ТРОЦКОГО НЕ ЖАЛКО, А ИСТОРИЮ - ДА

топ 100 блогов mihailgurevitch12.11.2017 Я изначально не люблю ни Троцкого, ни вообще революцию, ни вообще революции – и сериалы наши тоже не люблю. Посему задавать мне вопрос – понравился ли мне фильм? – бессмысленно. Вот кабы двумя годами раньше спросили – а стоит ли его снимать…
Но нас же не спрашивают. Им же надо бюджет осваивать. Тем более – к такой дате.

ТРОЦКОГО НЕ ЖАЛКО, А ИСТОРИЮ - ДА
Те, кто приложил руку, говорили, что хотели показать «яркую, кровавую и сексуальную» фигуру, а исторической точности сознательно не придерживались.
Что ж – тут не обманули.
Именно из-за декларированной «сексуальности» я выбрал именно «Троцкого», а не шедший в то же время по другому каналу сериал про другого вождя. Тоже восемь серий – но не так игриво, хотя главный герой монахом тоже не был. А Троцкий – так тот и с Фрейдом пообщаться сподобился.
В какой-то мере и начинается фильм по-фрейдистски эротично. Бронепоезд Троцкого горячим чёрным червём вгрызается в снежную толщу России. В поезде едет и Лариса Рейснер. Самыми откровенными секундами, бывшими в анонсе, при показе пожертвовали. Даже сам анонс подкорректировали. Но в Сети можно первозданный вариант. А в отредактированном ролике провокативные слова Рейснер наложены на кадры кокаинистской вечеринки времён европейской эмиграции главного героя. Наркота «безопаснее» секса? Ну-ну. А чего испугались? «Матильдой» ушибленные? Так ведь не Государь император в кадре, «волны возмущений» не будет. Троцкий и Рейснер – те не испугались бы.
ТРОЦКОГО НЕ ЖАЛКО, А ИСТОРИЮ - ДА
Рейснер читает попутчику стихи Гумилёва. Логично. Если Рейснер – то Гумилёва. И это уже было. В «Оптимистической трагедии», пьесе из советской хрестоматии, шедшей во всех театрах, кроме кукольных.
«Комиссар. Тех, кто, «бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвёт пистолет, так что золото сыплется с кружев, с розоватых брабантских манжет». Так?
Командир (задетый). Очень любопытно, что вы наизусть знаете Гумилёва…»
А чего удивляться?
Знаем же, с кого Комиссара писали.
 Логично и предсказуемо.
Большинство биографических фильмов – тоже предсказуемы. Строятся по нехитрой схеме – иллюстрируют хронологию чьей-то жизни. События не всегда идут в строгой очерёдности – как и в этой ленте. Америку не открыли – но всё же позанятнее вышло. И иные «находки» есть – как, например, постоянные беседы Троцкого с призраками. Обвинительными галлюцинациями являются ему то Фрейд, то Ленин, то родной отец. Правда,  и эти находки давно найдены. Герой хуциевского «Мне двадцать лет» встречается с давно погибшим отцом, а из недавнего можно вспомнить байопик «Жизнь и смерть Питера Селлерса» (Селлерса и его призраков играл Джеффри Раш, чуть ранее ставший Троцким в «Фриде»). С точки зрения кинематографии, монтажа – тоже ест попытки уйти от телевизионного среднего уровня. Но всё равно в основе – старая схема. И очень наглядная –  интервьюирующий старого Троцкого фальшивый журналист (и будущий убийца) начинает каждую серию: «Поговорим о Брестском мире», «Поговорим о Щастном».
А вот самый интересный момент оказался упущенным. Когда произошёл перелом в Троцком? Когда в безжалостном адепте мировой революции, давившем всех своим бронепоездом, шевельнулось что-то человеческое – и он сделать попытку пожалеть? Пожалеть голодающее Поволжье, арестованных профессоров, того же Гумилёва и Блока (поэтов спасти, увы, не успел). Тогда, когда ему на триумфальный митинг еле-еле собрали полтора десятка запуганных до полного безразличия местных жителей? Тут могли бы и чётче, выпуклее сделать.
Ну а про не внутреннюю, а внешнюю, всем явную историю уже говорилось – «сознательно не придерживались», «допускали вольности».
Троцкий и Скалон едут в Брест-Литовск в одном купе. В действительности Троцкий присоединился к мирным переговорам уже после самоубийства генерала. Но киношный Скалон эффектно стреляет себе в висок на глазах у главного героя. Перед этим наводил ствол на него – не смог. И в том самом купе – тоже не смог.
Не у одного Скалона не вышло прикончить многосерийного пламенного революционера. Не получилось это у дореволюционных провокаторов, не получилось у послереволюционных кронштадтских матросов. А получилось только у … самого Троцкого. В финальной сцене он, уже зная, что проникший к нему в дом журналист фальшив, сознательно злит собеседника, провоцирует, лупит по нему тростью – как будто дразнит ту самую змею, о которой говорил раньше, – и тот в конце концов хватается за висящий на стене ледоруб. Сам ускорил неизбежное. Сам помог выполнить сталинское задание. Хотя реальный Меркадер принёс ледоруб под плащом и ударил сидящего Троцкого сзади.
Да и с датой тут напутали. То есть – «допустили вольность». Не 21 августа дело было, а 20. Раненый Троцкий прожил ещё сутки. Допустим, фактическое самоубийство киношного Троцкого – такой вот сценарный ход. Но дату-то зачем менять?
Тем более, что даты у Троцкого – очень правильные. Родился 25 октября (7 ноября). Да, в свой день рождения революцию подгадал. Вернее – подтянул. Это тоже можно было ярче подать. Ну а покинул наш мир 21 августа. Именно в этот день – в 1991 году – перестала существовать советская власть. Всё сходится. Отождествлял себя с революцией – и доотождествлялся.
ТРОЦКОГО НЕ ЖАЛКО, А ИСТОРИЮ - ДА
Да, кино – это кино, искусство, вымысел, фантазия, а не документ, не протокол, не стенограмма. «История – это гвоздь, на который я вешаю свои сюжеты». Автору этих строк удавалось создать вполне качественное развлечение, на звание серьёзного историка он и не претендовал. Но показанный к юбилею важнейшего – какой знак ни поставь – исторического события сериал – он же не только развлечение? Хотя главного героя, признаются создатели, подавали как харизматичного рокера в кожанке.
Что к этому событию, к революции привело? Что двигало этими бунтарями? Неудовлетворённое либидо? Непомерное тщеславие? Зависть? Глупость? Или и впрямь какие-то идеалы? Сто лет прошло – а все ответы не найдены. Поиск тоже важен – но когда он сопровождается явными расхождениями с непреложными фактами – в результат заранее не веришь.
Искусство искусством, но… Как понять – где «сценарные задумки», а где просто небрежность? Где сознательная вольность – а где сознательная фальсификация?
А я не все нестыковки и «ляпы» назвал. Уже молчу про подчас абсолютное портретное несоответствие исторических персон их экранным воплощениям, про то, что не весь современный маникюр убрали, про топорно сработанные якобы исторические газеты. Неужто бюджета не хватило?
ТРОЦКОГО НЕ ЖАЛКО, А ИСТОРИЮ - ДА
ТРОЦКОГО НЕ ЖАЛКО, А ИСТОРИЮ - ДА
Я журналист -  и халтурка с газетами меня особенно удручает.
Найдите десять отличий.

