Трубецкой
zloy_chief — 17.12.2025
«Что было в этой голове, когда Вы, с Вашим именем, с Вашей
фамилией, вошли в такое дело? Гвардии полковник! Князь Трубецкой!
Как Вам не стыдно быть вместе с такою дрянью! Ваша участь будет
ужасная!»
Именно с этими словами Император Николай I обратился к Сергею Петровичу Трубецкому на первом же его допросе. И как видно из биографий остальных "господ-декабрисов", он был прав.
Трубецкой - надо сказать, что в самом деле оказался в компании декабристов абсолютно случайно. Он также учился в Московском университете, который, впрочем так и не закончил. С 1808 года - прапорщик в гвардейском Семеновском полку. Участвовал в Войне 1812 года. Причем прошёл весь боевой путь от Бородино до Лейпцига, где был ранен в ногу. Был награжден двумя российскими орденами и одним прусским орденом, причём все награды были получены им исключительно за боевые заслуги. В 1820 году во время "происшествия" в Семеновском полку официально находился в отпуске. В этой связи он был единственным офицером полка, которому сохранили гвардейский чин. Однако, в связи с расформированием полка, Трубецкого назначили на должность дежурного офицера в 4-й пехотный корпус. В 1822 году ему присвоили чин полковника.
В личной жизни у него, в отличии от многих других декабристов, тоже было все просто алмазно. Супруга - дальняя родственница австрийского посла, к тому же богатая. Его армейская карьера складывалась просто блестяще, еще год-другой и Трубецкой вполне мог бы стать генералом. Собственно, по признаниям сослуживцев, он к пятидесяти годам вполне мог бы стать командующим одной из армий или помощником военного министра. Благо Трубецкой был умен, образован, имел громкую фамилию, боевой опыт, был еще относительно молод, но уже успел достичь на военной службе достаточно больших высот. Казалось бы жизнь удалась? Но нет.
После возвращения из заграничного похода русской армии, Трубецкой по тогдашней моде стал захаживать на сборища тогдашних "политических продвинутых" офицеров. Собственно - из всех декабристов он был одним из самых "старейших", с "революционным стажем" аж с 1816 года. Однако, особо на этих собраниях не витийствовал, как Рылеев, Пестель или юродивые Якушкин с Кюхельбеккером. Он больше слушал и поддакивал, не забывая потягивать винишко. Очень похоже что Трубецкой всерьез полагал, что до серьезных телодвижений вся эта застольная болтовня едва ли дойдет. Кстати, кроме сборищ будущих декабристов, он еще захаживал на собрания масонов. Явно делать нечего было гвардейскому офицеру в свободное от службы время...
Не насторожило его и то, когда его, как наиболее опытного военного деятеля, в 1824 году члены тайного общества без его ведома и согласия (!) избрали "диктатором" потенциального вооружённого восстания. Впоследствии, когда до Трубецкого наконец начнёт доходить, что дело все явно выходит за рамки обычной болтовни, он попытается "соскочить" со всей этой мутной темы - и попросится в командировку на Украину в ряды той самой Второй армии, где уже служили Пестель и Муравьев-Апостол. Однако, по его возвращению оттуда, Рылеев с компанией снова возьмут Трубецкого в оборот и отвертеться у него уже не получится.
Впрочем, принимать участие во всем этом гнилом мероприятии, да еще в такой сомнительной компании, Трубецкой не собирался. Весь день 25 декабря 1825 года он отсиживался на квартире своего свояка - посла Австрии Лебцельтерна, надеясь, что все обойдется. На Сенатскую площадь он разумно не пошел и считал что в самом худшем случае, все "восстание" ограничится обычными для гвардейцев хулиганскими выходками. Но своих "товарищей" Трубецкой явно недооценил. Увы, не обошлось. Более того, господа декабристы "сдали" его на первом же допросе. Через сутки после разгона "стояния на Сенатской" Трубецкой был арестован, доставлен в Петропавловскую крепость, где вскоре и состоялся вынесенный в самое начало его разговор с Николаем I.
Самое интересное, что все декабристы на допросах буквально все произошедшее "валили" именно на Трубецкого, всячески выгораживая себя и всячески минимизируя свою роль в произошедших событиях. Его же называли не иначе как "лидером" и "диктатором" восстания, фактически засовывая в петлю. Такие хорошие дружки оказались у героя Войны 1812 года, полковника и обладателя знаменитой дворянской фамилии.
Трубецкого изначально приговорили к смертной казни. То есть, висеть на эшафоте он должен вместе с другими пятью главными "карбонариями". Но в самый последний момент Николай I что-то понял или стал о чем-то догадываться. Все таки дураком этот Император точно не был. Трубецкому заменили смертную казнь на бессрочную каторгу. Потом скостили ее до двадцати, пятнадцати, десяти лет. С 1839 года жил на вольном поселении в Иркутской губернии. В 1856 году ему вернули все дворянские права и разрешили поселиться в Москве, где он и умер в 1859 году.
Собственно судьба Сергея Петровича Трубецкого - это яркий пример того, что участие даже в пустых "революционных" разговорах и посещение различных "тайных обществ" заговорщиков - даже если и не планировать впоследствии никакого участия в явно противозаконных действиях, искренне считая все происходящее "обычной болтовней", не приводит в финале ни к чему хорошему.
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Как у мамы в кармане II
Новогодье!
Тысячелетие величайшего Канона - основы, истока и золотого фонда медицинской
Теперь я точно знаю
Картография и псевдоистория
Все идет из России
Перелет во Вьетнам на остров Фокуок

