Турецкий стелс-истребитель TAI "Kaan" совершил первый полет

топ 100 блогов fonzeppelin23.02.2024

21 февраля 2024 года турецкий истребитель пятого поколения «Kaan» (турк. «повелитель, властелин») совершил свой первый полет.

Программа TF (англ. «Turkish Fighter» — Турецкий Истребитель), также известная как MMU (турк. «Milli Muharip Uçak» — Национальный Турецкий Самолет) была начата концерном TAI (англ. Turkish Aerospace Industries — Турецкая Аэрокосмическая Индустрия) еще в 2010 году. Целью программы было создать современный боевой самолет турецкого производства, способный заменить стареющие F-16 в качестве самолетов «второй линии», при американских F-35. 

Для турецкой авиационной индустрии это был весьма амбициозный шаг: до этого Турция не имела особого опыта проектирования современных боевых самолетов. С другой стороны, TAI производила по лицензии американские истребители F-16, и участвовала в ряде их модернизационных программ (в том числе на экспорт, для Египта, Иордании и Пакистана). Поэтому разработка собственного истребителя 5-го поколения была задачей сложной, но не невозможной.  

Рассматривались три потенциальные конфигурации:

* FX-1 — двухмоторный истребитель по аналогии с F-22

* FX-5 — одномоторный истребитель по аналогии с F-35

* FX-6 — высокоманевренный одномоторный истребитель схемы «утка», по аналогии с Saab JAS-39 "Gripen"

В 2015 году для дальнейшей разработки был выбран проект FX-1. Окончательно это решение было подтверждено в 2017 году. В разработке своего первого истребителя, TAI, естественно, полагалась на иностранный опыт: первоначально в качестве партнеров рассматривались шведская фирма «Saab» и российский «Ростех», но в итоге в декабре 2015 года было заключено соглашение с британским концерном «BAE Systems». Это соглашение позволило TAI получить доступ к передовым европейским разработкам.

Турецкий стелс-истребитель TAI Kaan совершил первый полет

Макет будущего истребителя был представлен публике на авиашоу в Париже в 2019 году. Тогда же приоритетность TF-X программы для вооруженных сил Турции значительно повысилась по внешнеполитическим причинам: ввиду ухудшения отношений с США, Турция была исключена из программы поставок истребителя F-35. И «национальный истребитель» стал единственным шансом Турции получить в разумные сроки современный боевой самолет.

При проектировании нового истребителя, TAI заложила следующую комбинацию требований как «минимальную»:

* Современная аэродинамика и двигательная установка

* Способность к крейсированию на сверхзвуке

* «Достаточный» и оптимизируемый боевой радиус действия

* Развитый и многочастотный сенсорный комплекс

* Низкая заметность

* Интеграция сенсорных систем и управления огнем

* Развитые способности по обмену данными, получению внешнего целеуказания и обеспечению такового для других единиц

* Способность применять управляемое оружие большой дальности

И похоже, что турецким авиаконструкторам удалось справиться с задачей.

Турецкий стелс-истребитель TAI Kaan совершил первый полет

Истребитель TAI «Kaan» представляет собой многоцелевой самолет 5-го поколения, с пониженной заметностью. Его композитный фюзеляж выполнен по технологии «стелс», на уровне американских стелс-истребителей F-35 (за изготовление фюзеляжа отвечало подразделение TAI, изначально созданное для производства запчастей и компонентов для F-35). ЭПР истребителя оценивается как «несколько выше», чем у F-35, но, вероятно, ненамного.

Первые прототипы самолета оснащаются импортированными американскими двигателями «General Electric» F110 (аналогичные используемым на F-16 и F-15). Серийные машины должны получить двигатели турецкой компании TAEC, разработанные в сотрудничестве между турецкой фирмой «Kale Group» и британским гигантом «Rolls-Royce». Максимальная скорость предполагается около 1,8 Маха, максимальная перегрузка при маневрировании — до 9 g.

