Археологический музей Стамбула. Ранние греки и Малая Азия

Стамбульский музей имеет небольшую, но весьма показательную коллекцию ранних артефактов оставленных древнейшими греками. Эти предметы попали в музей еще во времена поздней Османской империи. Древнейшие артефакты из Малой Азии выставлены преимущественно в Музее анатолийских цивилизаций, что в Анкаре. Но некоторые содержатся и в музее Стамбула.
Ниже, керамическая фигурка Богини Матери из Тарента - греческой колонии на юге Апеннинского полуострова. Она датируется 5 веком до н.э.. На плечах фигурки можно видеть восьмиконечные розетки — символы Богини Матери, как мы знаем уже у шумеров восьмиконечная звезда богини Инанны — это знак божества вообще. Интересно, что на православных иконах звезды на плечах Богородицы стали устойчиво изображать лишь в позднем средневековье. Особенно эта символика была характерна для древнерусского искусства. Западноевропейская христианская художественная традиция символы звезд (парные на плечах и/или одиночные на голове Богородицы) использовала достаточно редко, преимущественно только в раннее средневековье, связано это было с влиянием византийского искусства.

Восьмиконечные звезды на изображениях богинь появились уже в очень ранее время. Они есть уже на схематичном идоле богини с острова Родос 14-11 вв. до н.э.

Ниже, несколько схематичных «идолов» изображающих Богиню Мать из ранней греческой Беотии. Они датируются 14-11 вв. до н.э. и их видимо можно отнести к творениям микенских греков.
Схематичность этих изображений проистекала не от неумения создателей фигурок, а от религиозного консерватизма. Даже в классическое время Богиню Мать мог изображать простой необработанный камень (байтил). Как можно заметить, внизу слева, фигурка имеет вполне узнаваемое человеческое лицо, но тело богини имеет сходство с неким неодушевленным предметом типа доски или столба. Справа, на «фартуке» богини изображен главный символ Богини Матери — косой крест и что важно круг (солярный символ). Который свидетельствует о том, что сущность женского божества у микенских греков имела уже солярную природу, как и у всех остальных индоевропейских народов. Хотя, как я писал недавно, знак косого креста ранее, еще в неолите, был связан скорее с водой и водными источниками, а не с солнцем и звездами на небе.

Расставленные руки — это тоже дань традиции, фигурки богинь несомненно воспроизводят знак Богини Матери — крест, известный еще с неолита. Точно также в форме креста были изображены богини, найденные на дьяковских городищах Московской области.
Руки расставленные в стороны — это важнейшая черта иконографии древних богинь. В руках они могли держать змей, растения, молнии и т.д. Первые изображения так называемой «обнаженной богини» в Месопотамии тоже имели подобную форму — эта богиня грозы держала в раздвинутых руках пучки дождя и молний.




Ниже, артефакты из некрополя в Патели в северной Греции открытого Русским археологическим институтом в Константинополе (РАИК) в 1898 году. Тогда были исследованы более 358 гробниц, датируемых периодом между 950 и 550 годами до нашей эры.





















Ручка зеркала украшена сдвоенными протомами лошадей и центральным круглым элементом, несомненно изображающим солнце также как и диск всего зеркала в целом. Вся композиция символизирует двойственность Богини Матери, обозначенной здесь как солярное (солнечное) божество меж двух лошадей-близнецов. Это важнейший индоевропейский символ, появившийся в бронзовом веке. Конные близнецы (арийские Ашвины или греческие Диоскуры) отображали две фазы планеты Венеры на небосводе — вечернюю и утреннюю звезду. Схожие по смыслу изображения встречались у славян и балтов на территории России.

Ниже, золотые пластинки из лидийских Сард с символикой аналогичной предыдущему фото зеркала с лошадьми. Только вместо лошадей мы видим уже месопотамский сюжет с двумя сфинксами и диском крылатого солнца в центре над ними. Сфинксы изображены бородатыми — это свидетельство патриархального осмысления древнего индоевропейского образа сфинкса, обозначавшего Богиню Мать, как правило это признак ее дуальности, так как их часто изображали парами. В индоевропейской греческой культуре сфинкс всегда существо женского пола, что намекает нам на невероятную древность этого сюжета. Видимо, эти пластинки правильно датированы 5 веком до н.э., это время очень активного проникновения на территорию Лидии культурных воздействий из Междуречья в связи с персидским завоеванием.



Читайте также:
Мать Сыра Земля и ее древнейшая символика
Древняя богиня Москвы. Что о ней известно?
Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии
Божественные сестры близнецы. Дуализм Великой Матери богов
Обнаженная богиня Месопотамии. Что о ней известно?
|
</> |