и 4 парусные лодки, которые приняли участие в Керченском походе. Эскадра под командованием Петра I сопровождала до Керчи корабль «Крепость», на борту которого находился русский посол думный дьяк Е. И. Украинцев. Дальше корабль направился в Константинополь, где в середине 1700 г. Украинцев заключил мир с Османской империей на тридцать лет.
В 1701 году в Европе начинается подготовка к войне за испанское наследство. Союз Русского царства с Австрией и Венецией, заключённый против Османской империи, распадался. В таких условиях Русское государство в качестве стратегического направления выбрало борьбу со Шведской империей. Поэтому дальнейшее усиление Азовского флота многопушечными кораблями было направлено на недопущение военного конфликта с Османской империей и предотвращение войны на два фронта. C 1696 года по 1711 год было построено около 215 кораблей. Благодаря новому Азовскому флоту Русскому царству удалось подписать мирный договор с Османской империей для того, чтобы начать войну со Шведской империей.
Вот во знаменование 300-летия тех славных дел и была сооружена Адмиралтейская площадь со всякими памятными знаками.
Вот по этим благословенным местам я и прогулялся...
На верфях Воронежского адмиралтейства строились линейные корабли, галеры, яхты и другие. На галере «Принципиум» во время второго Азовского похода Пётр I создал первый военно-морской устав России — «Устав по галерам». 27 апреля 1700 года на Воронежской верфи был спущен на воду корабль «Гото Предестинация» — первый российский линейный корабль и первый корабль IV ранга по европейской классификации начала XVII века, созданный в России без участия иностранных специалистов. Корабль получил имя — Гото Предестинация (с лат. — «Божье Предопределение»). На судне был поднят трёхцветный флаг с Андреевским крестом, освящённый в Адмиралтейской церкви (бывшей Успенской). Существуют мнения, что этот флаг был первым утверждённым военно-морским флагом России.
«Гото Предестинация» (макароническое название со значением «Божье провидение» или в переводе с латинского - "предопределение", от нем. Gott и лат. praedestinatio) — российский 58-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду 27 апреля 1700 год на воронежской верфи Воронежского адмиралтейства. Строился по проекту русского царя Петра I под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. Пётр I принимал участие и в кораблестроительных работах; он же руководил церемонией закладки корпуса «Гото Предестинации» и участвовал в спуске корабля на воду.
«Гото Предестинация» стал первым российским линейным кораблём и первым кораблём IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года, созданным в России без участия иностранных специалистов. Во время своей службы линейный корабль входил в состав Азовского флота. После неудачного Прутского похода и потери Азова корабль был продан Османской империи.
В 2014 году была открыта историческая копия корабля.
Поскольку корабль предназначался для хождения по мелководному Азовскому морю, то его осадка была уменьшена. Киль «Гото Предестинации» состоял из двух скреплённых между собой брусьев, так что при ударе о грунт повреждался лишь нижний, что не вызывало течи в корпусе корабля. Во флотах других государств подобные конструкции начали применяться лишь в 1840-х годах. Дополнительную прочность корабля обеспечивала большая кривизна бархоута, а обводы корпуса были сделаны плавными для того, чтобы корабль мог легко всходить на волну. На корабле использовали 6 якорей, среди которых 2 якоря по 72 пуда, 2 по 68 пудов и 1 весил 52 пуда 20 фунтов.
Согласно историку В. И. Расторгуеву среди 58 пушек на корабле «Гото Предестинация» было 26 16-фунтовых, 24 8-фунтовых и 8 3-фунтовых. В архивных документах сохранилось донесение боярина С. А. Колычева, на котором Пётр I написал о необходимости установить на нижнем деке корабля «Гото Предестинация» 16-фунтовые пушки, отлитые на заводах Демидовых.
В 1704 году Пётр I составляет список кораблей турецкого флота и русских кораблей, которые можно было бы им противопоставить. 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» указан в нём напротив турецкого 54-пушечного корабля «Агмет-Карваз».
