Археологический музей Стамбула. Ранние греки и Малая Азия

топ 100 блогов maximus10114.05.2024

Стамбульский музей имеет небольшую, но весьма показательную коллекцию ранних артефактов оставленных древнейшими греками. Эти предметы попали в музей еще во времена поздней Османской империи. Древнейшие артефакты из Малой Азии выставлены преимущественно в Музее анатолийских цивилизаций, что в Анкаре. Но некоторые содержатся и в музее Стамбула.

Ниже, керамическая фигурка Богини Матери из Тарента - греческой колонии на юге Апеннинского полуострова. Она датируется 5 веком до н.э.. На плечах фигурки можно видеть восьмиконечные розетки — символы Богини Матери, как мы знаем уже у шумеров восьмиконечная звезда богини Инанны — это знак божества вообще. Интересно, что на православных иконах звезды на плечах Богородицы стали устойчиво изображать лишь в позднем средневековье. Особенно эта символика была характерна для древнерусского искусства. Западноевропейская христианская художественная традиция символы звезд (парные на плечах и/или одиночные на голове Богородицы) использовала достаточно редко, преимущественно только в раннее средневековье, связано это было с влиянием византийского искусства.

Вотивная фигурка Богини Матери из Тарента, 5 век до н.э.
Вотивная фигурка Богини Матери из Тарента, 5 век до н.э.

Восьмиконечные звезды на изображениях богинь появились уже в очень ранее время. Они есть уже на схематичном идоле богини с острова Родос 14-11 вв. до н.э.

Вотивная фигурка богини с Родоса, 14-11 вв. до н.э.
Вотивная фигурка богини с Родоса, 14-11 вв. до н.э.

Ниже, несколько схематичных «идолов» изображающих Богиню Мать из ранней греческой Беотии. Они датируются 14-11 вв. до н.э. и их видимо можно отнести к творениям микенских греков.

Схематичность этих изображений проистекала не от неумения создателей фигурок, а от религиозного консерватизма. Даже в классическое время Богиню Мать мог изображать простой необработанный камень (байтил). Как можно заметить, внизу слева, фигурка имеет вполне узнаваемое человеческое лицо, но тело богини имеет сходство с неким неодушевленным предметом типа доски или столба. Справа, на «фартуке» богини изображен главный символ Богини Матери — косой крест и что важно круг (солярный символ). Который свидетельствует о том, что сущность женского божества у микенских греков имела уже солярную природу, как и у всех остальных индоевропейских народов. Хотя, как я писал недавно, знак косого креста ранее, еще в неолите, был связан скорее с водой и водными источниками, а не с солнцем и звездами на небе.

Вотивные фигурки богинь из Беотии, 14-11 вв. до н.э.
Вотивные фигурки богинь из Беотии, 14-11 вв. до н.э.

Расставленные руки — это тоже дань традиции, фигурки богинь несомненно воспроизводят знак Богини Матери — крест, известный еще с неолита. Точно также в форме креста были изображены богини, найденные на дьяковских городищах Московской области. 

Руки расставленные в стороны — это важнейшая черта иконографии древних богинь. В руках они могли держать змей, растения, молнии и т.д. Первые изображения так называемой «обнаженной богини» в Месопотамии тоже имели подобную форму — эта богиня грозы держала в раздвинутых руках пучки дождя и молний.

Вотивные фигурки богинь из Беотии, 14-11 вв. до н.э.
Вотивные фигурки богинь из Беотии, 14-11 вв. до н.э.
Женские изображения из Милета, 7-6 вв. до н.э.
Женские изображения из Милета, 7-6 вв. до н.э.
Три вотивные фигурки Кибелы из Чанакалле (северо-запад Турции), 6 век до н.э.
Три вотивные фигурки Кибелы из Чанакалле (северо-запад Турции), 6 век до н.э.
Колье из Линдоса (Родос, Греция), 6 век до н.э.
Колье из Линдоса (Родос, Греция), 6 век до н.э.

Ниже, артефакты из некрополя в Патели в северной Греции открытого Русским археологическим институтом в Константинополе (РАИК) в 1898 году. Тогда были исследованы более 358 гробниц, датируемых периодом между 950 и 550 годами до нашей эры.

