Троицкая линия. Кошмар архитектора. Часть 3
loader_blog — 13.09.2025
В то время, как вступают в строй очередные станции нового участка Троицкой линии московского метрополитена, о которых написал в предыдущих частях, сегодня продолжим обзор следующих действующих станций линии.
«Новаторская»

«Новаторская», пересадочная на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии. Станция колонная трёхпролётная мелкого заложения, как две других, которые сегодня будут в моём обзоре. В южном торце была запроектирована пересадка в западный торец станции БКЛ, а посередине платформ станций — лестничные сходы, приводящие в общий пересадочный вестибюль. То есть, у пассажира для пересадки есть два варианта — короткий и длинный. Общий вестибюль имел в проекте сначала два выхода (№3 и №6) по обеим сторонам улицы Новаторов у перекрёстка её с Ленинским проспектом. Затем в проект добавили интеграцию с существовавшим подземным пешеходным переходом под Ленинским проспектом. После его перестройки появились выходы №4-5.

Что касается северного вестибюля станции «Новаторская» Троицкой линии, то его количество выходов менялось в процессе проектирования. Изначально было предложено два выхода по двум сторонам Ленинского проспекта южнее перекрёстка его с улицами Кравченко и Академика Пилюгина, реализован был лишь один (№7). Затем проектировщики вспомнили про реконструкцию Ленинского проспекта и эстакаду по основному ходу, которая вынудила сдвинуть выход на чётную сторону проспекта с помощью коридора ближе к перекрёстку с улицами Кравченко и Академика Пилюгина. Этот выход в итоге открылся как №8. А вот условный выход №9 на чётную сторону с коридором под улицей Кравченко так реализован и не был.


Выше и ниже я привожу рендеры эстакады по основному ходу Ленинского проспекта, которая может появиться здесь в рамках будущей реконструкции. Скорее всего, именно из-за неё у северного вестибюля «Новаторской» такая странная конфигурация выходов. Видимо, места под опоры эстакады уже тут зарезервированы, поэтому понадобился длинный коридор к выходу №8.


Рассмотрим архитектурное решение станции. Благо, оно не менялось, но есть нюанс. Аавторы — архитекторы А.Л. Вигдоров, С.В. Каретников.



Давайте сравним с тем, что получилось по фото
bluesmaker. По-моему, отдела
потолка немного другая (без металлической текстуры), разбивка на
квадраты у панелей на потолке и путевых стенах — тоже. Да и
цветовые акценты ярко-оранжевого цвета вместо рыже-жёлтого или
бронзового.


Тут надо отметить, что в какой-то момент платформенную часть предложено было оформить как на следующих рендерах, разместив на платформе ряд авангардных фигур в качестве цветовых акцентов:



Но тогда посчитали, что решение слишком уж смелое для московского метро, а может быть, взмолились эксплуатационные службы (им нужно было бы всю эту красоту мыть постоянно). Вернёмся к реализованному проекту. Ниже на рендерах общий вестибюль двух станций с кассовым залом. Для станции Троицкой линии это южный вестибюль, для станции Большой Кольцевой — западный. Слева коридор к сходам на платформу последней, прямо коридор к выходам №3-6, справа — продолжение коридора к эскалаторам, ведущим к сходам на платформу радиальной станции.


Построен был общий вестибюль на рендеры очень похожим:


Что касается павильонов выходов, то они эволюционировали в ходе работы над проектом станции. Ниже вы можете видеть первый вариант и второй, что был реализован с изменениями. За основу были взяты типовые павильоны, которые применялись на станциях Некрасовской, Большой Кольцевой линий.



«Университет Дружбы народов»

Станция «Университет Дружбы народов» носила проектное название
«Улица Академика Опарина» и имела в изначальном виде два вестибюля
— западный с тремя выходами по обе стороны этой улицы и восточный с
двумя выходами к перекрёстку с улицей Миклухо-Маклая. Позднее
западный вестибюль стал эвакуационным выходом, но и это ещё не вся
«оптимизация», которая здесь произошла. Второй выход восточного
вестибюля, который должен был вести на нечётную сторону улицы
Академика Опарина, тоже не был построен. Тут вместо него сейчас
эвакуационная лестница, совмещённая с вентшахтой. А чтобы построить
выход №2, нужно проложить коридор под чётной стороной улицы к
территории владения №16/10 по улице Миклухо-Маклая. Ниже фото
задела под этот выход, сделанное
rajon_pride.


Перейдём к рассмотрению архитектурного оформления. Его авторы Вигдоров А.Л., Каретников С.В., Папоротская Е.В., Чигвинцева Е.Л.