Декор кормы корабля имел центрическую композицию, подчёркнутую в центре полукруглого гакаборта овальным щитом с изображением коленопреклонённого апостола Петра, за которым по морю плыли корабли, а по безоблачному небу к нему спускался голубь с миртовой ветвью в клюве и надписью «На сем камне я создам церковь мою». Вокруг щита располагались резные фигуры путти, играющих с дельфинами. По бокам кровлю на корме поддерживали 4 амура, основание для которых образовывалось с помощью гармоничного перехода балкона с балясинами в виде кариатид в штульцы. Концы книц, поддерживавших кормовой балкон, были оформлены венецианскими масками, а боковые галереи — сценами из античной мифологии, одной из которых было похищение золотых яблок из сада Гесперид. В ночное время его освещали установленные на корме три фонаря. С обеих сторон от этой композиции к корпусу корабля шли плавно изогнутые ригели, опирающиеся на резных тритонов. Резные украшения в виде фигур украшали также крамболы, ограждения бортов, галс-клампы, завершения кнехтов и битенгов.
Информация по храму — с сайта http://uspenskiy-adm-hram.ru/istoriya-hrama/
Успенский храм – один из древнейших и самый знаменитый в городе Воронеже; полное его название – Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Первое упоминание церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. Около 1600 года «поставлением» царя Бориса Годунова вокруг храма возник Успенский мужской монастырь. Его основателем является игумен Кирилл. В 1616 году в Успенской церкви был придел Феодора Стратилата. Деревянный храм страдал от весеннего разлива реки Воронеж, поэтому в конце XVII века игумен Тит намерился построить каменный пятиглавый храм, который бы вмещал до 500 человек. Вероятно, в то время церковь Успения считалась главной в городе. Когда завершилось это строительство – вопрос для историков спорный. Предлагаются три даты: 1694, 1699 и 1703 годы. Но в любом случае Успенский храм является второй каменной постройкой в истории Воронежа – после колокольни Алексиево-Акатова монастыря.
Когда при Петре I в Воронеже началось кораблестроение, то в короткий срок вблизи Успенского монастыря выросла немецкая слобода, на острове было возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз, «парусный двор». Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников: А. Меншикова, Ф. Апраксина, Ф. Головина, Н. Зотова. По обе стороны монастыря протянулась верфь. Мужской монастырь, оказавшийся в центре событий, и будучи помехой верфи, был упразднен Петром I и перенесен. Осталась только Успенская церковь, которая превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. На богослужениях часто бывал сам царь Петр, который, по преданию, даже пел на клиросе.
Первый корабль-галера «Принципиум» был спущен на воду 2 апреля 1696 года, а утром 3 мая 1696 года корабли выстроились в ряд по берегу реки (от современной ул. Чернышевского и до моста ВОГРЭС), ожидая сигнала от царя и главнокомандующего о походе на Азов. Состоялось торжественное богослужение в Успенском храме, которое провел святитель Митрофан, первый епископ Воронежский в присутствии императора Петра I. Под звон колоколов владыка Митрофан проводил царя до корабля «Принципиум», благословил его на ратные подвиги и пожелал ему возвратиться с победой. Звон колоколов раздавался из Успенской церкви, пока все корабли не покинули район Чижовской слободы.
В апреле 1700 года Петр I спускал на воду 58-пушечный корабль «Божие Предвидение», он же «Гото Предестинация». Из Москвы прибыли царевна Наталья и царевич Алексей. В честь их благополучного приезда в присутствии царя в Успенском храме состоялось торжественное богослужение, которое совершал святитель Митрофан. Такое же торжество состоялось при спуске кораблей в 1703 году. Таким образом, Успенский храм является памятником, связанным с историей кораблестроения в России.
В 1711 году строительство кораблей прекратилось, царские постройки быстро пришли в ветхость и погибли в пожаре 1748 года. Но церковь Успения сохранилась и стала приходской.
