Три вещи, которые могли спасти СССР
dm_kalashnikov — 15.03.2012 Позволю себе толику наивности и мелкобуржуазной эстетики. В общем, задумался я однажды о том, что хорошего могло бы сделать советское руководство, скажем так в 70-е, чтобы советских граждан не тошнило от "проклятого совка" уже в конце 80-х.1. Хорошие автомобили.
Значение автомобиля во второй половине ХХ века трудно переоценить. Автомобиль стал скорее социальным фетишем и порождением целого направления в искусстве, нежели средством передвижения. Советские люди собирали "модельки" заграничных автомобилей, которые они, как им казалось, никогда не смогут себе позволить (впрочем большинство и не может). Автомобиль был одним из средств повышения доминантности у мужчин, тут чистая биология, не зря ж у кавказцев почётно быть шофером, а вкалывать на заводе вроде как "западло". И на что мог рассчитывать средний советский инженер за несколько лет откладывания денег и стояния в очереди? Правильно: на убогое жигули очередной модели. А средний инженер из США? Вот на это:
Dodge Charger 1969
Mercury Cougar 1968
Oldsmobile 442, 1969
Plymouth Roadrunner 440
Правда здорово?! При этом подобные маслкары были весьма доступными по цене (от 3.5 тысяч долларов) и любой инженер "средней руки" мог накопить на такой примерно за год. Правда такие машины потеряли популярность после нефтяного кризиса 1973 года (который к слову, СССР не коснулся), поскольку имели огромную мощность двигателя.
Если бы СССР делал подобные автомобили, с таким роскошным дизайном и разнообразной модельной линейкой, то это безусловно бы породило особую автомобильную субкультуру с гонками, экспериментами по "разгону" двигателей и красивыми девушками. Советский инженер по вечерам бы мирно копался в своём уютном гараже и был доволен как слон. Все знают, что в СССР были серьёзные проблемы с промышленным дизайном, но ведь даже Сталин приглашал Фердинанда Порше в 30-х годах, но его всё же переманил Гитлер. Лучше возьмём-ка что-нибудь итальянское, у них коммунистическая партия сильная.
Свою школу промышленного дизайна мы так и не вырастили, считая, что мол это не главное, всё это буржуазные изыски и т.д. А надо было, поскольку есть теория о том, что СССР развалился из-за скуки. Испанский премьер Фелипе Гонсалес, как-то сказал, что «он предпочел бы быть зарезанным в нью-йоркском метро, чем умирать от скуки в Москве». Можно поспорить, но голод на образы безусловно был и советское руководство даже не пыталось его утолить. Не хватало витрин, того, на что можно было посмотреть. Например, интеллигенция и молодёжь почти боготворила японский магнитофон "Акаи". Потому как "дизайн, красиво".
Бобинник Akai
Это было то жизненно необходимое, за что человек мог запросто зацепиться и сказать "я не хочу терять страну, которая для людей производит такое". Мы производили лучшие в мире космические аппараты и военную технику, но кайф от неё получало не более двух процентов населения, те кто понимал. А надо было, чтобы каждый мужик знал, что вот-вот чуть подкопить и можно себе позволить машину-мечту. Разумеется, создание автомобиля "та ещё задача" по сложности, нужны огромные финансовые вливания во все смежные отрасли, но мешало "марксистское" мышление. "Не ча тут!. Специально завышали цены даже на наши авто. Опять же узколобый Хрущёв.
2. Частные дома.
Классический размер дачного участка в советское время составлял 600 квадратных метров и кроме того, существовали строгие ограничения на размеры и архитектурно-конструктивные решения дачных построек, например, нельзя было возводить двухэтажные домики, запрещалось сооружать подвалы и прочее. Но это же, извините, ёбаный стыд для самой большое в мире страны. Русскому человеку была всегда свойственна широта мышления, которая проецировалась на пространственные категории — "выйти в бескрайно поле, закричать что есть мочи и упасть на стог сена". И опять же хрущёвские ограничения тут явно не сыграли на пользу.
Типичная усадьба современного русского "крепкого середнячка"
Русский человек работящий, руки откуда надо растут, ему негде развернуться на этих европейских 6-ти сотках, ему противно строить крохонький одноэтажный домик. Надо было давать хотя бы по 30 соток, чтобы было где яблоневый сад посадить, грядки развести, двухэтажный терем отстроить с банькой и большую лужайку с качелями у дома, чтобы внуки резвились по воскресеньям. Чтобы мог человек сказать "это моя усадьба, ещё правнукам достанется". Русские рукастые от природы — 30 соток в самый раз для одной большой семьи. Но опять же, с одной стороны "догнать и перегнать Америку", с другой — "вот этого не положено".
3. Общегосударственная автоматизированная система управления хозяйством.
Тот самый проект академика В.М. Глушкова, который мог нас вывести в лидеры столетия по автоматизации и информатизации общества. Предлагалось связать все государственные учреждения страны(от заводов и НИИ до школ и ЖЭКов) единой информационной сетью, собирать и обрабатывать все данные централизованно. По сути — промышленный интернет, который логично эволюционировал бы до гражданского сектора. Проект был не дешёвый, но окупился бы с лихвой уже после первой пятилетки. Планировался ввод даже электронных денег. И это в конце 50-х, когда у США даже мыслей таких не было. Весь проект оптимизировал бы советскую плановую экономику, сделав её самой сильной и экономной в мире. Что-то подобное, но в более мелких масштабах предпринял английский кибернетик Стаффорд Бир в Чили, во время правления Сальвадора Альенде. Но США не терпят конкурентов в области стратегического управления и бировский "Киберсин" варварски уничтожили.
Ситуационная комната Киберсина
Широкая информатизация непременно бы привела к открытости советского общества, что позволило бы решить массу социально-экономических проблем. Но нет, советские чиновники испугались, что они останутся без работы при таком раскладе и проект отклонили. Я считаю, что именно это было роковой ошибкой советского руководства за всю его послевоенную историю.
Такие дела.
|
</> |