Тропик Рака
holsten_cska — 05.10.2012Тёплая осенняя погода, повсюду золотые листья. Что может быть прекрасней начала октября? Прогуливался я сегодня утром по городу и совершенно случайно заглянул в морг. По пути оказалось. Ниже будет пара фотографий оттуда, но без фанатизма.
Вообще, я несколько не об этом. Я о книге, которая в своё время произвела на меня огромное впечатление и до сих пор оказывает влияние на моё мировоззрение. Величайшее произведение двадцатого века - "Тропик Рака" Генри Миллера.
Возвращался на автобусе домой, читал книгу. Как раз таки «Тропик Рака». Рядом со мной прижопилась толстая тётка с двумя здоровенными пакетами в руках. Она была такой объёмной, что чуть не вдавила меня в стекло. Минут через пятнадцать тётка слиняла, и её место оказалось свободным. На задней площадке автобуса стояли три девушки. Я сидел к ним лицом, слышал как они о чём-то хихикали, чувствовал что они смотрят на меня, но глаз от книги, тем не менее, не отводил. Спустя несколько мгновения одна из них садится рядом со мной. Две другие остаются стоять на прежнем месте, продолжая тихонечко смеяться. Я читаю, но концентрация теряется. Вижу боковым зрением, что она тоже читает. Причём весьма демонстративно это делает, склонив на бок голову, почти касаясь меня. Хочется посмотреть, как она выглядит. Чувствую её дыхание, вижу край её тёмно-синей куртки, но интересно взглянуть именно на лицо. Мне уже, можно сказать, не читается. Почти машинально переворачиваю странницу… Трёхсотая странница. Трёхсотая странница «Тропика Рака» издательства «АСТ»… Какой же развесёлый феерический пиздец был на ней изложен…
Я хочу написать о книге, которая очень значимо повлияла на мою жизнь. Сказать, что она её изменила, было бы преувеличением. Хотя отчасти это именно так. Свои буквы я буду сопровождать фотографиями, никаким боком с текстом не связанными. Просто мне сегодня захотелось погулять в парке кардиологического санатория, где раньше располагалась усадьба фабриканта Асеева. Одно из немногих мест города, которое я люблю. Тихо, не многолюдно, красиво. Всё остальное, по большей части, слишком уныло и уже порядком осточертело мне, за восемь то лет.
Я уже точно не помню, что именно подвигло меня купить «Тропик Рака». Ведь в книжный магазин пришёл, кажется, за «451 градус по Фарингейту» Рэя Бредбери. О Генри Миллере я тогда практически ничего не знал, краем уха только что-то слышал, не более. И вот мне случайно попадается под руку «Тропик Рака». Роман, который в своё время был запрещён в США за безнравственность. Я пролистал несколько странниц, и что-то внутри, на уровне подсознания, кольнуло, будто это именно то – в чём я нуждаюсь. Поэтому на старину Брэдбери был положен болт и из книжного магазина я вышел с совсем другой книгой, нежели той, за которой я, собственно, и приходил.
Привычка читать в общественном транспорте появилась у меня в Москве. Обычно дело обстояло так: я доходил пешком за сорок минут из Очаково до Юго-Западной, нырял в метро и проезжал почти всю красную ветку, до Преображенской площади. Там, кстати, рядом ещё монастырь есть, вокруг которого расположено старое кладбище. Один раз я туда случайно забрёл. Сейчас на этом кладбище, как я понял, хоронят в основном только богатых жителей столицы. Старинные дореволюционные могилы переплетаются с помпезными гранитными изваяниями, посвящённым разным криминальным авторитетам, погибшим в бандитских разборках девяностых. Прямо по центру кладбища – огромная гранитная плита с изображением двух типичных «братков» того времени. Я потом её часто видел на разных демотиваторах, стебущих ту эпоху. Но не суть.
«Тропик Рака» - во многом автобиографический роман. Подобный жанр всегда привлекал меня сильнее других. Он казался мне наиболее правдивым, чистым, откровенным, реально отображающим то или иное время. «Тропик Рака» - это пронзительная исповедь человеческой души, пусть и выраженная весьма «экстравагантными» средствами. Достаточно точно, на мой взгляд, о романе отозвался американский критик Эдмунд Уилсон: «тон книги, несомненно, низкий; Топик Рака, фактически, с точки зрения как происходящего, так и языка, которым это передано, это низшая книга из всей достойной литературы, которую я могу вспомнить… есть странная приятность в характере и стиле погружения в композицию, даже когда она отвратительна и утомительна».
