Туда и не обратно, или краткая история научной иммиграции в США

топ 100 блогов old-valyria03.04.2022
Туда и не обратно, или краткая история научной иммиграции в США
Туда и не обратно, или краткая история научной иммиграции в США
Туда и не обратно, или краткая история научной иммиграции в США
Туда и не обратно, или краткая история научной иммиграции в США
Туда и не обратно, или краткая история научной иммиграции в США
Туда и не обратно, или краткая история научной иммиграции в США

Приветствую. Меня зовут Валерия. Скоро я буду отмечать годовщину получения степени PhD - доктора философии в молекулярной биологии и биологии развития от Университета Цинциннати.

Думаю, история моей иммиграции заинтересует тех, кто рассматривает для себя возможность участия в развитии мировой науки и расширении горизонтов знаний. Однако, следует учитывать реалии. Сегодняшнее интернет-пространство так преисполнено опытными вирусологами, экономистами, политологами, военными экспертами и специалистами по сведению черных угрей, зачастую в одном лице, что я считаю необходимым предъявить свои скромные пять копеек, дабы не выглядеть на их фоне чересчур бледно. Прикрепляю к посту подтверждения того, что мое мнение по вопросу может представлять ценность не только для меня самой. Истории получения будут рассказаны по ходу повествования. Шляпу и носовой платок можно не брать. 

Мое первое образование - врач, или Medical Doctor, получено в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова. У многих сразу возникнет вопрос - а почему, собственно, я решила заниматься наукой с таким бэкграундом? Дело в том, что с первого момента открытия для себя молекулярной биологии и биохимии я поняла, что хочу заниматься именно этим. Как же это случилось? 

* * *

Часть один - "школа-вуз", или через гору и под горой.

Школьное образование я получила в специализированном медицинском классе одной из гимназий города Тулы. Специализация у нас началась рано - с 8-го класса мы были разделены на физико-математическое, химико-биологическое, лингвистическое и социально-правовое направления. Для поступления в 10-й класс требовалось сдавать экзамены, которые принимали профессора из Первого меда. У нашей гимназии был с ним контракт. 

Вы удивитесь, но до 10-го класса я была учеником посредственным. Стандартная школьная программа по биологии и химии меня не занимала, и большую часть уроков я проводила за размышлениями о судьбах русской интеллигенции. Зато, когда на парту передо мной лег упоительно толстый трёхтомник Грина, Стаута и Тейлора, мне открылась кротовая нора в новую вселенную, полную упоительной неизвестности. Как Туу-Тикки, я любила неопределенность, а не боялась ее. 

Как проходило наше обучение? На этот вопрос можно ответить коротко - boot camp. Мы знали, к чему готовились. Наши преподаватели тоже это знали. Программа по химии в числе прочего включала решение задач известного сборника Попкова и Пузакова, явившегося для многих ночным кошмаром. Сейчас я осознаю, что в какой-то степени являюсь профессором Снеггом, так как оставила своему репетитору по химии наследство из n-ного количества 96-листовых тетрадей с прорешенным тысячным сборником - совсем как он. Правда, я забыла добавить туда формулу заклинания от врагов, оставив ее личным ноу-хау. Наша преподаватель биологии шагнула ещё дальше - предмет мы изучали сразу по вузовской программе. Впоследствии на первом курсе преподаватели говорили, что я "терроризирую их своими знаниями". Неплохой результат, как по мне.

Здесь хочу сказать спасибо всем, кто меня учил. В значительной степени меня сформировали именно эти люди - школьные и вузовские преподаватели - причем не только как специалиста, но и как человека. Низкий поклон. 