Бронзовые украшения в форме солярных символов из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Бронзовые украшения в форме солярных символов из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Археологический музей Стамбула. Ранние греки и Малая Азия
Солярные символы Богини Матери из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Солярные символы Богини Матери из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Бронзовые браслеты из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Бронзовые браслеты из некрополя Патели, 8-6 вв. до н.э.
Сдвоенные керамические сосуды соединенные косым крестом из гробниц Патели, 8-6 вв. до н.э.
Сдвоенные керамические сосуды соединенные косым крестом из гробниц Патели, 8-6 вв. до н.э.
Реконструкция плиточной могилы из Патели, 8-6 вв. до н.э.
Реконструкция плиточной могилы из Патели, 8-6 вв. до н.э.
Реконструкция зала минойского дворца из Археологического музея Стамбула.
Реконструкция зала минойского дворца из Археологического музея Стамбула.
Археологический музей Стамбула. Ранние греки и Малая Азия
Бронзовые предметы из гробниц в Патели, 8-6 вв. до н.э. Можно отметить обилие бронзовых парфюмерных принадлежностей. При этом оружия в гробницах нашли очень мало.
Бронзовые предметы из гробниц в Патели, 8-6 вв. до н.э. Можно отметить обилие бронзовых парфюмерных принадлежностей. При этом оружия в гробницах нашли очень мало.
Бронзовые украшения из гробниц Патели, 8-6 вв. до н.э.
Бронзовые украшения из гробниц Патели, 8-6 вв. до н.э.
Бронзовые украшения из Патели, 8-6 вв. до н.э.
Бронзовые украшения из Патели, 8-6 вв. до н.э.
Погребальная процессия изображенная на стене музея Стамбула.
Погребальная процессия изображенная на стене музея Стамбула.
Археологический музей Стамбула. Ранние греки и Малая Азия
Керамические головы из греческого Тарента (ныне Таранто в Италии), 5 век до н.э.
Керамические головы из греческого Тарента (ныне Таранто в Италии), 5 век до н.э.
Вотивные фигурки из греческого города Кимы, который находился рядом c нынешним турецким Измиром (древней Смирной), 7-6 вв. до н.э. Справа, персонаж с чашей одет в скифский или фригийский колпак.
Вотивные фигурки из греческого города Кимы, который находился рядом c нынешним турецким Измиром (древней Смирной), 7-6 вв. до н.э. Справа, персонаж с чашей одет в скифский или фригийский колпак.
Две фигурки из главного города Ликии Ксанфа — Богиня Мать и ее лев. Они датируются 7-6 вв. до н.э, что подразумевает их появление еще до персидского завоевания Ликии в 6 веке до н.э. Если это так, то нужно думать о сильном фригийском или лидийском культурном влиянии на жителей Ксанфа. Ибо такое развитое искусство у ликийцев 7-6 вв. до н.э. ранее как-то не фиксировалось.
Две фигурки из главного города Ликии Ксанфа — Богиня Мать и ее лев. Они датируются 7-6 вв. до н.э, что подразумевает их появление еще до персидского завоевания Ликии в 6 веке до н.э. Если это так, то нужно думать о сильном фригийском или лидийском культурном влиянии на жителей Ксанфа. Ибо такое развитое искусство у ликийцев 7-6 вв. до н.э. ранее как-то не фиксировалось.
Реконструкция керамических панелей на храмовом здании из Сард — столицы древней Лидии в Малой Азии, 7-6 вв. до н.э.
Реконструкция керамических панелей на храмовом здании из Сард — столицы древней Лидии в Малой Азии, 7-6 вв. до н.э.
Керамическая панель из Сард. В основе узора стилизованные кресты, формирующие символ
Керамическая панель из Сард. В основе узора стилизованные кресты, формирующие символ "засеянного поля", и сдвоенные линии в виде бутона цветка. Судя по реконструкции, фрагмент декора размещен на стенде вверх ногами.
Керамические водостоки из Сард.
Керамические водостоки из Сард.
Грифон на фрагменте керамического декора из Сард.
Грифон на фрагменте керамического декора из Сард.
Бронзовое зеркало из лидийских Сард, ранний 5 век до н.э.
Бронзовое зеркало из лидийских Сард, ранний 5 век до н.э.

