Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды
zhzhitel — 31.12.2018 50 лет назад, 31 декабря 1968 года состоялся первый полет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Советский Ту-144 на два месяца опередил полет британско-французского «Конкорда». Это был принципиальный момент в соревновании двух систем.Рождение Ту-144
Создание сверхзвукового пассажирского самолета потребовало переосмысления всех подходов, множества экспериментов и открытий, разработки новых материалов и конструкторских решений. Это дало толчок развитию многих отраслей.По конструкции Ту-144 — бесхвостка с четырьмя турбореактивными двигателями.
Носовая часть фюзеляжа была выполнена отклоняемой на взлете и посадке, таким образом был найдет компромисс между аэродинамикой и обзором для пилотов. Кроме того, было еще одно новшество — выдвигаемые спереди «крылышки» для лучшей стабилизации самолета на низких скоростях.
Первый полет
Первый полет Ту-144 состоялся последний день 1968 года. За несколько дней до этого в Жуковском погода не позволяла совершить полет.Но когда условия стали получше, генеральный конструктор Туполев принял решение: лететь.
31 декабря 1968 года, через 25 секунд после момента старта самолет впервые оторвался от взлетной полосы аэродрома ЛИИ и быстро набрал высоту. Первый полет продолжался 37 минут.
Доработка и эксплуатация Ту-144
Ту-144 установил множество рекордов. 5 июня 1969 года он впервые преодолел звуковой барьер, а 25 мая 1970 года достиг скорости 2150 км/ч, превысив скорость звука в 2 раза. Максимальная скорость Ту-144 составила 2500 км/ч.Всего было построено 16 самолетов Ту-144.
3 июня 1973 года — черная страница истории Ту-144. Во время полета на авиасалоне в Ле-Бурже самолет потерпел катастрофу, экипаж погиб.
Для расследования катастрофы была создана комиссия, в которой принимали участия специалисты СССР и Франции. По результатам расследования французы отмечали, что отказа в технической части самолета не было, причиной катастрофы явилось: наличие в кабине не пристегнутых членов экипажа, внезапное появление самолета "Мираж" в поле зрения экипажа самолета Ту-144, наличие кинокамеры в руках одного из членов экипажа, которая при падении могла заклинить штурвал управления.
Катастрофа замедлила работы над самолетом, но не остановила их. В 1975 году состоялся первый рабочий рейс с перевозкой почтовых отправлений из Москвы в Алма-Ату, а в 1977 году открыт первый пассажирский рейс из столицы СССР в столицу Казахстана.
К сожалению, эксплуатация Ту-144 была недолгой. В 1978 году произошла катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д. После этого регулярные пассажирские полеты на Ту-144 были прекращены.
При подготовке исторической части материала были использованы материалы ОКБ «Туполев».
Ту-144 после СССР
В начале 1980-х годов активные работы по Ту-144 были свернуты, но в ОКБ Туполева велись изыскания по созданию следующего поколения сверхзвукового пассажирского самолета — Ту-244. В 1990-х годах совместно с американцами один из Ту-144 был переоборудован в летающую лабораторию — Ту-144ЛЛ. Этот самолет с бортовым номером RA-77114 сейчас находится в Жуковском.Особенностями Ту-144ЛЛ стали более мощные двигатели, такие как у сверхзвукового бомбардировщика Ту-160.
На летающей лаборатории американскими и российскими учеными был поставлен ряд экспериментов по разработке сверхзвукового пассажирского самолета.
На самолете было два флага: российский и американский. Сейчас американский отодрали.
Что касается еще одного борта Ту-144 с номером СССР-77115, который находится в Жуковском, его можно увидеть во время авиасалона МАКС.
Давайте заглянем внутрь Ту-144.
За этим самолетом ухаживают особо, внутри оборудована экспозиция, посвященная созданию сверхзвуковых самолетов.
Также сохранилась часть пассажирского салона. Сидеть довольно комфортно, разве что салон непривычно узкий по меркам нашего времени.
Также в очень хорошей сохранности кабина пилотов. Я был счастлив увидеть своими глазами легенду отечественного и мирового авиастроения.
Сейчас такое количество приборов уже не удивляет, но представьте, что это было 50 лет назад!
А вот уникальный кадр: туалет сверхзвукового пассажирского самолета.
Низкий поклон всем, кто бережет историю отечественной авиации!
Не хотелось уходить с аэродрома, но надо было спешить.
Юбилей первого полета Ту-144
По случаю 50-летия первого полета в Жуковском прошли торжественные мероприятия. В музее ЦАГИ ( Центрального аэрогидродинамического института) про особенности конструкции и испытаниях рассказали сотрудники, непосредственно участвовавшие в разработке Ту-144.Многие решения использовались потом на других самолетах, особенно в военной авиации. Ту-144 послужил основой для качественного скачка в разработках.
А вечером на памятный вечер собрались специалисты, работающие и работавшие в КБ Туполева, ЦАГИ, ЛИИ им. Громова и на других предприятиях, причастных к Легенде.
Звучали рассказы разработчиков, испытателей, очевидцев о Ту-144.
Что дальше?
Развитие авиации пошло по другому пути. Требуются не более
быстрые, а более экономичные самолеты. Скорость отошла на второй
или даже на третий план. Те Ту-144, которые удалось сберечь, должны
занять свои места в музеях.
Эпоха первого поколения сверхзвуковых пассажирских самолетов
завершилась, но труды конструкторов, испытателей и инженеров не
пропали даром. История не закончилась. За первой главой обязательно
будут следующие. Пассажирской сверхзвуковой авиации быть!
А для того, чтобы понимать важность заслуг и проблемы, которые
пришлось преодолеть создателям Ту-144, необходимо хранить и чтить
историю. Не зря девиз ОКБ Туполева звучит так: «Гордимся прошлым,
вместе строим будущее! »
Спасибо всем, кто участвовал в создании этого Самолета, а также
всем, кто берег и бережет наше наследие!
Также я есть в фейсбуке,
твиттере и в
инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на
youtube.
Мой канал на дзене.
Поделитесь ссылкой:
|
</> |
https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.