Каждые 4-5 месяцев нас экзаменовали преподаватели из Первого меда. Иной раз мы ездили в Москву, иной раз - приезжали к нам. Форматы экзаменов были разные - от традиционного устного-письменного до "гетеротеста", состоящего сразу из трёх предметов: химия, биология, русский язык. Первый гетеротест я сдала с очень высоким баллом. На втором - потеряла баллы за правильные ответы, так как забыла проставить какие-то нолики там, где они должны были быть проставлены по новой системе. Это был лучший урок того, что первая победа не всегда подарок. Теряешь бдительность. 

В процессе обучения я, конечно же, старалась по-разному себя проявить. В частности, составила собственный сборник тестовых заданий по биологии, который благополучно приземлился где-то на московской кафедре. В процессе составления я также выучила урок "Сохраняйте документ своевременно, если не хотите иголок под ногти". Обучение должно быть разносторонним. 

Наш последний год был весьма специфичен. Нам повезло - наш класс пришелся на тот год, когда на абитуриентах попробовали сразу "централизованное тестирование" и "ЕГЭ", вдобавок к внутренним вузовским экзаменам. Слово "стресс" после прохождения всех этих уровней для меня, в общем, перестало существовать. Что ещё я могу сказать о нашем поступлении и принципе отбора московских vs провинциальных студентов? Думаю, фильм "Гладиатор" уже все сделал за меня. Результатом стало мое зачисление на лечебный факультет в 2008 году. Сразу скажу, что Первый мед меня поразил. Зачисление в студенты проходило в Колонном зале Дома Союзов - прямо как первое выступление гладиаторов в римском Колизее. 

* * *

Часть два - Москва златоглавая, или загадки в темноте.

Первый курс начался с ряда замечательных дисциплин - анатомии, медицинской физики и, конечно, биологии: общей, паразитологии и медицинской генетики. Первую лекцию по нормальной анатомии читал заведующий - профессор М.Р. Сапин. Сидя на скамейках "Колизее-образного" зала в белых халатах и шапочках, мы слушали вступительную лекцию, в частности, о том, что размер черепной коробки и головного мозга не определяет интеллектуальное развитие. Аргументы, от сравнения размеров известных интеллектуалов до пояснения, что масса мозга пропорциональна массе тела и включает массу соединительной ткани, мозговых оболочек, сосудов и так далее, известны и стары как мир. Забавно, но я слышала впоследствии от окончивших наш университет, что женщины в среднем глупее мужчин, так как у них меньше размер головы. Вот и ещё один урок, добродушно преподанный мне жизнью и Первым медом - яркость знания никогда не победит тьму невежества. Только разбитые коленки - и лбы. 

Кафедры располагались в самых разных местах - от исторических площадей до далёкого Измайлова, так что я попутешествовала и в полной мере насладилась московской Морией. Больше всего мне нравилась, пожалуй, биоорганическая химия. По ней был первый экзамен - в зимнюю сессию. Странно, но снежный день и зимний полумрак измайловских улиц в день, когда я получила первую "Отл." в зачётку, до сих пор ассоциируется у меня с музыкой "Зелёные рукава". 

На первом курсе произошло событие, спустившее курок моего долгого пути в науку. Я записалась в научный кружок по биологии и анатомии. Последний позволял выбрать тему для углубленного изучения и презентации самой, первый - выдавал в случайном порядке. Мне досталось "исследование мобильных генетических элементов Барбары МакКлинток". Стоя перед аудиторией и рассказывая о работе Нобелевского лауреата, успевшей в свое время вскочить в последний вагон Корнелльского университета вопреки мудроженственной маман, считавшей высшее образование неподходящим занятием для дочери, делающим ее unmarriageable, я ещё не догадывалась, что через семь лет сама потренируюсь в таких прыжках. Причем не через пару штатов и даже не через рушащийся морийский мост, а через океан.

Здесь хочу повторить сказанное ранее - спасибо всем тем, кто меня учил, помогал в моей зачаточной "научной" деятельности, просто имел дело. Меня сформировали именно эти люди. На кафедрах анатомии, гистологии, биологии, физики, патологической анатомии и, конечно, биохимии их было немало. Наверное, без их поддержки я бы не допрыгнула.

