рейтинг блогов

Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

топ 100 блогов zhzhitel31.12.2018 50 лет назад, 31 декабря 1968 года состоялся первый полет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Советский Ту-144 на два месяца опередил полет британско-французского «Конкорда». Это был принципиальный момент в соревновании двух систем.

Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Рождение Ту-144

Создание сверхзвукового пассажирского самолета потребовало переосмысления всех подходов, множества экспериментов и открытий, разработки новых материалов и конструкторских решений. Это дало толчок развитию многих отраслей.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

По конструкции Ту-144 — бесхвостка с четырьмя турбореактивными двигателями.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Носовая часть фюзеляжа была выполнена отклоняемой на взлете и посадке, таким образом был найдет компромисс между аэродинамикой и обзором для пилотов. Кроме того, было еще одно новшество — выдвигаемые спереди «крылышки» для лучшей стабилизации самолета на низких скоростях.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Первый полет

Первый полет Ту-144 состоялся последний день 1968 года. За несколько дней до этого в Жуковском погода не позволяла совершить полет.
Но когда условия стали получше, генеральный конструктор Туполев принял решение: лететь.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

31 декабря 1968 года, через 25 секунд после момента старта самолет впервые оторвался от взлетной полосы аэродрома ЛИИ и быстро набрал высоту. Первый полет продолжался 37 минут.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Доработка и эксплуатация Ту-144

Ту-144 установил множество рекордов. 5 июня 1969 года он впервые преодолел звуковой барьер, а 25 мая 1970 года достиг скорости 2150 км/ч, превысив скорость звука в 2 раза. Максимальная скорость Ту-144 составила 2500 км/ч.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Всего было построено 16 самолетов Ту-144.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

3 июня 1973 года — черная страница истории Ту-144. Во время полета на авиасалоне в Ле-Бурже самолет потерпел катастрофу, экипаж погиб.

Для расследования катастрофы была создана комиссия, в которой принимали участия специалисты СССР и Франции. По результатам расследования французы отмечали, что отказа в технической части самолета не было, причиной катастрофы явилось: наличие в кабине не пристегнутых членов экипажа, внезапное появление самолета "Мираж" в поле зрения экипажа самолета Ту-144, наличие кинокамеры в руках одного из членов экипажа, которая при падении могла заклинить штурвал управления.

Катастрофа замедлила работы над самолетом, но не остановила их. В 1975 году состоялся первый рабочий рейс с перевозкой почтовых отправлений из Москвы в Алма-Ату, а в 1977 году открыт первый пассажирский рейс из столицы СССР в столицу Казахстана.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

К сожалению, эксплуатация Ту-144 была недолгой. В 1978 году произошла катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д. После этого регулярные пассажирские полеты на Ту-144 были прекращены.

При подготовке исторической части материала были использованы материалы ОКБ «Туполев».

Ту-144 после СССР

В начале 1980-х годов активные работы по Ту-144 были свернуты, но в ОКБ Туполева велись изыскания по созданию следующего поколения сверхзвукового пассажирского самолета — Ту-244. В 1990-х годах совместно с американцами один из Ту-144 был переоборудован в летающую лабораторию — Ту-144ЛЛ. Этот самолет с бортовым номером RA-77114 сейчас находится в Жуковском.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Особенностями Ту-144ЛЛ стали более мощные двигатели, такие как у сверхзвукового бомбардировщика Ту-160.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

На летающей лаборатории американскими и российскими учеными был поставлен ряд экспериментов по разработке сверхзвукового пассажирского самолета.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

На самолете было два флага: российский и американский. Сейчас американский отодрали.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Что касается еще одного борта Ту-144 с номером СССР-77115, который находится в Жуковском, его можно увидеть во время авиасалона МАКС.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Давайте заглянем внутрь Ту-144.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

За этим самолетом ухаживают особо, внутри оборудована экспозиция, посвященная созданию сверхзвуковых самолетов.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Также сохранилась часть пассажирского салона. Сидеть довольно комфортно, разве что салон непривычно узкий по меркам нашего времени.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Также в очень хорошей сохранности кабина пилотов. Я был счастлив увидеть своими глазами легенду отечественного и мирового авиастроения.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Сейчас такое количество приборов уже не удивляет, но представьте, что это было 50 лет назад!
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

А вот уникальный кадр: туалет сверхзвукового пассажирского самолета.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Низкий поклон всем, кто бережет историю отечественной авиации!
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Не хотелось уходить с аэродрома, но надо было спешить.

Юбилей первого полета Ту-144

По случаю 50-летия первого полета в Жуковском прошли торжественные мероприятия. В музее ЦАГИ ( Центрального аэрогидродинамического института) про особенности конструкции и испытаниях рассказали сотрудники, непосредственно участвовавшие в разработке Ту-144.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Многие решения использовались потом на других самолетах, особенно в военной авиации. Ту-144 послужил основой для качественного скачка в разработках.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

А вечером на памятный вечер собрались специалисты, работающие и работавшие в КБ Туполева, ЦАГИ, ЛИИ им. Громова и на других предприятиях, причастных к Легенде.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Звучали рассказы разработчиков, испытателей, очевидцев о Ту-144.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Что дальше?

Развитие авиации пошло по другому пути. Требуются не более быстрые, а более экономичные самолеты. Скорость отошла на второй или даже на третий план. Те Ту-144, которые удалось сберечь, должны занять свои места в музеях.
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Эпоха первого поколения сверхзвуковых пассажирских самолетов завершилась, но труды конструкторов, испытателей и инженеров не пропали даром. История не закончилась. За первой главой обязательно будут следующие. Пассажирской сверхзвуковой авиации быть!
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

А для того, чтобы понимать важность заслуг и проблемы, которые пришлось преодолеть создателям Ту-144, необходимо хранить и чтить историю. Не зря девиз ОКБ Туполева звучит так: «Гордимся прошлым, вместе строим будущее! »
Ту-144: 50 лет с первого полета самолета-легенды

Спасибо всем, кто участвовал в создании этого Самолета, а также всем, кто берег и бережет наше наследие!

Подписаться на журнал
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.
Мой канал на дзене.

Поделитесь ссылкой:

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:40

https://bit.ly/2XeDSF7
Автоматический заработок от 90.000 рублей в месяц
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Я уже 10 лет слежу за нашим чемпионатом. Знаю все команды, всех игроков, знаю биографию каждого клуба. Поэтому перед прогнозами на наш чемпионат не читаю прогнозы на трибуне, чемпионате и в прочих источниках. Всё что я выдаю подкреплено ...
...
После того как рухнули акции Facebook почти на 20%, и основатель этой сети Цукерберг потерял 16 млрд $ только за один час, стали приходит еще более интересные новости. Оказывается, Марк мог потерять гораздо больше денег, но ему удалось этого избежать, поскольку ему перед этим удалось ...
Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, вспомнить абсурдные пугалки по поводу физического здоровья, с помощью которых в детстве взрослые добиваются контроля над детьми. Я собираюсь их опровергнуть или подтвердить с помощью своих ...
Тем не менее, одним из немногих, к чьим словам нужно прислушиваться в оба уха является создатель Microsoft, то есть господин Билл Гейтс, который еще в апреле 2018-го года предупреждал о надвигающейся на мир пандемии, к которой планета не готова. И для большей убедительности он даже ...