Ручка зеркала украшена сдвоенными протомами лошадей и центральным круглым элементом, несомненно изображающим солнце также как и диск всего зеркала в целом. Вся композиция символизирует двойственность Богини Матери, обозначенной здесь как солярное (солнечное) божество меж двух лошадей-близнецов. Это важнейший индоевропейский символ, появившийся в бронзовом веке. Конные близнецы (арийские Ашвины или греческие Диоскуры) отображали две фазы планеты Венеры на небосводе — вечернюю и утреннюю звезду. Схожие по смыслу изображения встречались у славян и балтов на территории России.

Ручка зеркала украшена сдвоенными протомами лошадей и центральным круглым элементом несомненно изображающим солнце.
Ручка зеркала украшена сдвоенными протомами лошадей и центральным круглым элементом несомненно изображающим солнце.

Ниже, золотые пластинки из лидийских Сард с символикой аналогичной предыдущему фото зеркала с лошадьми. Только вместо лошадей мы видим уже месопотамский сюжет с двумя сфинксами и диском крылатого солнца в центре над ними. Сфинксы изображены бородатыми — это свидетельство патриархального осмысления древнего индоевропейского образа сфинкса, обозначавшего Богиню Мать, как правило это признак ее дуальности, так как их часто изображали парами. В индоевропейской греческой культуре сфинкс всегда существо женского пола, что намекает нам на невероятную древность этого сюжета. Видимо, эти пластинки правильно датированы 5 веком до н.э., это время очень активного проникновения на территорию Лидии культурных воздействий из Междуречья в связи с персидским завоеванием. 

Сфинксы на золотых пластинках из лидийских Сард, ранний 5 век до н.э.
Сфинксы на золотых пластинках из лидийских Сард, ранний 5 век до н.э.
Золотые бляшки в виде очередных сфинксов только уже без бороды из лидийских Сард. Скорее всего, головы сфинксов здесь тоже мужские, так как эти изображения принадлежат культуре Междуречья, а не местных малоазийских индоевропейцев.
Золотые бляшки в виде очередных сфинксов только уже без бороды из лидийских Сард. Скорее всего, головы сфинксов здесь тоже мужские, так как эти изображения принадлежат культуре Междуречья, а не местных малоазийских индоевропейцев.
Женская голова из Сард, 7-6 вв. до н.э.
Женская голова из Сард, 7-6 вв. до н.э.

Читайте также:

Мать Сыра Земля и ее древнейшая символика

Древняя богиня Москвы. Что о ней известно?

Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии

Божественные сестры близнецы. Дуализм Великой Матери богов

Обнаженная богиня Месопотамии. Что о ней известно?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сорт «анис» с корицей - Сорт «антоновка» с корицей - Яблоки привезли ...
Музыка и слова, вокал и бэк вокал, разработка партий бэк вокала – Погребняк Анна Геннадьевна (Altituda) Сведение и аранжировка – Дмитрий Шумков Видеомонтаж, контент (к/ф –«Любовь сквозь время») – Илья Новиков Если честно, то уже практически не было надежды на ...
Длина деревенского дома могла достигать 38 метров! Казалось бы, что может быть проще русской избы? Ведь в этих бревенчатых домах ещё 100 лет назад проживала большая часть населения России. Но, оказывается, не всё так просто, и у избы есть чем удивить наших современников. Хорошо известно, ...
1. Александр Музычко, он же известный бандеровец Сашко Билый, непозволительно долго задержавшийся на этом свете, - родом из Кизела, что в Пермском крае: Пусть его запомнят таким : 2. Один из авторов киевской выставки "Убей колорада" , по словам организаторов, - тоже из П ...
Товарищи, порядки песочницы мне известны и понимаю, что большинство волнует в первую очередь шохаМстительМобиль, омывайко и то, что среда это маленькая пятница. Однако воспрошу на тему всех этих прекрасных дизельных сараев, минивенов и прочих небитнекрашеных авто из Бельгий, Франций и ...