За первые четыре курса я поняла две вещи: 1) выяснение того, как происходит "процесс", интересует меня больше, чем его применение в практической медицине; 2) я хочу заниматься выяснением механизмов этого "процесса". Я поняла, что знание интересует меня больше, чем его непосредственная имплементация. Поэтому, во время обучения я участвовала во всем, что только было доступно в этой области. Мой доклад на анатомическом научном кружке - "Гистологическая организация и функциональная анатомия проводящей системы сердца" - послужил началом последующей работы, посвященной механизмам идиопатический аритмий и роли парвовируса В12 в их возникновении. Низкий поклон председателю научного кружка по патологической анатомии за внимание и руководство. Награды за выступления на нескольких всероссийских студенческих конференциях были получены сочетанием упорства и мастерства. 

* * *

Часть три - решение, или из огня да в полымя. 

Нет простого ответа на вопрос "почему я уехала". Вы читали "Десять негритят"? Помните старого моряка, говорившего Блору в поезде, что приближается шторм, в то время как за окном стояла прекрасная погода? Впоследствии было сказано, что эти старые морские волки умеют чуять шторм за много миль. Вкратце описывая причину, я могу сказать то же самое о себе. События сегодняшнего дня меня не удивляют. Совсем. 

Уезжая из Тулы, я полагала, что отсутствие возможностей останется позади. На новом месте я поняла, что меня ждёт второй раунд "полымя", просто местные волколаки крупнее волколаков провинциальных. 

Как всё было? На пятом курсе, уже понимая, что к чему, я начала сознательно искать возможности испытать свои силы на международной арене. Таковая представилась - в виде стажировки в Польше, в госпитале Микулича-Радетского во Вроцлаве, от Международной Федерации Ассоциаций студентов-медиков. К тому времени у меня на руках уже был приличный результат за экзамен IELTS, который они приняли в качестве прохождения теста на знание английского языка. Мне предложили на три страны, из которых я выбрала Польшу. Подав документы в апреле-мае, я получила визу и в конце июля 2014 села на поезд до Варшавы. Я не буду описывать сложную гамму чувств, которые я в то время испытывала - как человек весьма и весьма нордический, я предпочитаю thoughts over feelings. Отмечу только одно. Я ехала в незнакомый город, толком ещё не зная ни языка, ни того, что мне предстоит, и не грозит ли мне приступ медвежьей болезни на первом же раунде. Однако, глядя на проносящиеся за окном пейзажи маршрута Варшава-Вроцлав, я испытывала удивительное чувство возвращения домой из очень долгого путешествия. "Пасынок - К матери в дом - Аминь", типа того. 

Во Вроцлав я приехала глубокой ночью, на вокзале меня встретила волонтёр ассоциации и отвезла на своей машине в общежитие для студентов-медиков. Меня приняли гораздо любезнее, чем я ожидала, учитывая 2014 год. Из окна моей комнаты можно было увидеть и услышать реку Oder. На следующий день я отправилась в госпиталь. 

Вы помните фразу из "Мастера и Маргариты", где однажды утром она проснулась и поняла, что прежняя жизнь ее кончена и начинается что-то новое? Так же и я. Мне хватило двух дней, чтобы принять решение. За эти два дня я вживую, руками опробовала те методы, которые раньше видела на картинке - РНК-экстракцию, обратную транскрипцию, ПЦР. Меня, что удивительно, учили, несмотря на ломаный английский и мои на тот момент не менее ломаные руки. В ночь третьего дня своей практики в клинической лаборатории госпиталя я скачала из интернета учебники по подготовке к экзаменам - TOEFL, GRE general, а также список из 3000 и 10000 слов для этих тестов. И начала составлять список PhD-программ, на которые хочу заявиться. 