ТРОЦКОГО НЕ ЖАЛКО, А ИСТОРИЮ - ДА
Это руки крестьянки времён гражданской войны?
Снова вспомню купе с Троцким и Скалоном. С Хабенским и Безруковым. В первый раз Хабенский стал Троцким в «Есенине».
ТРОЦКОГО НЕ ЖАЛКО, А ИСТОРИЮ - ДА
С тех Хабенский и Безруков играли вместе в «Иронии судьбы – 2», в «Адмирале». Там партнёршей Хабенского была ещё и Боярская, которой здесь нет – но есть её муж, как раз Меркадера играет. Так что его взмах ледорубом можно расценить как воздаяние.
Ещё про семейственность. Забавно, что жену Троцкого играет актриса, которая в действительности является супругой актёра, играющего Ленина. Верно говорили – у большевичков женщины общие.
А Гармаш повторяется. Начальник тюрьмы объясняет юному смутьяну, что никакой свободы давать народу нельзя. У меня было стойкое дежа вю – но я быстро вспомнил, что года два назад он играл милиционера, который вот так же сидел напротив молодого Довлатова и вот так же втолковывал, что «дай нам свободу – мы друг друга переубиваем». Ничего не меняется.
Я уже говорил – на Троцкого и прочую красную братию мне наплевать. Предлагаю ещё на сто лет о нём забыть. Я бы и за кино о нём не переживал, но… Это всё-таки история, наша история. Не нравится мне, когда её вот так… произвольно. То ли к дате, то ли ради прибыли. И не в одном же «Троцком» историю переформатируют. А видишь, что в продюсерах тот, кто не первое десятилетие является символом дурновкусия…
Я когда-то, ещё в середине девяностых писал, что журналистикой не может заниматься всякий. Буквы знать – этого ещё недостаточно. Вот и кино – историческое – не всем за него браться позволительно. За хохмачество всякое – ещё ладно. Но не за историю.

Михаил ГУРЕВИЧ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На 12 день существования у Муркиных котят открылись глаза и уже точно стало понятно, что оба новорожденных коты. Первого решили оставить себе, а второго кому-нибудь отдадим. Отличать их просто: у "нашего" нос черный - у "не нашего" розовый. 2. Не наш. 3. Наш. Башку ему ...
тут всё просто — Русь возвращает себе исконно наш Туркестан из под сионо-библейского ига. За годы, прошедшие с развала СССР вислозадый назарбай потихоньку распродал за 30 шекелей НАШ Туркестан сионо-библейцам. Нефтегаз перешёл в ручонки гавнобритано-пендосо-лягушатников, Наш Уран ушёл ...
Раскопки в древнем городе Блаундус , которые проводят специалисты кафедры археологии Университета Ушака под руководством профессора Бирола Кана (Birol Can), идут уже много лет. В этом году исследователи объявили о находке сразу нескольких сотен гробниц, высеченных в скалах и ...
Решил собрать воедино все свои идеи относительно совершенствования проекта ФЗ "Об образовании". Предложения по проекту Федерального закона «Об образовании» следующие: I . В статьи Проекта ФЗ «Об образовании», регулирующие общие положения ...
Еще один пример того, почему нельзя употреблять "не". Взглянул на экран обновления скайп, взгляд начал распознавать текст с правого края и удивился, увидев "много времени", мгновение спустя глаза добежали до левого края и увидели "не", но эмоция уже проскочила. Нехорошо, товарищи из Скайп ...