Турецкие ковры на иконах и картинах Западной Европы

топ 100 блогов maximus10127.05.2024

Несколько примеров использования средневековыми западноевропейскими художниками мотивов турецких ковров. Кроме просто орнаментальных я отобрал здесь ковры с зооморфными изображениями. Это в основном птицы, скорпионы, драконы, как правило, все эти рисунки были связаны с культом плодородия — все они посвящались Богине Матери. К сожалению, подобные средневековые ковры редко сохранялись, поэтому картины европейских художников — это хорошее подспорье для их изучения.

Турецкие ковры на иконах и картинах Западной Европы
"Обручение Марии", Никколо ди Бонаккорсо, 1380 г. Под ногами прекрасный турецкий ковер с яркими птицами.
Алтарь Сан-Марко (итал. Pala di San Marco), также известный как Мадонна и святые — работа художника Фра Беато Анджелико, созданная в соборе Святого Марка, Флоренция в 1443 году.
Алтарь Сан-Марко (итал. Pala di San Marco), также известный как Мадонна и святые — работа художника Фра Беато Анджелико, созданная в соборе Святого Марка, Флоренция в 1443 году.

Сдвоенные животные в Анатолии обозначали дуальность божества — двойственную природу Богини Матери. Кроме животных на ковре Алтаря Сан-Марко видны многочисленные крестообразные знаки, производные от символа «засеянного поля».

Алтарь церкви Сан Марко, фрагмент.
Алтарь церкви Сан Марко, фрагмент.
Птицы на ковре - фреска
Птицы на ковре - фреска "Благовещение Богородицы" написанная монахом Бартоломео в церкви Сантиссима-Аннунциата (Флоренция) в 13 веке. Возможно, это самое старое изображение анатолийского ковра.
Дева Мария с Младенцем сиенского художника Липпо Мемми, 1340-1350 гг. Внизу анатолийский ковер со сдвоенными птицами и древом жизни.
Дева Мария с Младенцем сиенского художника Липпо Мемми, 1340-1350 гг. Внизу анатолийский ковер со сдвоенными птицами и древом жизни.
Обручение Марии, Сано ди Пьетро, 1448–1452 гг. На ковре популярный мотив со сдвоенными птицами.
Обручение Марии, Сано ди Пьетро, 1448–1452 гг. На ковре популярный мотив со сдвоенными птицами.
Английский художник Вильям Ларкин — портрет Дороти Кэри, виконтессы Рочфорд, 1614–1618 гг. Под ногами у нее настоящие драконы, даже зеленого цвета, на шикарном турецком ковре.
Английский художник Вильям Ларкин — портрет Дороти Кэри, виконтессы Рочфорд, 1614–1618 гг. Под ногами у нее настоящие драконы, даже зеленого цвета, на шикарном турецком ковре.
«Послы» — картина Ганса Гольбейна Младшего, 1533 г. Стол накрыт турецким ковром, который получил название по имени художника —
«Послы» — картина Ганса Гольбейна Младшего, 1533 г. Стол накрыт турецким ковром, который получил название по имени художника — "тип ковра Гольбейна".

Животных на гольбейнивских коврах не бывает, зато здесь много свастик и прочих символов Богини Матери. В частности по краю ковра идет орнамент в виде стилизованной женской фигуры, вернее даже двух — красной и серой, это очередной символ дуальности Богини Матери. В Турции данный мотив называют eli belinde (elibelinde) "руки на бедрах". Как можно заметить, стилизованная женщина имеет еще и крест на голове, что характерно для изображений богинь распространившихся из Малой Азии. Подобные вышивки с женскими фигурами с крестом на голове известны и на Русском Севере.

Ковер Гольбейна.
Ковер Гольбейна.
Ханс Мемлинг
Ханс Мемлинг "Богоматерь с Младенцем между Святым Иаковом и Святым Домиником" 1488 г. На полу анатолийский ковер — тип Мемлинг по имени художника.
Неизвестный художник,
Неизвестный художник, "Конференция в Сомерсет-Хаусе", 1604 г. На столе ковер Гольбейна с многочисленными крестами.
Андреа дель Верроккьо
Андреа дель Верроккьо "Мадонна со святым Иоанном Крестителем и Донатом", 1475-1483 гг. На полу турецкий ковер типа Гольбейн.

Как минимум один османский ковер в первой половине 18 века попал в Северную Америку, ибо его можно видеть на картине Роберта Феке «Исаак Ройалл и семья» (Бостон, 1741 г.). Это ковер так называемого трансильванского типа, хоть считается, что их производили в Анатолии. На ковре видны символы «засеянного поля», можно сказать, классического типа — с точками и в ромбе. Интересно, что данный тип знака «засеянного поля» в древности был характерен именно для территории самой Трансильвании (Румынии сегодня) и был связан с местной трипольской неолитической культурой.

Роберт Феке «Исаак Ройалл и его семья» (Бостон, 1741 г.).
Роберт Феке «Исаак Ройалл и его семья» (Бостон, 1741 г.).

Читайте также:

Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии

Божественные сестры близнецы. Дуализм Великой Матери богов

Мать Сыра Земля и ее древнейшая символика

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Фамагуста - это древний город Арсиноя, основанные египетским фараоном Птолемеем II в III веке до нашей эры. В 1190 году здесь были вынуждены высадиться английские рыцари, которых король Ричард Львиное сердце вел в крестовый поход на Иерусалим. И вскоре весь остров и Фамагуста, которая ...
Как наука преобразует наше понимание Древнего Египта. Подборка материалов из еженедельника New Scientist, номер за 5 ноября. По словам Джо Маршана, затерянный мир древнего Египта становится более четким, чем когда-либо прежде, поскольку археология вовсю использует новейшие технологии. ...
Два дня активного катания на ледяных горках вызывают бурю в стакане. Перечитываю правила - нет, все правильно, нельзя, нельзя и еще раз нельзя. Приходим на горку - можно, можно и еще раз можно. При этом дети с мамами, мамы не волнуются (как говорят "ни ...
  Необычный креатив смотреть ...