Истребитель предполагается оснастить многоканальной РЛС с фазированной антенной решеткой на нитриде галлия, разработанной фирмой «Aselsan inc». Эта РЛС будет способна к работе в режиме малой заметности (с псевдослучайной быстрой сменой частот) а также к применению в качестве станции постановки активных радиопомех для глушения неприятельских радаров. Также истребитель должен быть оснащен пассивной системой инфракрасного обнаружения и оптико-электронным прицельным комплексом. Фирма «Aselsan» производит широкий спектр авиационной электроники — включая средства постановки помех, предупреждения о радарном и лазерном облучении — и создание СУО боевого самолета вполне в рамках ее возможностей.

Также «Kaan» с самого начала создается под прямое взаимодействие с беспилотными летательными аппаратами. При помощи помехоустойчивой многоканальной цифровой связи, истребитель должен иметь возможность напрямую управлять БПЛА, выдавать им целеуказание и координировать совместные операции.

Бомба с комплектом лазерного наведения фирмы «TÜBİTAK-SAGE» (слева) и крылатая ракета SOM-J фирмы
Бомба с комплектом лазерного наведения фирмы «TÜBİTAK-SAGE» (слева) и крылатая ракета SOM-J фирмы "Rocketsan" (справа). Оба типа вооружения приспособлены для размещения на внутренней подвеске стелс-истребителя.

Вооружение нового истребителя должно полностью размещаться во внутренних отсеках вооружения. Предполагается, что «Kaan» сможет использовать весь спектр производимого в Турции авиационного вооружения, включая:

* УРВВ средней и большой дальности программы GÖKTUĞ, с активным радарным самонаведением (включая разрабатываемую версию сверхбольшой дальности с прямоточным двигателем).

* УРВВ малой дальности Bozdoğan с ИК-самонаведением.

* Малозаметные крылатые ракеты «Roketsan» SOM, дальностью до 275 км.

* Малогабаритные крылатые ракеты «Rocketsan» Çakır, дальностью до 150 км.

* Авиабомбы американской «80-ой» серии (Mark-81/82/83/84), весом от 254 кг до 907 кг, с комплектами лазерного и GPS-наведения «HGK guidance kit» от компании «TÜBİTAK-SAGE».

* Малогабаритные планирующие бомбы (де-факто самонаводящиеся суббоеприпасы) MAM-T.

Турецкий стелс-истребитель TAI Kaan совершил первый полет

В целом... я бы сказал, что турецкая авиапромышленность продемонстрировала впечатляющий результат. TAI «Kaan» стал первым самолетом 5-го поколения, и первым стелс-самолетом, разработанным за пределами стран «первого мира». Разумеется, на его доводку и серийное производство наверняка потребуется немало времени — но сам факт того, что Турция стала четвертой (после США, России и Китая) страной, спроектировавшей и испытавшей стелс-истребитель, говорит о многом.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Состоялась акция "Солидарности" в поддержку Михаила Ходорковского на Старом Арбате. Получилось, говорят, эффектно, но я позорно всё проспал и ничего заснять не успел. Подошёл только через полчаса. Людей к тому времени уже винтили, акция вскоре ...
Какой натиск, какая стремительность! Учитесь валить оперативно. И хрен ее теперь достанешь, из грядущего-то, можно хоть ап стенку убиться. А имуществом своим она может откуда угодно управлять, арест с него снят Причем тут Путин? Не при чем, в том-то и дело. До того ли ему сегодня было ...
Если современного человека спросить, кто такие тюрки, то в ответ услышишь, что это люди, разговаривающие на тюркских языках и имеющиe тюркское происхождение. При этом языковая классификация и вообще лингвистика как наука зародились только в начале XIX века, а до этого никто никакие ...
Перед вами постинг для поддержки рисующих в рамках задумки "365 зарисовок". В комментариях все, кто рисует в рамках "365 зарисовок" могут показывать свои работы и рассчитывать на поддержку, похвалу и, если необходимо, критику. Показывать работы ...
Мишка размером 34 см. Материал: металлический каркас, синтепон, верблюжья шерсть, стекляные глазки, текстиль. Подставка - бук. Готовится участвовать в выставке "Время кукол"       ...