Тройка - это тройка... по любой шкале

В социологии, как и в маркетинге, на святой Руси часто применяют балльные оценки при изучении потребительских и социальных предпочтений. Вопрос лишь в том, какую шкалу использовать, имея дело с нашим малопродвинутым населением. Тут есть, можно сказать, две основные "школы".
Первая, назовем ее "консерваторы", придерживаются классики и оттого предлагают испытуемым пользоваться школьной 5-балльной шкалой оценок. Вторые, назовем их "западники", шарахаются от "пятерок" и "двоек" как черт от ладана, и потому настаивают на применении, как им кажется, более подробной и более "цивилизованной" 10-балльной шкалы.
У "школьной" системы есть одно неоспоримое преимущество - она интуитивно понятна всем, даже рабочим, едва-едва осилившим 8 классов. Все равно - в школе-то все учились! Помимо этого, "школьная" претендует и на соразмерность: опять-таки - все учились в школе, поэтому разницу между, скажем, "тройкой" и "четверкой" все чувствуют не просто хорошо, но и, как можно ожидать, примерно похожим образом (а это ведь вообще главная ахиллесова пята всех качественных сравнений: никто ведь точно не понимает, каково на самом деле расстояние между баллами)
Примеров применения балльных оценок в исследованиях тьма: ну, скажем, группу потребителей просят оценить разновидности какого-нибудь нового напитка по "приятности вкуса". Образцам А и Б каждый ставит оценку - потом напрашивается идея как-то эти оценки сравнивать, искать моды, медианы...
А возражения против "школьной" 5-балльной системы тоже стандартны: главное - говорят, что выбор оценок очень маленький и недостаточный; указывают, что "на самом деле" в "пятибалльной системе" оценок даже не 5, а и вовсе 4, так как "кол" все равно почти никто никогда не ставит... В общем, поэтому в последнее время модно заставлять испытуемых в России пользоваться все ж 10-балльной шкалой, как, типа, "более объективной".
Я на фокус-группах шалю и предлагаю участникам то так, то эдак. То 5-балльную, то 10-балльную. Люди гибкие, соглашаются и на то, и на другое. А я, следя и анализируя их ответы, в какой-то момент обнаружил интереснейший парадокс: оказывается, если человек оценивает нечто на "тройку", то НЕВАЖНО, по какой шкале он это делал - по "школьной" или по "10-балльной": это все равно будет ОДНА И ТА ЖЕ ОЦЕНКА!!
К примеру, один оценил напиток на "3 балла" по 5-балльной, а другой оценил напиток на те же "3 балла", но по 10-балльной. Эти оценки РАВНЫ! Причем это истинно только для "тройки", для всех других цифр - нет.
Вы скажете, что это очевидная чушь и этого не может быть? Что "3" по 5-балльной и "3" по 10-балльной очевидно не равны? А я докажу это равенство! Для этого достаточно всего лишь в полной мере представлять себе, какова В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ "школьная 5-балльная система", как она сложилась в головах советских и постсоветских людей.
Давайте соорудим элементарную таблицу соответствия:
Пятибалльная........................Десятибалльная
5+ (пять с плюсом).........................10
5..........................................................9
5- (пять с минусом) ........................8
4+ (четыре с плюсом) .....................7
4..........................................................6
4- (четыре с минусом) ......................5
3+ (три с плюсом) ..........................4
3..........................................................3
3- (три с минусом) ........................ 2
2..........................................................1
Как видим, наблюдается полное соответствие шкал! И даже в "выбросах": когда человек, оперирующий 5-балльной шкалой, хочет сказать, что нечто настолько плохо, что находится за пределами шкалы, он ставит "единицу"; работающий в 10-балльной в аналогичном случае ставит "ноль".
Попросту говоря, мы видим, что ничего "передового" в переходе на 10-балльную шкалу оценки нет; на самом деле старая советская "пятибаллка" по сути является 10-балльной! Эти шкалы идентичны.
И как-то очень символична роль "тройки": не зря ведь троечники - это, как известно, соль земли русской! Теперь мы знаем, почему: вопреки всем законам арифметики, "тройка" волшебным образом остается тройкой всегда - даже тогда, когда мы пытаемся уйти от старой системы измерения...
|
</> |