Три принципа могущества Чингизхана
1way_to_english — 08.03.2021Чингисхан был самым успешным военным лидером в истории человечества. Он провел фантастические военные кампании и завоевал в два раза больше территорий, чем кто-либо. Он покорил население двенадцати миллионов квадратных миль, при этом его армия насчитывала всего сотню тысяч человек.
Армия Чингисхана состояла исключительно из кавалерии, и все были на равных, и все передвигались быстро. В большинстве армий многочисленные отряды занимались провизией; в армии Чингисхана каждый нес на себе все необходимое. Они все доили собственных животных и кормились охотой и грабежом.
Известный предприниматель и венчурный инвестор Бен Хоровиц задался вопросом, как сумел запуганный мальчишка по имени Тэмуджин, который рос изгоем и боялся собак, добиться такого прорыва. О правилах Чингисхана он рассказывает в одной из глав книги «Мы — то, что мы делаем».
Чингисхан создал удивительно стабильную культуру, основав ее на трех принципах: меритократия, верность и сплоченность.
Меритократия. Он распределял обязанности в зависимости от личных способностей и преданности людей, а не родственных уз. Чтобы укрепить свою новую меритократию, он под страхом жестокого наказания запретил членам своей семьи становиться ханами и лидерами без выборов.
Он ввел понятие закона, власть не гарантировала неприкосновенность. В эпоху, когда правители считали себя выше закона, Чингисхан настоял на том, чтобы лидеры несли ответственность за свои поступки наравне с последним пастухом.
Верность. Чингисхан понимал верность совсем не так, как его современники. Как правило, лидеры требовали от воинов умереть за них, но Чингисхан считал верность двусторонними отношениями, которые накладывали на него немалую ответственность.
В отличие от других завоевателей, Чингисхан никогда не наказывал своих полководцев, и это объясняет, почему за шестьдесят лет ни один из них не дезертировал и не предал его.
Используя метод, который позже перенял Шака Сенгор, Чингисхан требовал относиться к чужакам по тем же нравственным принципам. Когда он объявил, что нельзя предавать своего хана, он замыслил это как глобальное правило. После того как он наконец покорил племя Джамухи в 1205 году, несколько людей Джамухи выдали ему своего предводителя, надеясь заслужить благоволение Чингисхана. Но вместо того чтобы вознаградить этих перебежчиков, он казнил их — как и предупреждал их Джамуха. А затем казнил самого Джамуху.
Возведя верность в высшую добродетель, Чингисхан получил весомое военное преимущество. Как раз потому, что он не требовал от своих воинов умирать за него, они были рады это сделать. Монголы говорили о Чингисхане: «Если он отправит меня в огонь или воду, я пойду».
Сплоченность. Чингисхан ввел радикальные изменения в протоколы военных действий. Вместо того чтобы проявлять уважение к захваченным лидерам, а солдат обращать в рабов, он казнил лидеров (чтобы они не подняли против него восстание), а простых солдат отправлял в свою армию.
Так он не только пополнял ее ряды, но и создавал себе репутацию «работодателя», который дает всем равные возможности, — человека, под началом которого хочется служить каждому.
Он также поощрял свадьбы между племенами, поскольку это способствовало сплоченности.
Чем больше земель завоевывал Чингисхан, тем больше избирательности он проявлял в выборе людей, которые должны вступить в ряды его армии, отдавая предпочтение ученым и инженерам, а также врачам, которые сопровождали каждую тысячу.
После того как он с большим успехом использовал китайских ученых для управления империей, каждый раз, когда он захватывал город, он собирал местных ученых на допрос — по сути, это было собеседование на вакантные места. Привлекая иностранных инженеров с их знаниями и опытом, он сумел построить самую технически совершенную армию, какая когда-либо существовала: к примеру, он использовал такие орудия, как требушет и катапульта.
После смерти Чингисхана в 1227 году монголы, унаследовавшие его империю, остались верны межкультурному подходу и добились удивительных результатов. Их инженеры объединили достижения Китая (порох), исламского мира (огнеметы) и европейские инновации (отлив металлических колоколов) и создали новое мощное оружие — пушку.
По мере продвижения своей армии Чингисхан следил за тем, чтобы умения и знания завоеванных народов передавались его людям. И это был общий принцип поведения для всей империи. Будь то политика религиозной толерантности, единый алфавит, почтовые станции, игры или печать альманахов, денег и астрономических карт, правители Монгольской империи проявляли непреклонный универсализм.
Поскольку у них не было своей системы, чтобы навязывать ее подчиненным, они были готовы перенимать и сочетать системы совершенно разного происхождения. Лишенные твердых культурных предпочтений в этих сферах, монголы внедряли прагматичные, а не идеологические решения. Они искали то, что было эффективно, и когда находили, распространяли повсеместно.
Он ввел — возможно, впервые за всю историю человечества —религиозную свободу. Хотя покоренные народы должны были поклясться в верности Чингисхану и соблюдать законы монголов — и он казнил священнослужителей и имамов, которые выступали против него, — они могли верить во что хотели и соблюдать свои традиции. Он был прагматиком, а не фанатиком. (с) Идеаномика
недели через две изложу 12 принципов достижения могущества Тамерлана, подписывайтесь. теперь буду писать чаще.
* Что делает нас здоровыми и счастливыми - Гарвард, 75 лет наблюдений
* Хвала внутренней старухе * 10 советов 30-тилетним от тех, кому за 40
* Три типа людей, запускающих социальные эпидемии
|
</> |