Трудно быть богом

топ 100 блогов kirjach11.02.2011 В этом году на литературных курсах для поступающих у меня какие-то совершенно потрясающие дети: заставили с ними заниматься с ними даже 30 декабря, а мама одной - самой умной - девочки все время говорит что-нибудь вроде: «Вы для нас просто бог», «только не болейте, мы этого не переживем». Сашка эту девочку теперь так и называет: «Это та, которая «бог»?» Совершенно не знаю теперь, как ей в глаза смотреть, что делать с такой незваной любовью и верой в меня, потому что «Бог» все 4 года преподавания боится, как бы глупость какую не сморозить, как бы чего фатально не забыть, как бы ученики чего не знали лучше, чем я, особенно в области истории и географии. Еще есть ночной кошмар — что все запланированное расскажешь — и дальше рассказывать нечего, а надо 2,5 часа что-то с ними делать.

Правда, если дети умные и если тексты каждый год перечитывать, то в процессе, как от любого экстрима, начинаешь получать удовольствие, мысля цепляется за мыслю, какой-то даже артистизм в этом есть. Так меня учили в Университете: были лекции, на которых просто физически ощущалось движение мысли, и это был полёт. Для меня идеал преподавателя так и остался там — в «Большой Коммунистической».

А недавно вот меня попросили написать рецензию на «Зеленый шатер» Улицкой. Сначала про себя сомневалась: мол, баба не человек, женщина — не писатель. А потом оказалось, ничего, хороший роман. И такой там выведен учитель литературы... С одной стороны, очень старороссийский и литературоцентичный, а в чем-то даже советский тип (как в «Доживем до понедельника»). С другой стороны, вечный, конечно: всякие ситуации морального выбора они там обсуждали на уроках... И учитель этот как будто воочию видел взросление, пробуждение душ.

Я это прочитала и в какой-то момент меня прямо-таки прибило: ведь такой учитель, как в романе — и правда Бог, без шуток. А я-то куда лезу? Тем более в нашей стране русскую литературу преподавать... Я же никого не воспитываю, в душу ни к кому не лезу, даже мнения особенно не выспрашиваю. Тихо-мирно натаскиваю бедных детей на ЕГЭ, правда, на МГУ-шном уровне. Если начинаются размусоливания из серии кого там Катерина должна была бросить и т.п., выслушиваю иронично, говорю, что это уже программа Малахова у нас начинается. За что меня дети еще и любят? — даже удивилась, когда себя с тем, книжным учителем сравнила.

С другой стороны, я абсолютно убеждена, что с современными детьми если и обсуждать разнесчастные «морально-нравственные» проблемы, то делать это надо гораздо тоньше, чем в советских школах (даже идеализированных, киношных), и обязательно без фальши. А ничего детям не навязывать — уже огромный фактор влияния. Меня и моих знакомых из интеллигентных семей так родители и воспитывали — никогда ни к чему не принуждая и ничего не внушая, то есть видимость была такая, как будто и не воспитывали вовсе. Получается ли у меня — не знаю, но стараюсь.

Вот мы с детьми обсуждали, например, «Капитанскую дочку» и «калмыцкую сказку» Пугачева про орла и ворона: «Чем  триста  лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Ну я им и говорю, что Пугачев — образ не однозначный, не подлец, в отличие от Швабрина, у него какие-то свои представления о чести тоже есть. Да и по поводу «питаться падалью»... «Вот философия ХХ века, - говорю я, - такие вопросы на полном серьезе осмысляет. Кто сказал, что высшее счастье — прожить до 80 лет в спокойствии? Может, лучше все попробовать, прожить яркую, но короткую жизнь? Великие люди, как вы знаете, часто быстро сгорают. Я вас, разумеется, не призываю срочно снаркоманиться, пропиться и уйти в загул и вообще ни к чему, как всегда, не призываю. Но литература и философия, по крайней мере, явно имеют право помыслить об этом»... Ну и так далее.

Разумеется, не со всеми это работает. И вообще у меня дети уже взрослые, с ними можно уже как со студентами — как с нами в Университете говорили. 10-классники, правда, в отличие от 11-классников, на тему пугачевской притчи в последний раз начали со мной спорить какими-то школьными заученными клише. Интересно это всё. Жаль, что у меня педагогического образования нет и с маленькими я работать не умею.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я могу хоть весь год прогуливать, но в день рождения журнала (пять лет, да-с) меня сюда прямо заносит. Ничего себе традиция - каждый год в этот день заноситься в ЖЖ, хорошо, что хоть всякий раз новый по традиции не открываю. Интересный вопрос о том, кого куда заносит. Какая в этом может б ...
на Дейте: Хабаровчане организовали масштабную антирекламную кампанию Приморью Авария на Фукусиме, а также нападение акул на отдыхающих в крае существенно сократили турпоток на пляжи юга Приморья. Также это поспособствовали дальневосточные ...
За окном свадьба. Она вся в белом и в предвкушении брачной ночи, он, поморщившись, на скорую руку выпивает горькой из пластиковой рюмки, по-дружески налитой другом-свидетелем.Знаю их обоих: с ним пил, с ней, кхм, спал. Уверен, семейка получится, что ...
Итак, мы застряли в Кировограде на день. Погода вообще не способствовала прогулкам с фотоаппаратом и блогеры поспешили занять места у розеток и сесть за писанину. А поскольку на одного блогера приходится в среднем 4,5 девайса, которые надо почти каждый день заряжать, то на 5х блогеров нужн ...
У нас за стенкой какая-то несчастливая квартира. Нет, никто, слава Богу, там не умер, но за 11 лет ЧЕТВЁРТЫЕ соседи. Первые трое - молодые семьи с детьми, но к детям я спокойно отношусь - ну бегают, ну плачут, это естественно. Но, ЧСХ, все начинали обживаться с капитального ремонта. С ...