Трудно быть богом

топ 100 блогов kirjach11.02.2011 В этом году на литературных курсах для поступающих у меня какие-то совершенно потрясающие дети: заставили с ними заниматься с ними даже 30 декабря, а мама одной - самой умной - девочки все время говорит что-нибудь вроде: «Вы для нас просто бог», «только не болейте, мы этого не переживем». Сашка эту девочку теперь так и называет: «Это та, которая «бог»?» Совершенно не знаю теперь, как ей в глаза смотреть, что делать с такой незваной любовью и верой в меня, потому что «Бог» все 4 года преподавания боится, как бы глупость какую не сморозить, как бы чего фатально не забыть, как бы ученики чего не знали лучше, чем я, особенно в области истории и географии. Еще есть ночной кошмар — что все запланированное расскажешь — и дальше рассказывать нечего, а надо 2,5 часа что-то с ними делать.

Правда, если дети умные и если тексты каждый год перечитывать, то в процессе, как от любого экстрима, начинаешь получать удовольствие, мысля цепляется за мыслю, какой-то даже артистизм в этом есть. Так меня учили в Университете: были лекции, на которых просто физически ощущалось движение мысли, и это был полёт. Для меня идеал преподавателя так и остался там — в «Большой Коммунистической».

А недавно вот меня попросили написать рецензию на «Зеленый шатер» Улицкой. Сначала про себя сомневалась: мол, баба не человек, женщина — не писатель. А потом оказалось, ничего, хороший роман. И такой там выведен учитель литературы... С одной стороны, очень старороссийский и литературоцентичный, а в чем-то даже советский тип (как в «Доживем до понедельника»). С другой стороны, вечный, конечно: всякие ситуации морального выбора они там обсуждали на уроках... И учитель этот как будто воочию видел взросление, пробуждение душ.

Я это прочитала и в какой-то момент меня прямо-таки прибило: ведь такой учитель, как в романе — и правда Бог, без шуток. А я-то куда лезу? Тем более в нашей стране русскую литературу преподавать... Я же никого не воспитываю, в душу ни к кому не лезу, даже мнения особенно не выспрашиваю. Тихо-мирно натаскиваю бедных детей на ЕГЭ, правда, на МГУ-шном уровне. Если начинаются размусоливания из серии кого там Катерина должна была бросить и т.п., выслушиваю иронично, говорю, что это уже программа Малахова у нас начинается. За что меня дети еще и любят? — даже удивилась, когда себя с тем, книжным учителем сравнила.

С другой стороны, я абсолютно убеждена, что с современными детьми если и обсуждать разнесчастные «морально-нравственные» проблемы, то делать это надо гораздо тоньше, чем в советских школах (даже идеализированных, киношных), и обязательно без фальши. А ничего детям не навязывать — уже огромный фактор влияния. Меня и моих знакомых из интеллигентных семей так родители и воспитывали — никогда ни к чему не принуждая и ничего не внушая, то есть видимость была такая, как будто и не воспитывали вовсе. Получается ли у меня — не знаю, но стараюсь.

Вот мы с детьми обсуждали, например, «Капитанскую дочку» и «калмыцкую сказку» Пугачева про орла и ворона: «Чем  триста  лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Ну я им и говорю, что Пугачев — образ не однозначный, не подлец, в отличие от Швабрина, у него какие-то свои представления о чести тоже есть. Да и по поводу «питаться падалью»... «Вот философия ХХ века, - говорю я, - такие вопросы на полном серьезе осмысляет. Кто сказал, что высшее счастье — прожить до 80 лет в спокойствии? Может, лучше все попробовать, прожить яркую, но короткую жизнь? Великие люди, как вы знаете, часто быстро сгорают. Я вас, разумеется, не призываю срочно снаркоманиться, пропиться и уйти в загул и вообще ни к чему, как всегда, не призываю. Но литература и философия, по крайней мере, явно имеют право помыслить об этом»... Ну и так далее.

Разумеется, не со всеми это работает. И вообще у меня дети уже взрослые, с ними можно уже как со студентами — как с нами в Университете говорили. 10-классники, правда, в отличие от 11-классников, на тему пугачевской притчи в последний раз начали со мной спорить какими-то школьными заученными клише. Интересно это всё. Жаль, что у меня педагогического образования нет и с маленькими я работать не умею.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что я делаю щас, окромя того, что вот это: Не факт, что вам интересно будет. Но я попробую. Мне решительно скучно, посему вот. Но это только начало, так что ждитя... ЗЫ: я в курсе что дуракам и бабам полработы не показывают. Но вы же ...
1. Путешествия помогают понять красоту пространства и бесценность времени. И лишь сейчас понимаешь, что порой не все может зависеть только от твоего желания и возможности. Но все это временно и вскоре вновь наступят времена, когда можно сесть на самолет и полететь туда, куда так очень ...
26 октября, благодаря spbblog , мне удалось побывать на ледовом шоу Ильи Авербуха "15 лет успеха", которое прошло в Юбилейном. Юбилейное гала-шоу Авербуха «15 лет успеха» стартовало в феврале месяце этого года. Гастрольный тур охватил тридцать городов России. За 15 лет работы ...
с отоплением. И не возмущайтесь. На данной улице две школы и садик. А демография нынче сами знаете что. Садик летом отремонтировали, школу до сих пор мажут. Ну и, монополистам такая погода не ...
Многие люто ненавидят магазин на букву Э. Бывает обосновано. Но мне почему-то хочется их люто любить. Решил попробовать Автодок. Зареген у них на сайте уже стопицот лет, как они открылись в Питере. А тут и магазин их в удобном месте уже приличное время как открылся, что несомненно плюс. ...