Три кейса про заходы сверху
rabota_psy — 17.11.2019
Дзеном принесло мне текст :) И
публикую в открытом доступе потому, что автор сама предложила
обсудить его всем желающим. В дзене текст набрал 5
тыс. дочитываний и 1,5 тыс лайков.
На самом деле текст назывался:
"Три кейса про кофе и обреченный
бизнес".
Я, наверное, не вправе учить людей делать бизнес. Потому что я сама
ни разу не успешный бизнесмен. Поэтому считайте, что это просто три
истории про кофе.
.
1. Вот уж проблема
.
Я переехала в спальный район. Рядом - в сотне метров от дома, нет
кофеен. Есть подальше, три остановки автобуса, но утром, сонная, с
детьми я туда не побегу.
Я пришла в кафе около дома. Говорю, ребят, я знаю, что
вы работаете с 10. Но мне в 9 утра позарез нужна чашка кофе. Ведь в
9 уже кто-нибудь есть на месте? Я же могу заходить утром
через черный ход, и заказывать кофе? Теоретически, я даже сама его
могу делать. Просто научите.
- Нет, - говорит мне администратор. - Вы с ума сошли. Это
невозможно.
- Почему? Ведь тут полно народу в 9 утра. Персонал. Готовятся
к открытию. Они же пьют кофе.
- Но мы с десяти.
- Я знаю. Поэтому и прошу в порядке исключения. Я ж не голубцы
прошу. Чашку кофе. Каждое утро.
- Нет -нет. Мы и кассу открываем в 10. И стаканчиков бумажных
на вынос у нас нет.
Вот уж проблема.
Ну ок. Хорошо, ребят. Ваш капучино стоит 200 рублей, при
среднем чеке по Москве - 120-150 рублей. Я готова была платить. И
дружить с вами. И рекомендовать вас друзьям. И ходить в ваше кафе
постоянно. С детьми.
Но теперь нет. Ваш главный козырь - шаговая доступность -
побит шестеркой вашей неспособности решить простейшую задачу.
Я сама к вам пришла. Я на крючке. Бери меня. Но нет. Между нами -
квест: где же купить стаканчик на вынос и как же сварить в 9 утра
капучино?
.
2. Женщина совсем не френдли
Моя дочь пошла в детский садик. Ей нет еще и двух, ребенок
адаптируется, буквально первые дни. Она может заплакать, например ,
и тогда мне придется экстренно бежать к ней . Оставив дочку в
садике, я понимаю, что у меня есть три часа как бы свободного
времени, но к месту я все равно привязана. Оглядываюсь, вижу
салон красоты. О! Отлично!
Иду в салон, объясняю ситуацию. Вот в соседнем здании сад, я в
любой момент могу сбежать туда, но пока я тут - давайте процедурки
поделаем. Например, маникюр.
Давайте.
Итак, сидит женщина, пилит мне ногти. Масочки для рук всякие
делает. Телефона у меня соответственно нет, работать не могу.
Женщина совсем не френдли, то есть и не болтаем. Телика в
помещении нет.
Скучно.
Чувствую, рубит меня. Спать хочу. Недосып сказывается.
- А можно попросить чашку кофе? - спрашиваю я у
маникюрши.
- Спросите у администратора, - отвечает она.
Блин, сама любезность. Я зову администратора. Прошу
кофе.
- У нас не предусмотрено.
- Что не предусмотрено? Чайник?
- Мы не кормим клиентов.
- Не надо меня кормить. Я засыпаю просто. Мне чашку кофе. И
всё.
- Да нет у нас такого, - злится администратор. И уходит.
Она сидит в общем зале, листает Инстаграмм. Чёрт, я
единственный клиент в этом салоне. За углом - продуктовый магазин.
Ну в чем проблема -то? Ведь дело не в кофе, а в том, что вы меня не
искали, я сама пришла. Удержите меня. Предложите кофе, да хоть
растворимый, спросите про ребенка. Я же сама почти все уже
рассказала, просто дожмите. Но нет.
Эта молча пилит ногти, вторая смотрит Инстаграмм. Вот поэтому
к вам в салон можно записаться"в любое время". Записи нет никакой.
Ибо трафик мог бы быть бешеный, если бы кто-то...работал. За
маникюр я заплатила 1600. Это выше среднего ценника. Видимо, в
стоимость входило отсутствие сервиса.
.
3. Кожанная сумка Prada
В Торговом центре я вышла из кафе, в руках - стаканчик с кофе. Жду
подругу, которая зависла в магазине рукоделия. Просто стою и жду.
Напротив за стеклянными дверями - обувной магазин. Я человек
импульсивный. Я могу купить туфли за минуту.
И вот я стою и пью кофе. И вижу туфли, которые вероятно
подойдут к моему новому платью. Я не собиралась сегодня покупать
туфли , но во мне живет немножко от Керри Бредшоу. Я решаюсь
померить. Тяну на себя стеклянную дверь. Она закрыта. Вход в
магазин со стороны эскалаторов. Это надо обойти весь тц и войти в
этот магазин с другой стороны.
Нет, я не могу. Мне надо зайти с этой стороны. Я стучу
консультанту, улыбаюсь, говорю: пустите на минуточку. Там внизу
такой замочек поднять - и дверь откроется.
- Тут нет входа, - поясняет мне консультант за дверью.
- Я понимаю. Но у меня прям минута. Пустите , плиз, я вон те
туфли померяю.
- Не положено, - говорит он, тянется к замку, но отдергивает
руку.
- Да я на минуту!
Между нами стеклянная дверь , как в фильмах про американскую
тюрьму. Будто кто-то из нас преступник, а кто-то пришел его
навестить.
- Не положено.
Слушай, парень, я только что чуть не купила туфли за 9 тысяч
рублей. Я принимаю решение мгновенно. Меряю - и либо да, либо нет.
Твоя зарплата разве не зависит от продаж? Так что же ты не открыл
мне дверь, когда я сама к тебе пришла???
- Ну что, идем? - спрашивает подруга, которая накупила
какой-то пряжи и чувствует себя счастливой.
- Идём.
- Ты хотела туфли глянуть? Давай! Время еще есть, минут
5.
- Нет, я уже не хочу.
Ну так вот, дорогие мои бизнесмены. Принимайте-ка ненужный вам
совет от человека, который ничего не смыслит в бизнесе. Бизнес -
это обмен энергиями. Это Вау в обмен на Вау. Деньги - это тоже Вау.
Вы не туфли продаете. Не маникюр. Не кофе. Вы эмоцию продаете. Я
прощу вам холодный кофе за улыбку, необрезанную кутикулу - за
душевность, натертую ногу - за комплимент. Купите, блин, мою
лояльность, я ж за бесценок отдаю. Ничего она не стоит почти. А без
эмоции вы нафиг никому не нужны, понимаете? Потому что вы не
уникальны. Потому что конкуренты - за углом. И они мне улыбнутся,
сделают кофе и скажут мне, невыспавшейся с колтуном на башке, что я
прекрасно выгляжу. И всё. "Я уж другому отдана и буду век ему
верна".
И я не понимаю, как может быть иначе. Вы можете арендовать самое
ходовое место и продавать там самый топовый товар, но если вы не
научитесь улыбаться клиенту, грош цена вашему трафику и бизнесу.
Пока вы не думаете о клиенте, он не думает о вас. Казалось бы -
просто текст о кофе. А сейчас он соберет свои лайки и репосты, и
его будут читать, обсуждать и смаковать. Потому что я не продаю
тексты. Я продаю эмоции. Вот вам и Вау.
Автор текста: Ольга Савельева.