В 1803 году построена трехъярусная каменная колокольня и трапезная с двумя приделами: Богоявления Господня и преподобных Антония и Феодосия Печерских. В храме хранились многие боевые награды воронежцев – участников Отечественной войны 1812 года, шпага вице-адмирала А.Н. Сенявина, командующего Азовской военной флотилией, с 1844 года – боевые знамена Воронежских гренадерского и егерского полков.
В 1880–1881 годах церковь подвергалась переделке: увеличены в размерах окна, снесена паперть у северного входа, со стороны реки устроена каменная ограда вместо земляного вала, к колокольне пристроена караулка, заново переписан иконостас храма. В 1894 году появилась богадельня со школой грамоты для девочек. На протяжении своей истории Успенская Адмиралтейская церковь неоднократно ремонтировалась.
После революции храм одно время был кафедральным. Сюда в 1932 году перенес свою кафедру архиепископ Захария (Лобов) (канонизирован в сонме новомученников и исповедников Российских 13-16 августа 2000 г.). Однако клир храма перешел в обновленческий раскол и обвинил в антисоветской агитации архиепископа Захарию, а затем и архиепископа Петра (Соколова), которые были арестованы и репрессированы.
В феврале 1940 года храм был закрыт. Здание передано сначала горсовету Осоавиахима, в 1946 году – областному архиву, а в 1969 году – краеведческому музею под экспозицию по истории военно-морского флота. Строительство в 1972 году водохранилища грозило полным разрушением храма. Только празднование 300-летнего юбилея русского военно-морского флота побудило государство выделить средства для реставрации церкви.
14 сентября 1996 года храм был освящен.
21 сентября того же года в нем в присутствии командования Военно-Морского Флота России состоялось великое освящение военно-морского флага Российской Федерации. 8 мая 2002 года освящена и установлена мемориальная доска в память о воронежских подводниках, погибших на атомных подлодках «Комсомолец» и «Курск». В храм на хранение передан морской Андреевский флаг. На острове напротив храма 12 июня 2002 года воздвигнут деревянный крест в память 330-летия со дня рождения императора Петра I.
В храме продолжаются реставрационные работы под патронажем митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия.
В числе предшествующих настоятелей храма были протоиерей Афиноген Печерский (упоминается в 1805 году), священник Феодор Лукин (упоминается в 1911 году), протоиерей Владимир Урываев (1996–1999 годы), протоиерей Петр Петров (1999–2002 годы), священник Константин Гришин (2002–2004 годы), священник Виктор Зубков (2004–2007 годы), священник Артемий Азовский (2007-2016), протоиерей Виктор Минор (2016-2019 годы), священник Николай Домусчи (февраль-апрель 2019 года). В настоящее время настоятелем храма является священник Николай Комаров (с 16 апреля 2019 года).
Успенский Адмиралтейский храм является памятником архитектуры. Построенный на рубеже XVII–XVIII веков, храм несколько раз перестраивался и ремонтировался. Произошло смешение архитектурных стилей. Здание состоит из разновременных частей. Старейшая часть – пятиглавый высокий храм с низкой трехлопастной апсидой – построена в формах древнерусской архитектуры. Прямоугольная трапезная и трехъярусная колокольня относятся к классицизму. Росписи закрыты современной штукатуркой. Высота храма – 13, 1 м, колокольни – 21,4 м. Земельный участок храма – 0,142 га.
В 1994–1996 годах проводились реставрационные работы по проекту архитектора Т.М. Синегуб и Московского института оснований и фундаментов им. Герсиванова. В 2006 году возобновлены работы по дальнейшей гидроизоляции фундамента храма.
На сегодняшний день Успенская Адмиралтейская церковь является одной из самых красивых и величественных в Воронеже. Сюда приходят люди со всех уголков России, чтобы прикоснуться к святыне, почувствовать запах истории, найти умиротворение и покой в молитве.
При храме действуют: катехизаторская группа, воскресная школа, Казачий духовно-просветительский центр. В храме окормляются учащиеся СОШ №74, казаки Воронежского городского казачьего общества, а также военнослужащие воинской части 23326 (7000-я авиабаза).