Я помню, как по утрам садилась в автобус со списком новых слов и учебником английского. Приходя в свою комнату в общежитии, по счастью отдельную, я сразу же садилась "за уроки". Мне предстоял крутой Мюнхгаузеновский рывок. За время пребывания в Польше я уже знала полный список того, что нужно для поступления, и осуществила "пристрелочную" рассылку писем координаторам интересующих меня программ. Знаете хохмочку про инженера, который сказал любовнице и жене, что пошел ко второй и первой, соответственно, а сам пошел чертить? Меня как-то позвали поиграть в Lazer tag, так я после первого выстрела бросила пушку и пошла учить английский. Состайники по общежитию, наверное, запомнили меня как "эту сумасшедшую со знаком TOEFL в глазах". 

К началу последнего учебного года я вернулась в Москву, и жизнь стала интереснее рассказов о фантастических зверях и местах их обитания. Утром я занималась в университете, после чего ехала на станцию метро Крылатское, в научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева, в лабораторию клеточных технологий которого меня приняли в качестве лаборанта. Возвращалась домой, когда на город уже опускалась ночь, и занималась подготовкой к экзаменам. Понятия "выходной" для меня не существовало. Так как в результате событий 2014 года цены подскочили, как Тоторо на растущий бамбуковый лес, понятие "еда" для меня не существовало тоже. Все шло для фронта и победы - то есть для оплаты экзаменов и подготовки к ним. Что меня поддерживало в те смутные дни? Ютуб-канал Михаила Портнова, успешного иммигранта, живущего в Калифорнии и излучающего Силу, и... мультфильмы о Муми-троллях японско-штатовского производства. Эти два источника не давали мне пасть жертвой сил притяжения. 

Несмотря на сумасшедший ритм работы и подготовки, в ноябре я сдала GRE и получила баллы, указанные на сайтах большинства программ как более чем достаточные для зачисления. TOEFL я сдавала дважды - в Москве и в Питере, получив в первый раз 88 и во второй больше ста. Так как результат был competitive, тратить время на третий раз не стала и занялась более важными элементами пакета - рекомендательными письмами, CV и основным документом - Personal statement. Из советов по ним - не затягивайте. Для рекомендательных писем нужно время, так как профессора - занятые люди. Personal statement я сочиняла в течение нескольких месяцев и переписывала раз 5, фильтруя лишнее и делая его логичным, кратким и в то же время объясняющим, почему я могу быть полезна для той или иной программы. Для каждой PhD программы у меня был отдельный statement - в соответствии с их областью науки и интересующими меня лабораториями. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
– Кто умирает сидя? – неожиданно сказал преподобный Бань и рассмеялся, ответив сам себе: – Монахи. Кто умирает стоя? Просветлённые монахи. Не всё ли равно, как умирать – сидя, стоя или на голове, – если умирать придется всем! Но что значит смерть для чаньского монаха? Временное недо ...
Сегодня наши войска выбили врага из посёлка Мирное Запорожской области. Ранее в удерживаемый врагом населённый пункт заходили разведчики, которые и обнаружили в домах тела убитых пожилых людей... ...
У нас в семье накопились вещи, которые по тем или иным причинам перестали носить. Конечно не Пьер Карден, но они в отличном состоянии. Времена нынче непростые, и решил я заняться благотворительностью. Пока я хотел сделать добро людям, со мной случилось небольшое приключение, которое ...
Стекло-форточка на задней двери хюндая гетц разбивается с третьего удара домкратом и стоит всего 600р Ну и чтоб по теме, далее копипаста со сми-лгут: [ Spoiler (click to open) ] Мой американский приятель крепко выпил и попался. Нарушение было ...
Были вчера с девушкой в моём любимом ресторанчике, на Большой Лубянке. Не захотил туда уже года четыре, наверное. Хорошо, что там ничего не поменялось. Готовят так же отлично, музыканты играют так же задорно, официантки такие же шустрые. Но вот цены... Цены, Карл, выросли... В общ ...