Три имени русской идеи: Счастье, Совесть, Развитие

Без большой общей идеи не может быть широкого объединения граждан.
Истина азбучная, но пониматься широко начинает только сейчас. Хотя уже давно несколько претендентов воюют за трон царя русских идей, того самого «царя в голове», без которого ни одно большое дело не делается. Самые известные из них – идея свободы и идея богатства.
Оба претендента, однако, оказались не слишком удачливы. Потому что своей оборотной стороной имеют: а) индивидуализм, б) личную ответственность и в) ту степень одиночества, которая неприемлема для русских. Я говорю, естественно, о всех людях русского языка и русской культуры безотносительно к цвету глаз, форме носа и т.п.. Такое одиночество разрушает важнейшую конституционную особенность наших душ – стремление к общности, выражающееся, в чстности, в нашей необъяснимой для европейца потребности быть вместе, общаться. Не добавляет силы обом претендентам и их неспособность давать удовлетворительные ответы на вопрос о смысле жизни – вопрос, который для нас издавна важен.
В то же время законный владелец трона царя наших идей растет. И уже вырос настолько, что приходит время назвать его.
Но оказалось, что имен у него три. Не три лица и не три головы, как у известных мифических персонажей, но три имени.
Эти имена – Счастье, Совесть (иногда его заменяют Справедливостью) и Развитие.
Совсем недавно я писал о связи счастья и развития – о том, что устойчивое, не мимолетное счастье достижимо для человека только как результат его личностного, духовного развития. Но какое отношение к развитию и счастью имеет совесть? Самое прямое.
Среди разных регуляторов поведения человека (желаний, потребностей, культурных стереотипов, включая в их число и стереотипы моральные, и т.д.) совесть занимает особое место. Этот наш психический орган позволяет выделять из огромного мира идей, в который погружено наше психическое бытие, ту единственную идею, которая говорит нам, что именно мы должны делать в данный момент. Таким образом, совесть можно считать «представителем Бога в душе» и даже «Индивидуальным Богом» (замечу в скобках, хотя это и не так важно для данной темы, что кавычки в обоих случаях не так уж и необходимы). Совесть является как бы нашим проводником по тонкому миру, нашим руководителем в личностном, духовном развитии.
Вместе с тем, будучи конкурентом эгоистических желаний, совесть является и их ограничителем. И если рассматривать не индивидуальную, а общественную функцию совести, то легко видеть, что наряду с моральным принципом нестяжательства, совесть создает предпосылки для уменьшения неравномерности в распределении материальных благ и, таким образом, открывает возможность обеспечивать всех членов общества необходимыми для их личностного развития материальными ресурсами.
По мере своего личностного, духовного развития человек учится понимать значение совести в своей жизни и учится слышать ее все лучше и лучше, все лучше понимать, чего требует совесть и к чему его подталкивают другие «внутренние советчики». Поэтому духовно развитой, счастливый человек – это всегда человек совестливый.
Счастье, Совесть, Развитие – ССР. Есть большой соблазн добавить к этим двум «С» третье (взятое, например, у тех же Свободы или Справедливости) и объявить целью общества СССР, сыграв на естественной ностальгии по славным временам советского дракоши, на дыхании которого так хорошо было жарить яичницу.
Но это было бы большой ошибкой. Речь не может идти ни о возраждении СССР, ни о создании его новой версии СССР2.0. Все дело в том, что СССР и погиб от того, что с самого начала стал попирать совесть как главный принцип общественный жизни. Оттого и стало невозможным в СССР развитие – как личностное, так и общественное. Оттого-то и были мы так невеселы, так не счастливы («не» отдельно) в советские времена. Хотя и сегодня счастливее мы не стали.
Нет, не второй СССР нам нужен. Нам нужно совсем иное...