А вот, собственно, и сам дом Асеева.
Находится в весьма плачевном состоянии...
Некоторые мои знакомые говорят, что бывали там внутри, хоть это и запрещено, однако раньше можно было где-то как-то пролезть.
В Тамбове в общественном транспорте редко когда увидишь кого-нибудь с книгой в руках. Провинциальный менталитет и маленькие расстояния, не до чтения, в общем.
Ну и вот, садится ко мне эта девушка, пялится в книгу. Я переворачиваю на эту самую трёхсотую странницу, а там небольшой отрывок в стихотворной форме, который волей-неволей бросается в глаза первым делом.
«Они приняли меня чрезвычайно радушно, даже слишком радушно, как мне показалось. Я не мог понять, что это значит. В столовую входили всё новые и новые люди, и меня передавали дальше и дальше, представляя вновь пришедшим. Вдруг они окружили меня тесным кольцом, наполнили стаканы и запели:
Однажды вечером – извилист мысли путь! –
Пришла идея: висельнику вдуть.
Клянусь Цирцеей – тяжкая езда:
Повешенный качается, мудак,
Пришлось ебать его, подпрыгивая в такт.
Клянусь Цирцеей – вечно всё не так!
Ебаться в узкое подобие пизды –
Клянусь Цирцеей – хрен сотрёшь до дыр.
Ебать же непомерную лохань –
Он скачет в закоулках, как блоха!
Дрочить вручную – нудная труха.
Клянусь Цирцеей, вечно жизнь плоха
Когда они закончили, наш Квазимодо объявил, что обед подан».
- А что это за книжка? - спрашивает у меня сидящая рядом девушка, еле сдерживающая смех.
Вот, наконец, я и увидел её лицо. Так себе. Но это не важно. Я ведь как бы тоже не Ален Дэлон ни разу.
Я показываю ей обложку, дабы она сама смогла улицезреть "что это за книжка". Начинаем с ней разговаривать. В голове у неё, судя по всему, пусто. Говорит, мол, тоже купит "эту книжку". На что я отвечаю - зачем же покупать? Я ведь её почти уже дочитал, могу дать через пару дней (типа как бы одновременно намёк на более тесное знакомство). А она - нет, я сама куплю. На следующей остановке вышла, вместе со своими подружками. Помахала мне в окошко ручкой, поулыбалась. Чего хотела ? Не понятно. Тупая пизда какая-то. Я продолжил читать дальше.
У одного моего знакомого есть "Майн кампф" в русском переводе. Я вот уже несколько лет уламываю его дать мне почитать, но ни в какую. Типа слишком эксклюзивное чтиво. Мне вот представилось, еду я в троллейбусе и читаю эпический труд Адольфа Гитлера. А кругом люди.. Тамбовчане... Это ж сколько глумов и угаров может произойти?
А вот этот дуб, говорят, ровесник Тамбова. Типа почти четыреста лет ему.
Так вышло, что "Тропик Рака" я читал в достаточно сложный для себя жизненный период. Меня отчислили из института, военкомат хотел от меня секса, в личной жизни произошло очень негативное событие, последствия которого я ощущаю до сих пор и, думаю, буду ощущать ещё долго. Эта книга определённо мне помогла. Изменилось отношение ко многим вещам. Читая её я постоянно приходил к мысли: "чёрт, а я ведь тоже об этом думал. Думал, но не мог выразить словами".
Ах да, я кажется морг обещал?
После прогулки у дома Асеева, я отправился на остановку. По пути была больница Архиепископа Луки.
Морг находился как раз при ней. Раньше там располагался очень интересный музей, прозванный в простонародье "Музеем греха". Что-то типа питерской Кунсткамеры. Разные уродцы в банках и прочие фрагменты человеческих тел. Сейчас музей переехал в здание университета, в котором я когда-то учился.
Как я уже сказал выше, ничего особенного. Трупов не ждите :)
Прочитав "Тропик Рака" я был настолько потрясён и воодушевлён это книгой, что стал советовать её почти всем своим друзьям, без разбора. Зря. Как оказалось, практически никому она не понравилось. Лишь только один М. (наркоман и сатанист) высказался о ней положительно: "приятно читать людей, которые думают также, как и я". Это именно у него я всё выпрашиваю самую популярную книгу Германии тридцатых годов двадцатого века. Но он не даёт, сволочь!
Прекрасный осенний день. Завтра вроде как будет ещё теплее. Завтра я напьюсь два раза. Или один. На природе.
«Я должен был очистить организм от яда. Я выплеснул его в свои книги» (с) Генри Миллер.