Ту-114 СССР-76459 в Новгороде
ru_aviation — 18.08.2014 Оригинал взят у doroshenko_us в Ту-114 СССР-76459 в НовгородеСамолет Ту-114 СССР-76459 был выпущен в августе 1958 года на авиазаводе №18 в г. Куйбышев (ныне Самара). В сентябре 1959 года он был сдан КБ Туполева для проведения различных испытаний. С 1960 по 1964 год авиалайнер участвовал в испытаниях по специальной совместной программе КБ Туполева, ЛИИ, ГВФ и ГК НИИ ВВС, выполнив при этом 209 полетов с общим налетом 241 час. Проводились работы: по определению характеристик прерванного и продолженного взлета; изучение полета и посадки при различных случая отказа двигателей; испытания нового управления передней стойкой шасси и нового автомата торможения; испытывался аварийный турбогенератор АТР-1800 и колеса КТ-85 с дисковыми тормозами; определение оптимальной траектории взлета по критерию минимизации шума в районе аэродрома. Этот Ту-114 проходил испытания на критических углах атаки, проведенные после катастроф Ту-104. В апреле 1960 года на данном самолете установлено несколько мировых рекордов.
В Аэрофлот Ту-114 СССР-76459 попал лишь в 1967 году. 16 августа самолет поступил в ТУМВЛ в Шереметьево в 210 ЛО, где эксплуатировался на международных линиях. 27 ноября 1967 года самолет был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-76459. 15 ноября 1968 года авиалайнер был передан в Московское транспортное управление ГА в Домодедово в 206 ЛО, где пролетал до 1976 года. Согласно поручения Совета Министров СССР 9813 от 18 июня 1976 года, 5 июля 1976 года Ту-114 был передан Министерству авиационной промышленности. Самолет эксплуатировался на ЖЛИиДБ Кб Туполева. Здесь на бывшем флагмане Аэрофлота проводили испытания пожарной сигнализации.
В 1979-1980 годах этот самолет совершил свой последний полет в Новгород, где совершил уникальную посадку на ВПП аэродрома Юрьево длиною 1320 метров. В Новгороде ходили городские легенды, что столь рискованную посадку на Ту-114 совершил легендарный летчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай, что не является истиной, так как он был отстранён от летной работы еще в конце 50х годов.
Ту-114 был поставлен, как памятник на площадке перед аэропортом. Внутри огромного фюзеляжа базировался Клуб Юных Техников. По воспоминаниям очевидцев у самолета по ночам в конце 80х годов одно время любила собираться молодежь на мотоциклах. Уже тогда в самолет постоянно проникали дети с целью посидеть в кабине. Кабина пилотов лишилась многих приборов на сувениры, но самолет выполнял свою роль, популяризировал гражданскую авиацию среди молодежи, украшая при этом город Новгород. Любопытном фактом является, что самолет был в старой ливрее.
К сожалению данный авиапамятник не сохранился и был уничтожен. Весной 1990 году самолет был сожжен неизвестными подростками. Фюзеляж Ту-114 под действием огня был разрушен на две части. Летом 1990 года разрушенный самолет убрали с глаз долой, утилизировав на лом. На этом грустная история бывшего флагмана Аэрофлота заканчивается...
(с) Юрий Дорошенко
|
</> |