
Трилогия Крестовского, или Не только "Петербургские трущобы"


Между тем, у Крестовского есть весьма любопытная книга, в которой действуют герои самого разного положения. Это трилогия, которая имеет условное название "Жид идет", состоящая из романов "Тьма египетская", "Тамара Бендавид" и "Торжество Ваала". Героиня ее, Тамара Бендавид, - иудейка, которая приняла христианство и стала сначала сестрой милосердия, а потом - учительницей.

Эту книгу обвиняли и обвиняют в антисемитизме. Это не совсем верно. Тамара тоже еврейка, но этот образ описан исключительно белыми красками, да и ее мачеха показана вполне привлекательно. Тут, скорее, не антисемитизм, тут антииудаизм. Крестовскому не нравятся не еврейская кровь, не внешность, не язык. Но характер, который, на его взгляд, обусловлен религией. И вот с этой точки зрения роман крайне интересен. Если вы никогда не понимали, почему в России были погромы, - прочитайте книгу. Вы увидите, как русский человек относился к еврейскому вопросу. Я не скажу, что Крестовский прав, я просто не разбираюсь в этой теме. Но он хорошо показывает что думали в обществе.
Трилогия очень неровно написана. Есть совершенно блестящие сцены, это и посвященные матери Серафиме эпизоды, и разговор Ольги с Каржолем в конце второй части. Есть куски, которые можно было без ущерба убрать, они скучны и затянуты. И, наконец, есть целые главы, представляющие собой, по сути, статьи, пространно рассказывающие о политической обстановке или о военных действиях. Почему они написаны, я понимаю. Крестовский всей душой болел за Россию (И, кстати, явно считал, что освобождать болгар - так себе идея,
К сожалению, трилогия не закончена, так что судьба Тамары так и осталась нам неизвестной. Во многом я с Крестовским не согласна (в частности, мы расходимся в вопросе образования, я стою за светское), но книга весьма любопытная, весьма.
|
</> |