Реализация платформенной части практически полностью совпадает с тем, что показано на рендерах. Разве что, на картинках станция смотрится светлее, да вентрешётки другие. Название станции на более поздних изображениях показали не тем шрифтом, которым писали изначально, но в реализацию пошёл набор полностью большими буквами, как на первом рендере. Можно ещё отметить, что цоколь колонн планировался более массивным, а реально он стал почти символическим (что плохо при уборке станции).


Отмечу, что для «Университета Дружбы народов» тоже предлагали смелую концепцию оформления платформы, которая не была принята. Для других станций мне на попадались такие рендеры, но они вполне могут быть, так как линию проектировали в одно время от «Новаторской» до «Новомосковской».

Над эскалаторным наклоном единственного вестибюля станции (восточного) находится мозаичное панно. Его автор, предположительно, художник Максим Козлов, лауреат Архитектурной премии Москвы в 2023-м году за работу над мозаиками станции «Нагатинский затон» Большой Кольцевой линии. Ниже на рендере другая картинка и под ней присутствует название станции, далее фото этого места в реальности.


Кассовый зал единственного вестибюля. Подземного, кстати (все
станции в этом посте имеют только подземные вестибюли). По-моему,
на рендере цвет панелей отделки у касс был более яркий. Ниже два
фото
rajon_pride.



В подземном пешеходном переходе, соединяющем единственный выход и единственный вестибюль станции, размещено ещё одно мозаичное панно. Вот оно точно авторства М. Козлова. Дам слово автору станции А.Л. Вигдорову:
– Да, она проектировалась как станция имени академика Опарина. Он был биологом, в цветовом оформлении мы выбрали зеленый и синий, цвета неба и растительности. Узнав о переименовании, мы на встрече в университете выяснили, что корпоративные цвета вуза – синий, белый, зеленый и немного красного. Совпадение обрадовало. Бело-красные акценты решили добавить с помощью мозаичного панно – на одном узнаваемые силуэты столиц мира, а над эскалатором сюжет из серии «дружба народов»: улыбающиеся молодые люди разных национальностей.


Наконец, рендер павильона входа. Здесь он типовой, такой же как и у ранее рассмотренной «Новаторской». Могу ошибаться, но кажется, что авторы тут предлагали покрасить рейки отделки козырька крыши. Ну, а ещё не учли, как и на «Новаторской», что нужно обогрев входной зоны сделать. Теперь вместо внутренней системы обогрева ступеньки висят инфра-красные излучатели.


«Генерала Тюленева»

Ещё одна станция-жертва «кастрации» ради сокращения расходов и сроков строительства — «Генерала Тюленева». Изначально планировалось, что она получит два вестибюля — западный с выходами к улице Генерала Тюленева и восточный с выходами к ней же и к улице Тёплый Стан.

Сначала из проекта исключили южные выходы на обоих вестибюлях, затем западный стал эвакуационным, а восточный лишился подземного перехода под улицей Тёплый Стан и выходов на её чётную сторону. Ниже фото задела для строительства этого перехода.


Давайте посмотрим на рендеры платформенной части. Первый более ранний, остальные два появились позднее. Кроме табличек и небольшого отличия в цветовой гамме, я тут не нашёл каких-то изменений в проекте. Не нашёл, кто автор проекта. Скорее всего, тоже коллектив под руководством А.Л. Вигдорова



По реализации всё очень похоже на рендер. Разве что, полосы на гранитном полу вместо серых чёрные, а на потолке и одной из путевых стен не бежевые, а бронзовые. Да, здесь разный рисунок на двух путевых стенах.


Над эскалаторным наклоном в вестибюле установлено панно, посвящённое Великой Отечественной войне и генералу Ивану Тюленеву, героем которой он был и именем которого названа близлежащая улица. В изначальной задумке тут была зеркальная стена с нанесённым изображением портрета генерала. Что касается остального антуража, всё довольно похоже на рендер, отличия как на платформе: серые полосы гранита на полу вместо чёрных, немного другой цвет панелей на потолке. Ещё можно отметить реечные вставки на потолке, они тут тоже появились, как и на платформе, но серого цвета.


Ниже ещё сравнение реализации вестибюля с рендером:


А вот на этот рендер не нашёл похожего фото, это вид от маятниковых дверей входа из подуличного перехода в единственный вестибюль (западный). Окно в торце это комната полиции, а кассовый блок вынесен в переход. Кстати, из перехода также можно увидеть панно, это прозрачная стена в переходе.

|
|
</> |
Зажать и присосаться: сравниваем эффективность механических и вакуумных захватов
Сногсшибательное
Богиня ночи
Настроение осень
Театр Vertumn. Бродский
на СВЯЗИ
Началось: синостов выпиливают везде
Складничок с полезными прибамбасами
Октябрь уж наступил,

