ТРУСЫ И КРЕСТИКИ ГОРОДА КИЕВА
putnik1 — 29.12.2013Предельно жесткое по форме и острое по содержанию замечание дорогого Ника Перумова (здесь) спровоцировало длиннейшую, до болезненного острую дискуссию. Казалось бы, и речь-то о пустяке: проблемы Фэндома (конвенты, вопросы издания в России книг русскоязычных украинских фантастов, поддерживающих Майдан). Но реакция публики, - тех самых фантастов, а шире говоря, вообще тамошней "национально просветленной" русскоязычной интеллигенции, - оказалась такова, что тесные одежки "частного" лопнули с треском, обнажив очень серьезное "общее". Серьезное настолько, что не высказаться полагаю невозможным...
Прежде всего, думаю, следует отделить зеленое от мокрого.
Поскольку "проект У", - по крайней мере, на данный момент, - обладает всеми формальными признаками государственности, каждый его гражданин имеет полное право иметь те или иные политические взгляды, вплоть до нацистских, и свободно (в рамках, конечно, закона и этики) их высказывать. А конвенты любителей фантастики не являются мероприятиями политическими, и следовательно, никаких препятствий для участия в них кого бы то ни было, вне зависимости от его взглядов, быть не может.
Иное дело, каким может (должен) быть на таких мероприятиях, если они проходят в России, моральный климат для участников, по отношению к России объективно враждебных, - но этот фактор определяется не административными мерами, а уровнем зрелости российского общества. И если лицам, России объективно враждебным, посещать российские конвенты комфортно, это проблема говорит только о степени зрелости российского общества, одним из секторов которого является Фэндом.
С этим всё.
Что же до издания в России книг врагов (что бы они сами о себе ни думали) России, то...
Мне, откровенно говоря, писать об этом очень непросто. Хотя бы потому, что мое крайне жёсткое отношение к "Евромайдану" и всему, с ним сопряженному, ни для кого не секрет, а следовательно, любое критическое замечание может быть легко трактовано, как субъективное и недостойное доверия.
В связи с чем, вполне вероятно, я бы не рискнул писать на эту тему вообще, не приди мне нежданная помощь со, скажем так, "той стороны баррикады": некий русскоязычный киевский литератор женского пола, поддерживающий Майдан, справедливо увидев в замечании Ника наезд и на себя, решила отстаивать свою позицию, - и большое за это ей спасибо.
Это хорошая, даже очень хорошая печка.
Танцуя от неё, можно не растекаться мысию по древу.
Итак.
Никто не обязан быть семи пядей во лбу. Никто не обязан переть буром против бульдозера, и если единственное средство примириться с реальностью - плыть по течению, не брыкаясь, то есть, подсознательный "стокгольмский синдром", этого "кого-то" вряд ли следует судить строго. И:
- человек, безусловно, вправе не понимать, что "Евромайдан", как явление, всего лишь "сумма технологий", направленных не деиндивидуализацию личности и превращение её в монаду охлоса, действующую в рамках общего тренда, заказанного спонсорам проекта; человеку удобно быть "как все", подсознательно (в порядке внутренней самозащиты) "не слыша" про "москалей на ножи" и так далее; это элементарная аутопсихотерапия, и это не следует осуждать;
- человек, безусловно, вправе не понимать, что Боксер не "лучший из худших", а никто, подставная фигура вроде некоего Ющенко, выдвинутая теми же силами (правда, в слегка иной конфигурации), в тени которой (партийных-то списков он не читал) укрыты те же люди, что окружали Ющенко, и представляет "лучший из худших" ровно ту же политическую, - называя вещи своими именами, жестко антироссийскую, - линию; человеку удобно этого "не знать", и пусть ему;
- человек, безусловно, вправе не понимать, что вопрос о "президентстве" пана Тягнибока не стоит вообще; но сам факт официального пребывания его в "тройке лидеров" Майдана, - то есть, полной респектабилизации его идеологии, как и бесспорный факт "освящения" Майданом его сторонников, составляющих основу майданного актива, говорит о том, что победа "оппозиции" будет означать дальнейшее развитие и усугубление нацистских (а следовательно, и антироссийских) тенденций в государственной идеологии;
- и человек вправе не понимать, наконец, что тому же пан Тягнибоку, - неважно, любит его или не любит оккупированный и загаженный Киев, - в таких раскладах по элементарной логике процесса светит кресло министра внутренних дел, а пани Фарион портфель министра просвещения, и куда тогда пойдет этот самый "русскоязычный, но украински просветленный" человек со своим русским языком и русской школой для ребенка, хрен зна, - но человеку комфортно этого "не замечать", и вольному воля.
С другой стороны, homo sum, humani nihil a me alienum puto. Человеку, - если он, проживая на Украине, на свою беду русскоязычен и пишет фантастику (в частности), - хочется видеть свои книги изданными, хочется обсуждения, признания и гонораров, которые тем выше, чем шире признание, а реализовать это хотение он может только в России, где и книгоиздание развито на порядки выше, чем на Украине, и аудитория гораздо больше, и гонорары несравнимы с ничтожными украинскими. Это настолько понятно, что даже объяснять нет нужды, и пусть отсохнет рука у того, кто бросит в этого человека камень.
Короче говоря, все вопросы не к человеку.
Человек, сами видите, столкнувшись с тем, о чем предпочитает не думать, спрыгивает с темы.
Все вопросы к издателям.
Хочется этого кому-то или нет, книгоиздание, - это безусловно, - отражает идеологию государства.
Если своей идеологии нет, нет и проблемы: печатай кого угодно.
Но Россия -
Тогда, как минимум, должно (и даже следует) отказывать от дома врагам государства.
А равно и конформистам, поддерживающим врагов государства, во всех видах спонсирования и лоббирования.
В частности, и в издании их произведений.
Во всяком случае, если эти произведения, как бы мастерски они ни были выполнены, не представляют некоей непреходящей, на все времена культурной ценности. А в данном случае так оно и есть, ибо речь идет, в основном, о развлекательном жанре. И тем паче, что в туго набитых портфелях российских издательств процент произведений вышеописанных "человеков" исчезающе мал, так что отказ в публикации не нанесет издателям практически никакого экономического ущерба.
Иными словами, русскоязычным литераторам Украины, стоящим (вольно или невольно) на "национально просветленных" позициях либо поддерживающих националистический (ныне регрессирующий в нацизм, пока еще мягкий, но тенденция к ужесточению очевидна) дискурс, в самом деле, пришло время выбирать, снимать ли крестик или натягивать трусы, - и время предложить им сделать, наконец, этот неизбежный выбор, окончательно прибившись к тому или иному берегу, судя по всему, пришло.
Остается определить одно: критерии отбора.
То есть: принцип реализации отделения "овец" от "козлищ".
Здесь, думается, грубое давление, а тем более, шантаж категорически недопустимы.
На мой взгляд, издателям целесообразно было бы, - и надеюсь на ближайшем "Росконе" сделать доклад, развернув тему более детально, - ни в коем случае не углубляясь в политические нюансы, - тем паче, в детали симпатий к тем или иным персоналиям, - всего-навсего задавать подразумеваемым авторам один-единственный, но предельно важный вопрос: об отношении претендента на гонорар и славу к статусу русского языка на Украине.
Этого вполне достаточно.
Даже более чем.
И если да, то да.
А если нет, так нет.
Единственная проблема в том, что хрен они скажут правду...
|
</> |