Три головы историка
navlasov — 18.01.2021 Ровно 150 лет назад, 18 января 1871 года, в Версальском дворце прусский король Вильгельм I был торжественно провозглашен германским императором.Об этом знают все, и поэтому писать я сегодня буду совсем о другом.
Два года назад мне пришла в голову идея написать научно-популярную книжку, посвященную объединению Германии в XIX веке. Не с перечислением всем известных фактов, разумеется. А с рассказом о том, как и почему это произошло, могло ли оно состояться раньше или не состояться вообще, какие факторы способствовали и препятствовали германскому единству, чьей заслугой оно стало и насколько вероятны были альтернативные варианты немецкой истории. Выйти эта книга, понятное дело, должна была как раз к юбилею - осенью 2020 года.
Знаете, почему вы не найдете ее в магазинах?
Элементарно - потому что я ее так и не написал!
При том, что проект нравился мне самому, и я цеплялся за него до последнего. Минувшей весной я волевым усилием решил отказаться от идеи написать большую книгу (объемом 15-20 авторских листов) и сделать рукопись для серии "Parvus libellus" издательства "Евразия" (7-8 листов). Но и на это у меня элементарно не хватило ресурсов. Все ресурсы ушли на работу и научный проект.
И вот тут мы подходим к одной очень важной проблеме. Проблеме, которую я уже затрагивал в некоторых своих предыдущих записях.
Идеальный, сферический в вакууме профессиональный историк должен:
1. Выполнять свои обязательства перед работодателем; в современных условиях это значит публиковать статьи в журналах с высоким импакт-фактором и иметь большой индекс Хирша (если эти термины Вам ни о чем не говорят, я Вам искренне завидую).
2. Заниматься серьезными научными исследованиями.
3. Рассказывать об истории широким народным массам - через научно-популярные книги, участие в просветительских проектах, СМИ и так далее.
Проблема заключается в том, что в реальной жизни это зачастую три совершенно разных направления, которые слабо пересекаются друг с другом. Пункты 1 и 2 кое-как друг с другом примирить еще можно (хотя во многих случаях со скрипом - серьезная научная работа плохо уживается с задачами типа "любой ценой опубликовать четыре статьи в год в высокорейтинговых журналах на популярные в данный момент темы"). А вот пункт 3 с ними обоими - только в исключительных случаях (например, если речь идет об исследованиях Великой Отечественной войны; но эта тема - вообще очень хороший пример исключения из всех мыслимых правил).
В результате три направления деятельности неизбежно начинают конкурировать друг с другом за ресурсы, как три головы Змея Горыныча. Вам приходилось хоть раз задумываться, как он вообще живет, этот горемыка с тремя головами и одним телом? Даже оставляя в стороне вопрос о том, как три мозга согласовывают между собой команды хвосту и лапам - представляете, какая нагрузка на несчастный организм, вынужденный обеспечивать кровообращение и снабжать всем необходимым три головы?
Для меня вопрос распределения ресурсов между тремя направлениями всегда был актуальным. "Золотого сечения" я так и не нашел - какая-то голова вечно оставалась недокормленной. Научно-популярные книги я, конечно, буду писать и дальше - просто потому, что это нравится мне самому. Моя любимая идея - книга под названием "Рождение легенды": о том, как и почему прусская армия, которую в 1850-е годы никто особо не принимал всерьез, в 1870-е годы стала в глазах всего мира "непобедимой и легендарной", объектом восхищения и образцом для подражания. Но когда я смогу ее реализовать - боюсь даже загадывать.
|
</> |