Трудно вылезать из советской шинели
belan — 26.03.2024Советский ученый-гуманитарий был убежден, что чем больше он напишет всякой зауми, тем лучше. Это было на уровне инстинкта. При этом ему не приходило в голову, что желающих все это читать может не найтись. Об интересах читателя он не думал.
Я десятилетиями стараюсь избавиться от это привычки. В 2001 г. во втором издании моей книги я выкинул многое из того, что написал в 1993. В 2021 выкинул многое из того, что сохранил в 2001.
Просмотрел книгу сейчас, всего через три года, и понял, что опять многое сократил бы. Некоторые фрагменты сформулировал бы лаконичнее, уменьшив объем раз в пять. Другие просто убрал бы, т.к. чувствую, что ни у кого нет к ним интереса. Ребята из "Чата рисерчеров" такие объемы читать не станут, и правильно сделают.
Возможно, раздутость книги отчасти связана в внутренним спором с теми, кто зарубил ее в 1993 (Ядов, Маслова, Косолапов). Неосознанно хотел что-то им доказать. Глупо, конечно, но потребовались десятилетия, чтобы это понять.
Где-то у Флоренского я прочел, что схоластика кончилась не тогда, когда по ней били многопудовые заряды, а когда Декарт махнул на нее рукой и пошел свои путем. Если бы я поступил так же, было бы гораздо продуктивнее.
Но исправить ошибку мне, я думаю, уже не суждено. Сколько можно переиздавать одно и то же, пусть даже в улучшенном варианте. Расстроился.
|
</> |